СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблематизация на уроках математики как эффективный метод организации целенаправленной деятельности обучающихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок математики в условиях введения ФГОС предполагает совершенно новую логику и структуру. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Существуют определённые требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС :

Главным требованием, по моему мнению, является следующее: чтобы организовать эффективную деятельность учащихся по достижению поставленной ими цели, учителю надо чётко представлять свои цели, свою идею и замысел урока. Проблематизировать – значит искать, искать и находить точки и границы знания и незнания.

Принципы создания проблемных ситуаций на уроках разработаны в технологиях развивающего обучения.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Урок  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Проблематизация на уроках математики как эффективный метод организации целенаправленной деятельности обучающихся.»

Проблематизация на уроках математики как эффективный метод организации целенаправленной деятельности обучающихся.


Джура Елена Николаевна, учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Ханты-Мансийска.


Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека


Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования Федерального государственного образовательного стандарта?

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» ( В.А.Сухомлинский).

Современный урок математики в условиях введения ФГОС предполагает совершенно новую логику и структуру. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Существуют определённые требования, предъявляемые к современному уроку математики в условиях введения ФГОС :

Главным требованием, по моему мнению, является следующее: чтобы организовать эффективную деятельность учащихся по достижению поставленной ими цели, учителю надо чётко представлять свои цели, свою идею и замысел урока. Проблематизировать – значит искать, искать и находить точки и границы знания и незнания.

Принципы создания проблемных ситуаций на уроках разработаны в технологиях развивающего обучения.

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Ученик на таком уроке – это живой участник образовательного процесса.

Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:

Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.

Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:

«Так как же мы решили проблему?»

Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Демонстрация множественности смыслов слова». «Проблемная ситуация», «Индуктор» и др. Существует множество приёмов, педагогами разработаны подборки

При выборе приемов целеполагания используются следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби» (подводящий диалог).Учитель спрашивает класс: «Какая часть прямоугольника закрашена? Дайте ответ, используя разные доли». Затем педагог предлагает сравнить дроби . Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Формулируется проблема и цели урока

Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Прием «Работа над понятием». Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например, тема урока в 11 классе «Первообразная функции». Учитель предлагает учащимся объяснить значение слова первообразная. Учитель: «От каких двух слов происходит слово первообразная?» Ученики: «Первый и образ». Учитель: «Значит, что такое первообразная функции?» Ученики: «Это первый образ функции». Учитель предлагает классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.

Прием «Моделирование жизненной ситуации» Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала.

В ходе групповой работы по поиску решения учебной проблемы развиваются коммуникативные умения и личностные качества учащихся. Таким образом, проблемная ситуация является универсальным условием формирования УУД.

В заключении хочется сказать, что важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Считаю, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.

Поэтому, каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели.

Работая над формированием действия целеполагания, мы понимаем, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмалов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмалова. — М.: Просвещение, 2010.

  2. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.

  3. Технология целеполагания урока. Г. О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. — М., АПК и ПРО, 2002.

  5. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех. Сб. материалов. — М., Баласс. 2006. С. 144 -180. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!