Организация образовательного пространства урока |
I. Организационный (мотивационный). Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Создание настроя для эмоциональной подготовки к изучению произведения. Включение аудиокомпозиции «Благодарю судьба…» | Эмоциональное слушание | Прослушать композицию, уловить настроение произведения. | Смыслообразование, прогнозирование, извлечение необходимой информации из прослушанного произведения, в том числе эмоционально-экспрессивной. | умение слушать и понимать текст музыкального поэтического произведения, выделять смыслообразующие компоненты, художественные образы, эмоционально реагировать на произведение; художественно-эстетическое развитие личности. |
II. Целеполагание Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Вопросы: какие образы возникли у вас во время прослушивания романса? Какое настроение? Обратите внимание на раздаточный материал (текст, маршрутная карта урока). Как соотносится название произведения с прослушанным романсом? (подробное обсуждение названия) Как вы думаете, какие проблемы (темы) будут затронуты на уроке? Направляет диалог при постановке темы и проблемы урока | Отвечают на вопросы, включаются в урок, прогнозируют проблемы, которые возможно, будут выявлены в рассказе. Аргументируют свои предположения на основе семантики названия. Формулируют тему и проблему урока. | Ответить на вопросы, выдвинуть предположение, аргументировать свое мнение, сформулировать тему. | Оценка, саморегуляция, выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания, постановка и формулирование проблемы, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи | Умение выявлять и формулировать проблемы, ставить цели, прогнозировать будущую деятельность, обосновывать свои предположения; развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции. |
III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов) Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Объясняет принцип медленного чтения, знакомит с маршрутной картой ученика. | Слушают, заполняют «шапку» маршрутной карты. | Понять принципы работы на уроке, начать заполнение маршрутной карты. | смыслообразование, составление плана и последовательности действий, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение совместно планировать работу, развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Помогает разобрать элементы анализа текста, этапы работы с маршрутной картой как вспомогательным средством для достижения учебных целей. | Подробно знакомятся с маршрутной картой, разбирают приемы анализа текста, повторяют (изучают) основные понятия, необходимые для работы (портрет, образ, сюжет, композиция, художественное пространство и т.д.) | Проанализировать маршрутную карту, выстроить план работы с текстом | смыслообразование, составление плана и последовательности действий, саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Умение совместно планировать работу, развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции. |
V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов). Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
«Направляет» процесс медленного чтения, останавливает в необходимых местах, задает наводящие вопросы, помогающие осмыслять и анализировать произведение, помогает (при необходимости) в работе с маршрутной картой и справочными материалами. В необходимый момент включает видеофрагмент: разговор героев о прощении (это помогает «переключить» каналы получения информации, помочь ученикам соотнести внутренние визуальные образы с кинематографическими) | Читает вслух и/или слушает одноклассников, выявляет ключевые детали, мотивы, обсуждает, работает с картой (выполняет письменные задания). | Медленно читать, находить средства создания художественной речи, размышлять над их смысловой и эстетической функцией, обсуждать и аргументировать, выполнять поэтапно письменные задания. | оценивание усваиваемого содержания, саморегуляция, определение последовательности промежуточных целей, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ, построение логической цепи рассуждения, доказательство, умение слушать и вступать в диалог, учет позиции других людей, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Развитие навыков смыслового чтения, анализа, выделение значимых компонентов текста, умение систематизировать материал, интерпретировать произведение, развитие коммуникативных навыков, а также навыков саморегуляции. |
VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Дает задание для самостоятельной работы (анализ последнего эпизода) | Читает про себя, анализирует, самостоятельно выполняет задание. | Дочитать текст, закончить работу с маршрутной картой | саморегуляция, определение последовательности промежуточных целей, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ, построение логической цепи рассуждения, доказательство, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Закрепление полученных навыков в самостоятельной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, владение основами самоконтроля, самооценки |
VII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Задает вопросы для письменной рефлексии (отзыва). По выбору ученика. 1.Простила ли Надежда героя? 2.Хотел бы Николай Иванович исправить ошибки прошлого? Возможно ли это? 3.Что такое любовь в понимании героя и героини? Аргументируйте свой ответ (5-7 предложений) | Строит письменное высказывание, аргументирует свою позицию. | Написать отзыв о произведении с опорой на один из вопросов (или самостоятельно) | оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор, извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, эстетического сознания через творческую деятельность. Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью. |
VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания. Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося. |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Поскольку выполнение домашнего задания затруднено в условиях нашей школы, оно заменяется рекомендациями учителя по самостоятельному поиску и прочтению других произведений цикла «Тёмные аллеи» |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________