СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 10 классе "Проблематика рассказа М. Горького "Челкаш"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Горького; провести аналитическую работу над рассказом «Челкаш», выяснить идею и замысел автора; развивать речь учащихся; формировать навыки анализа текста художественного произведения; воспитывать литературный вкус.

Оборудование: записи на доске, презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе "Проблематика рассказа М. Горького "Челкаш"»

Тема: М.Горький. Рассказ «Челкаш»

Цель: продолжить знакомство с творчеством М.Горького; провести аналитическую работу над рассказом «Челкаш», выяснить идею и замысел автора; развивать речь учащихся; формировать навыки анализа текста художественного произведения; воспитывать литературный вкус.

Оборудование: записи на доске, презентация к уроку.



Ход урока.

  1. Проверка д/з.

Чтение наизусть отрывков из «Песни о Соколе»

  1. Слово учителя.

Максим Горький – писатель, который на своём опыте испытал тяжёлый труд рабочего человека. Находясь в Нижнем Новгороде, Горький публикует в местной газете рассказы о людях, которых встретил в странствия по Руси. Среди этих рассказов, по совету Короленко, горький печатает большой рассказ «Челкаш», через некоторое время напечатанный в журнале. На сегодняшнем уроке мы постараемся разобраться в идейном замысле произведения, отметим особенности изображения героев, выясним роль пейзажа.



  1. Словарная работа.

Фелюга – небольшое парусное промысловое судно.

Меркурий – в римской мифологии бог торговли

Пакгауз – склад в порту для хранения грузов.

Бунт – здесь: сложенный в штабеля товар.

Штыка (штык) – здесь: металлический слиток

Пестрядь – грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток.

Такелаж – снасти судна (пеньковы и металлические тросы)



  1. Аналитическая работа над произведением.

  1. Обратим внимание на начало рассказа. При помощи каких слов автор передаёт «звуки трудового дня». Как Горький рисует противостояние людей и созданного ими материального мира? Какая фраза является ключевой в этом описании?

  2. Работа по составлению сопоставительной характеристики героев. Задание по вариантам. Заполнение таблицы.

  1. Портретные зарисовки

Челкаш

Гаврила

Портрет

«острое хищное лицо»

«длинный, костлявый, сутулый», «горбатый, хищный нос», «кот», «степной ястреб», «хищная худоба», «хищная птица», «волчьи лапы», «кошка»

ВЫВОД

В описании героя встречаются повторения, что говорит об обычном, естественном состоянии героя




«здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сморщив глаза», «безумное лицо»







Описание внешности Гаврилы даётся в развитии, наблюдается динамика его характера, причём в худшую сторону.



- Какой приём используем автор при описании психологического портрета героев? (Антитезу)

- Кто из героев вызывает симпатию? Почему?

2. Как герои относятся друг к другу?

Челкаш о Гавриле

Гаврила о Челкаше

«сосунок», «дурак», «телёнок», «собака», «гнус»

«оборванец», «драный», «пьяница», «тёмный»



Чьи слова бьют точно в цель?

3. Имущество героев

Челкаш

Гаврила

разорванная рубаха да грязные штаны



Вывод:

Свободен, нечего терять

«Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля



Есть что терять



4. Отношение к свободе

Челкаш

Гаврила

Любит свободу, море

Возненавидел парня за то, что тот смеет любить свободу

«Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»



5. Докажите, что противопоставление становится очевидным. Выпишите из текста соответствующие фразы.

Челкаш

Гаврила

«босяк»

«хищник»

«волк»

«ястреб»

«хозяин»

«охотник»

«крестьянин»

«дитятко»

«теля»

«сосунок»

«раб»

«жертва»



В конце рассказа: лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы

ВЫВОД: оба хищники!



ЗАДАНИЕ: проследите по тексту, когда же началось это превращение из безобидного Гаврилы в хищника-Гаврилу?

Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное»

У Гаврилы возникает желание «убить и ограбить»

«Гаврила кошкой изогнулся»

«Старый травлёный волк и предположить не мог, кого он вырастил»

- Кто же из двоих страшнее?

Челкаш

Гаврила

На дне жизни – это плохо, но хуже уже некуда

Ощутил преступную слабость обладания богатством

Не остановился

Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога?

Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого



ЗАДАНИЕ: Прочитайте описание пейзажа со слов: «Море выло…» Какую роль он играет в рассказе? Какие средства выразительности использует автор?

- Как ведут себя герои в минуту опасности? Выпишите ключевые слова: поведение Челкаша, Гаврилы

- Как относятся герои к деньгам, богатству: зачем нужны деньги Челкашу, зачем – Гавриле?

- Что мы знаем о прошлом Челкаша и Гаврилы?

- Что роднит героев при всём несходстве их характеров, что отличает друг от друга?

- Как вы думаете, на чьей стороне автор? Почему рассказ назван «Челкаш»?

- Какова, на ваш взгляд, идея произведения? Какое значение этот рассказ играет для вас – нынешнего поколения?

Идея рассказа в том, что выше всех материальных ценностей должны быть нравственные ценности, которые не утерял «босяк» Челкаш, но которые «растерял», на первый взгляд, скромный, богобоязливый Гаврила.

Хотя со времени написания рассказа “Челкаш” прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей — все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.)

Итог урока:

Какие выводы для себя вы сделали после знакомства с рассказом «Челкаш»?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Чему научили меня произведения М.Горького?»

Подготовиться к внеклассному чтению: прочитать повесть Фраермана «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!