СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема воспитания, образования будущего гражданина в комедии Фонвизина "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема воспитания, образования будущего гражданина в комедии Фонвизина "Недоросль"»

Проблема воспитания, образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена.

Проблема воспитания, образования будущего гражданина.

«Говорящие» фамилии и имена.

Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания.  ( В. О. Ключевский). Василий Осипович Ключевский (1841-1911)

Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания.

( В. О. Ключевский).

Василий Осипович Ключевский

(1841-1911)

ЦЕЛИ УРОКА проследить: как автор раскрывает свое понимание проблемы воспитания дворянина; какую роль играет гражданское воспитание; каким представляли истинного гражданина просветители –реалисты; чем пьеса Фонвизина отличается от других.

ЦЕЛИ УРОКА

проследить:

  • как автор раскрывает свое понимание проблемы воспитания дворянина;
  • какую роль играет гражданское воспитание;
  • каким представляли истинного гражданина просветители –реалисты;
  • чем пьеса Фонвизина отличается от других.
Словарная работа. Что такое пафос? Что такое оппонент?  Пафосом называют  эмоциональный тон или настроение произведения, а также чувства, которые автор пытается вызвать, описывая события или поступки героев . В риторике пафосом, или патетикой, обозначают прием обращения к эмоциям.  Само слово произошло от греческого πάθος, что переводится как «воодушевление, страсть, возбуждение, страдание». Термин «пафос» первым предложил использовать древнегреческий философ Аристотель. Тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте Синонимы:  частичн.:  противник Антонимы:  сторонник Синонимы:  частичн.:  противник Антонимы:  сторонник Лицо, которому поручается оценка диссертации и выступление на учёном диспуте при её защите  От немецкого Opponent (← лат. opponens, opponentis возражающий ← opponere). В знач. ‘противник в споре’ в русском языке употребляется со второй половины XVIII в., в словарях - с 1806 г. Как ‘официальное лицо’ известно с середины XIX в.

Словарная работа.

Что такое пафос?

Что такое оппонент?

Пафосом называют  эмоциональный тон или настроение произведения, а также чувства, которые автор пытается вызвать, описывая события или поступки героев . В риторике пафосом, или патетикой, обозначают прием обращения к эмоциям.

Само слово произошло от греческого πάθος, что переводится как «воодушевление, страсть, возбуждение, страдание». Термин «пафос» первым предложил использовать древнегреческий философ Аристотель.

  • Тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте
  • Синонимы:  частичн.:  противник Антонимы:  сторонник
  • Синонимы:  частичн.:  противник
  • Антонимы:  сторонник
  • Лицо, которому поручается оценка диссертации и выступление на учёном диспуте при её защите

От немецкого Opponent (← лат. opponens, opponentis возражающий ← opponere). В знач. ‘противник в споре’ в русском языке употребляется со второй половины XVIII в., в словарях - с 1806 г. Как ‘официальное лицо’ известно с середины XIX в.

Это положительные герои. Кто является главными оппонентами госпожи Простаковой ? Правдин Но в русской литературе образ положительного героя менялся. В 18 веке можно выделить три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью. Стародум Милон

Это положительные герои.

Кто является главными оппонентами госпожи Простаковой ?

Правдин

Но в русской литературе образ положительного героя менялся. В 18 веке можно выделить три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью.

Стародум

Милон

«ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 18 ВЕКА». I этап. Классицизм   II этап. Сентиментализм Человек- общественный субъект. Поведение его обусловлено требованием служения обществу. Характер–образное воплощение основных идей, формируется под их влиянием. Положительный герой- рупор идей автора-классициста, человек-гражданин, идеал.   Человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом пред собой. Человек не обязан жертвовать собой, не обязан подавлять чувства, несовместимые с идеей гражданственности Смысл бытия -стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный-это человек, умеющий страдать, сочувствовать, сопереживать. III этап. Просветители-реалисты       Общество – «не герои» и «толпа». Характеры не рождаются, их формирует среда. Задача художника- воссоздать формирование социально типических характеров. Положительный герой-умен, образован, честно выполняет свой долг перед государством, благонравен.  

«ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

В ЛИТЕРАТУРЕ 18 ВЕКА».

I этап. Классицизм

 

II этап. Сентиментализм

  • Человек- общественный субъект.
  • Поведение его обусловлено требованием служения обществу.
  • Характер–образное воплощение основных идей, формируется под их влиянием.
  • Положительный герой- рупор идей автора-классициста, человек-гражданин, идеал.

 

  • Человек живет личной жизнью.
  • Долг перед государством и обществом заменяется долгом пред собой.
  • Человек не обязан жертвовать собой, не обязан подавлять чувства, несовместимые с идеей гражданственности
  • Смысл бытия -стать вместилищем тонких чувств.
  • Человек совершенный-это человек, умеющий страдать, сочувствовать, сопереживать.

III этап. Просветители-реалисты

 

 

 

  • Общество – «не герои» и «толпа».
  • Характеры не рождаются, их формирует среда.
  • Задача художника- воссоздать формирование социально типических характеров.
  • Положительный герой-умен, образован, честно выполняет свой долг перед государством, благонравен.

 

Поэтому остро встает проблема воспитания настоящего гражданина. Важная роль отводилась общественной мысли. Именно на нее, а не на усилия отдельных личностей возлагались главные надежды по преобразованию жизни на разумных основаниях, но ее следовало воспитать, вывести из тьмы невежества и устаревших взглядов. Д. И. Фонвизин

Поэтому остро встает проблема воспитания настоящего гражданина. Важная роль отводилась общественной мысли. Именно на нее, а не на усилия отдельных личностей возлагались главные надежды по преобразованию жизни на разумных основаниях, но ее следовало воспитать, вывести из тьмы невежества и устаревших взглядов.

Д. И. Фонвизин

"Недоросль"

В своем произведении Фонвизин ставит две основные проблемы:

1) бедственность для России крепостного права, оно убивает лучшие качества человека, подневольные унижены, растоптаны, сами теряют чувство собственного достоинства.

2) рабство развращает самих помещиков. Русские дворяне превратились в Скотининых и Простаковых.

 «Русские люди XVII в. встали перед необходимостью реформ в государстве. Им нужны были технические знания, военная промышленность. Для этого необходимо было переделать свое мировоззрение. Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания» Василий Осипович Ключевский (1841-1911)

«Русские люди XVII в. встали перед необходимостью реформ в государстве. Им нужны были технические знания, военная промышленность. Для этого необходимо было переделать свое мировоззрение. Дворянскому сословию предстояло приготовиться к ответственной патриотической роли: дворянство должно было стать проводником образования, знания»

Василий Осипович Ключевский

(1841-1911)

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН 1722 г.— Петр I издал указ об обязательной службе дворян и обязательном обучении  Из архивов воронежского музея образования (Указ Петра I)

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН

1722 г.— Петр I издал указ об обязательной службе дворян и обязательном обучении

Из архивов воронежского музея образования (Указ Петра I)

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН 1731 г.-открыт Шляхетный кадетский корпус  Он разместился на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в доме, ранее принадлежавшем князю Александру Меншикову.  На обучение принимали детей с 5-6 лет. Обязательным условием поступления было умение читать и писать. Кадеты обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам». Императрица Анна Иоанновна (1730 -1740) Также их учили немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике. Обучение продолжалось 15 лет. Императрица в Шляхетском корпусе

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН

1731 г.-открыт Шляхетный кадетский корпус

Он разместился на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в доме, ранее принадлежавшем князю Александру Меншикову.

На обучение принимали детей с 5-6 лет. Обязательным условием поступления было умение читать и писать. Кадеты обучались математике, истории и географии, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и «прочим к воинскому искусству потребным наукам».

Императрица

Анна Иоанновна

(1730 -1740)

Также их учили немецкому, французскому и латинскому языкам, чистописанию, грамматике, риторике, рисованию, танцам, морали и геральдике. Обучение продолжалось 15 лет.

Императрица в Шляхетском корпусе

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН Шляхетный кадетский корпус был открыт как проявление заботы о подготовке к гражданской службе. По окончании корпуса дворянский недоросль должен был выходить, знающим и военное дело, и гражданское.  Правительство не допускало ни малейшего послабления в учебной повинности дворянства: устанавливало экзамены, побуждало родителей заботиться о домашней подготовке детей, предоставляло значительное преимущество по службе.

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН

Шляхетный кадетский корпус был открыт как проявление заботы о подготовке к гражданской службе.

По окончании корпуса дворянский недоросль должен был выходить, знающим и военное дело, и гражданское.

Правительство не допускало ни малейшего послабления в учебной повинности дворянства: устанавливало экзамены, побуждало родителей

заботиться о домашней подготовке детей,

предоставляло значительное преимущество по службе.

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН  При Петре I молодые дворяне должны были с 16 – 17 лет нести пожизненную службу.  В 1736 г. был издан указ, разрешивший помещикам «для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень» не отправлять одного из сыновей на службу, оставив его «в доме своем для содержания экономии ». Молодым дворянам предписывалось являться на службу в 20 лет, а прослужив 25 лет, они получали право на отставку. Если же из-за ран офицер оказывался негоден к службе, то мог получить отставку и не достигнув 45 лет. Разрешив помещикам оставаться в имениях, государство заботилось не только о повышении их благосостояния, но и росте казенных доходов, ведь без хозяйского надзора имения разорялись, что вело к росту недоимок.

ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДВОРЯН

При Петре I молодые дворяне должны были с 16 – 17 лет нести пожизненную службу.

В 1736 г. был издан указ, разрешивший помещикам «для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень» не отправлять одного из сыновей на службу, оставив его «в доме своем для содержания экономии ». Молодым дворянам предписывалось являться на службу в 20 лет, а прослужив 25 лет,

они получали право на отставку. Если же из-за ран офицер оказывался негоден к службе, то мог получить отставку и не достигнув 45 лет.

Разрешив помещикам оставаться в имениях, государство

заботилось не только о повышении их благосостояния, но

и росте казенных доходов, ведь без хозяйского надзора

имения разорялись, что вело к росту недоимок.

ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ КОМЕДИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ. КТО ИГРАЕТ РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ В КОМЕДИИ? семинарист в прошлом Кутейкин едва ли может прочитать пару строк в книге сержант в отставке Цыфиркин сам с трудом считает Вральман, у которого лень родилась раньше него

ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ КОМЕДИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ.

КТО ИГРАЕТ РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ В КОМЕДИИ?

семинарист в прошлом Кутейкин едва ли может прочитать пару строк в книге

сержант в отставке Цыфиркин сам с трудом считает

Вральман, у которого лень родилась раньше него

ЦЫФИРКИН  Этот герой является отставным сержантом, он подрабатывает, преподавая у нерадивого парня, которого зовут Митрофаном. Дополнительно мужчина оказывает помощь чиновникам, среди которых имеются те, кто совсем не может считать. У персонажа довольно необычная фамилия, которая напрямую указывает на род его деятельности. Цыфиркин обучает своих учеников азам арифметики. Он отличается крепким телосложением и внушительными размерами. Отставной сержант является ответственной, честной и доброй личностью. Убедиться в наличии этих качеств можно при рассмотрении эпизода, где Цыфиркин осознанно не принимает денежное вознаграждение за обучение нерадивого Митрофана, так ничего и не понявшего в математической науке. Краткий эпизод в комедии повествует, что мужчина на протяжении 2 лет нес службу в рядах российской армии, после чего решился сменить род деятельности.

ЦЫФИРКИН

Этот герой является отставным сержантом, он подрабатывает, преподавая у нерадивого парня, которого зовут Митрофаном. Дополнительно мужчина оказывает помощь чиновникам, среди которых имеются те, кто совсем не может считать. У персонажа довольно необычная фамилия, которая напрямую указывает на род его деятельности. Цыфиркин обучает своих учеников азам арифметики. Он отличается крепким телосложением и внушительными размерами. Отставной сержант является ответственной, честной и доброй личностью. Убедиться в наличии этих качеств можно при рассмотрении эпизода, где Цыфиркин осознанно не принимает денежное вознаграждение за обучение нерадивого Митрофана, так ничего и не понявшего в математической науке. Краткий эпизод в комедии повествует, что мужчина на протяжении 2 лет нес службу в рядах российской армии, после чего решился сменить род деятельности.

Фамилия не только указывает на занятие Цыфиркина, но и напоминает о «цифирных школах», открытых по приказу Петра I в 1714 г. На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших двадцать лет службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование. Цыфиркин вполне оправдывает рассуждение Стародума о том, что просвещение души выше просвещения ума, выше образованности.

Фамилия не только указывает на занятие Цыфиркина, но и напоминает о «цифирных школах», открытых по приказу Петра I в 1714 г. На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших двадцать лет службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование. Цыфиркин вполне оправдывает рассуждение Стародума о том, что просвещение души выше просвещения ума, выше образованности.

ВРАЛЬМАН  Вральман является бывшим кучером, из всех учителей Митрофана он наиболее высокооплачиваемый. Основная обязанность мужчины заключается в изложении французского языка и светских манер, принятых в высшем свете того времени. Вральман отличается ужасным произношением, и если Цыфиркин с Кутейкиным предпринимают хоть какие-то действия ради обучения юноши, то он даже не пытается заниматься преподавательской деятельностью. «Эксперт» по французскому языку чрезмерно ленив и хитер. Об этом несложно догадаться, разложив его фамилию на «враль» и «ман», кстати, происхождение у нее немецкое. Его мнение поддерживает Простакова, которая считает, что нет необходимости пичкать подростка бесполезными науками. Так уж сложилось, что неграмотный недоросль берет уроки у непрофессионального учителя, которому выплачивается самое высокое жалование.

ВРАЛЬМАН

Вральман является бывшим кучером, из всех учителей Митрофана он наиболее высокооплачиваемый. Основная обязанность мужчины заключается в изложении французского языка и светских манер, принятых в высшем свете того времени. Вральман отличается ужасным произношением, и если Цыфиркин с Кутейкиным предпринимают хоть какие-то действия ради обучения юноши, то он даже не пытается заниматься преподавательской деятельностью.

«Эксперт» по французскому языку чрезмерно ленив и хитер. Об этом несложно догадаться, разложив его фамилию на «враль» и «ман», кстати, происхождение у нее немецкое. Его мнение поддерживает Простакова, которая считает, что нет необходимости пичкать подростка бесполезными науками. Так уж сложилось, что неграмотный недоросль берет уроки у непрофессионального учителя, которому выплачивается самое высокое жалование.

Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых не только были никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами. Фигура учителя-иностранца, не сведущего в науках, станет чуть ли не обязательным элементом русской комедии после Фонвизина. По изданному в середине XVIII в. указу иностранцы, желавшие стать учителями в частных домах или содержать пансионы, обязаны были сдавать экзамены в Московском университете или в Петербургской академии наук. Лица, принимавшие иностранцев для обучения детей без аттестата, подвергались штрафам. Значит, все сделано в обход закона; полиция не следит за исполнением указа, и это тем более плохо, что, по мысли Фонвизина, невежа-иностранец, обучающий помещичьего сына, неумолимо приводит своего питомца к нравственной деградации, тогда как правильное воспитание - залог пробуждения в человеке высоких добродетелей и гражданских доблестей. Адам Адамович Вральман

Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых не только были никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.

Фигура учителя-иностранца, не сведущего в науках, станет чуть ли не обязательным элементом русской комедии после Фонвизина. По изданному в середине XVIII в. указу иностранцы, желавшие стать учителями в частных домах или содержать пансионы, обязаны были сдавать экзамены в Московском университете или в Петербургской академии наук. Лица, принимавшие иностранцев для обучения детей без аттестата, подвергались штрафам. Значит, все сделано в обход закона; полиция не следит за исполнением указа, и это тем более плохо, что, по мысли Фонвизина, невежа-иностранец, обучающий помещичьего сына, неумолимо приводит своего питомца к нравственной деградации, тогда как правильное воспитание - залог пробуждения в человеке высоких добродетелей и гражданских доблестей.

Адам Адамович

Вральман

КУТЕЙКИН  Кутейкина преподаёт Митрофанушке 2 предмета — литературу и грамоту. Этот человек в былые времена прошел обучение в семинарии, после чего стал священнослужителем. Несмотря на посещение семинарии, персонаж не получил должного образования и знаний, поскольку наплевательски относился к учебе, не проявлял интереса к чему-то новому и познавательному. Теперь он берется преподавать малограмотному Митрофану. В течение 3 лет он трудился с подростком, обучая его азам грамматики и чтения. Однако результат оказался плачевным. По натуре Кутейкин — противоположность Цыфиркина, он: расчетливый; очень злой; трусливый. Абсурдность всей истории с этим персонажем раскрывается в эпизоде, когда он предъявляет претензии к своим работодателям и требует возместить ущерб за стоптанные во время обучения сапоги. В ответ на подобное заявление Стародум с Правдиным предлагают несостоявшемуся священнослужителю изложить свои претензии Простаковой, после чего тот отказался от своей затеи.

КУТЕЙКИН

Кутейкина преподаёт Митрофанушке 2 предмета — литературу и грамоту. Этот человек в былые времена прошел обучение в семинарии, после чего стал священнослужителем. Несмотря на посещение семинарии, персонаж не получил должного образования и знаний, поскольку наплевательски относился к учебе, не проявлял интереса к чему-то новому и познавательному. Теперь он берется преподавать малограмотному Митрофану. В течение 3 лет он трудился с подростком, обучая его азам грамматики и чтения. Однако результат оказался плачевным. По натуре Кутейкин — противоположность Цыфиркина, он: расчетливый; очень злой; трусливый.

Абсурдность всей истории с этим персонажем раскрывается в эпизоде, когда он предъявляет претензии к своим работодателям и требует возместить ущерб за стоптанные во время обучения сапоги. В ответ на подобное заявление Стародум с Правдиным предлагают несостоявшемуся священнослужителю изложить свои претензии Простаковой, после чего тот отказался от своей затеи.

КУТЕЙКИН Фамилия указывает на род занятий («кутья» — поминальная трапеза, рис с изюмом; место, на которое в церкви ставится кутья, — «кутейник»). Речь Кутейкина пестрит вызубренными цитатами из церковных текстов. «Библейское» выражение, которое он заставляет Митрофана повторить: «Аз есмь скот», — непосредственно восходит к «Естественной истории» Бюффона, французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII в., и имеет прямое отношение ко всей комедии. Согласно Бюффону, человек — высокоорганизованное животное, наделенное разумом и душой. Если рассудок управляет человеком не больше, чем скотом, то человек «оскотинивается», что и происходит с Митрофаном, Простаковой и Скотининым.

КУТЕЙКИН

Фамилия указывает на род занятий («кутья» — поминальная трапеза, рис с изюмом; место, на которое в церкви ставится кутья, — «кутейник»). Речь Кутейкина пестрит вызубренными цитатами из церковных текстов.

«Библейское» выражение, которое он заставляет Митрофана повторить: «Аз есмь скот», — непосредственно восходит к «Естественной истории» Бюффона, французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII в., и имеет прямое отношение ко всей комедии. Согласно Бюффону, человек — высокоорганизованное животное, наделенное разумом и душой. Если рассудок управляет человеком не больше, чем скотом, то человек «оскотинивается», что и происходит с Митрофаном, Простаковой и Скотининым.

Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? Учителя Митрофанушки изображены в комедии псевдопедагогами, они не имеют никакого отношения к наукам и преподавательской деятельности. Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетается комическое и трагическое, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.

Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами?

Учителя Митрофанушки изображены в комедии псевдопедагогами, они не имеют никакого отношения к наукам и преподавательской деятельности.

Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетается комическое и трагическое, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.

В комедии сталкиваются два типа воспитания: «старинное» и новое, послепетровское. Идеал Простаковой — духовный застой. Фонвизин идёт дальше — он связывает проблему воспитания с социальными проблемами комедии. В этом смысле очень значимы заключительные слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Тем самым плоды дурного воспитания связываются с влиянием крепостного права, которое одинаково пагубно как для народа, так и для дворянства. Просветительская цель в комедии достигается не только за счет высмеивания пороков, но путем утверждения «положительной программы», которую обстоятельно излагают добродетельные герои.

В комедии сталкиваются два типа воспитания: «старинное» и новое, послепетровское. Идеал Простаковой — духовный застой. Фонвизин идёт дальше — он связывает проблему воспитания с социальными проблемами комедии.

В этом смысле очень значимы заключительные слова Стародума:

«Вот злонравия достойные плоды!»

Тем самым плоды

дурного воспитания связываются с

влиянием крепостного

права, которое одинаково пагубно как для народа,

так и для дворянства.

Просветительская цель в комедии достигается не только за счет

высмеивания пороков, но путем утверждения «положительной

программы», которую обстоятельно излагают добродетельные герои.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 1 группа. 3 группа.  Расскажите о взглядах Стародума 1) расскажите биографию Стародума.  -на воспитание (5д., явл.1) 2) -что о нем рассказывает Простакова?  -на роль денег в жизни человека (3д.,явл.2). Выпишите цитаты.  -что рассказывает Стародум о себе в письме к Софье?  -что говорит Стародум в разговоре с Правдиным о чинах, о себе? 4 группа . Расскажите о взглядах Простаковой  -на государственную службу. (4д.явл.8) Выпишите цитаты . ( 1 д., явл.5,7,3 д.,явл.1,2)  -на образование (4д.явл.8) Выпишите цитаты. 2 группа. 1) Какие поступки совершает Стародум на сцене? Чего больше в его сценической роли –поступков или речей? 5 группа.  Расскажите о взглядах Простаковой 2) Расскажите о взглядах Стародума  - на воспитание (1д.,явл.5)  -на государственную службу. (4д.явл.2)  -на образование (4д.явл.2,5д.,явл.1)  Выпишите цитаты.  -на роль денег в жизни человека (1д.,явл.7). Выпишите цитаты.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

1 группа.

3 группа. Расскажите о взглядах Стародума

1) расскажите биографию Стародума.

-на воспитание (5д., явл.1)

2) -что о нем рассказывает Простакова?

-на роль денег в жизни человека (3д.,явл.2). Выпишите цитаты.

-что рассказывает Стародум о себе в письме к Софье?

-что говорит Стародум в разговоре с Правдиным о чинах, о себе?

4 группа . Расскажите о взглядах Простаковой

-на государственную службу. (4д.явл.8)

Выпишите цитаты . ( 1 д., явл.5,7,3 д.,явл.1,2)

-на образование (4д.явл.8)

Выпишите цитаты.

2 группа.

1) Какие поступки совершает Стародум на сцене? Чего больше в его сценической роли –поступков или речей?

5 группа. Расскажите о взглядах Простаковой

2) Расскажите о взглядах Стародума

- на воспитание (1д.,явл.5)

-на государственную службу. (4д.явл.2)

-на образование (4д.явл.2,5д.,явл.1) Выпишите цитаты.

-на роль денег в жизни человека (1д.,явл.7). Выпишите цитаты.

СТОЛКНОВЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ ВЗГЛЯДЫ На государственную службу ПРОСТАКОВА СТАРОДУМ «У нас всякий того и смотрит, что на покой» (IV, 8) «Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего. Степень знатности рассчиты­ ваю я по чину дел, ко­ торые господин сделал для отечества» (IV, 2) На образование «Без наук люди живут и жили... Да что за радость — выучиться» (IV, 8) «Из... фамилии Про стаковых... на боку лежа летят... в чины. Чем же плоше их Мит­ рофанушка?» «Наука в развращен­ ном человеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чу­ довище» (V, 1; IV, 2) (I, 5) «Воспитание должно быть залогом благо­состояния государс­ тва... что для отечес­ тва может выйти из Митрофанушки... нравственное воспита­ ние сынка поручают рабу крепостному... (V, 1) На роль денег «Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!» На воспитание (I, 7) «Наличные деньги — не наличные достоинс­ тва» (III, 2)

СТОЛКНОВЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ

ВЗГЛЯДЫ

На государственную службу

ПРОСТАКОВА

СТАРОДУМ

«У нас всякий того и смотрит, что на покой» (IV, 8)

«Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего. Степень знатности рассчиты­ ваю я по чину дел, ко­ торые господин сделал для отечества» (IV, 2)

На образование

«Без наук люди живут и жили... Да что за радость — выучиться» (IV, 8)

«Из... фамилии Про стаковых... на боку лежа летят... в чины. Чем же плоше их Мит­ рофанушка?»

«Наука в развращен­ ном человеке есть лютое оружие делать зло. Цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чу­ довище» (V, 1; IV, 2)

(I, 5)

«Воспитание должно быть залогом благо­состояния государс­ тва... что для отечес­ тва может выйти из Митрофанушки... нравственное воспита­ ние сынка поручают рабу крепостному... (V, 1)

На роль денег

«Десять тысяч. То-то дядюшка, то-то отец родной!»

На воспитание

(I, 7)

«Наличные деньги — не наличные достоинс­ тва» (III, 2)

 К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан.  Комедия Фонвизина « Недоросль » написана в лучших традициях российского классицизма. Соответственно действующие лица в произведении четко разделены на положительных и отрицательных, а их имена и фамилии ёмко характеризуют и обнажают основные черты персонажей.  Именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.

К положительным действующим лицам относятся Правдин, Софья, Стародум и Милон. Каждый из них поддерживает идеи Просвещения, считая основными человеческими ценностями добродетель, честность, любовь к родине, высокую мораль и образованность. Их полной противоположностью являются отрицательные герои – Простаковы, Скотинин и Митрофан.

Комедия Фонвизина « Недоросль » написана в лучших традициях российского классицизма. Соответственно действующие лица в произведении четко разделены на положительных и отрицательных, а их имена и фамилии ёмко характеризуют и обнажают основные черты персонажей.

Именно фамилии намекают читателю на принадлежность героя либо к положительным, либо к отрицательным действующим лицам с первого его появления.

 ПРОСТАКОВ - простак и глупец, на это нам и указывает его фамилия. Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он « глава семьи ». Во всём подчиняется супруге и боится её. Простаков совершенно меркнет и теряется на фоне своей жены, выглядит более пассивным.  Предпочитает не иметь своего мнения (сцена с шитьём кафтана): « При твоих глазах мои ничего не видят » . Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, « как надлежит родителю ». « Он смирен », — говорит о нём Правдин. Терентий Простаков

ПРОСТАКОВ - простак и глупец, на это нам и указывает его фамилия. Человек безвольный и слабый. О нём точно нельзя сказать, что он « глава семьи ». Во всём подчиняется супруге и боится её. Простаков совершенно меркнет и теряется на фоне своей жены, выглядит более пассивным.

Предпочитает не иметь своего мнения (сцена с шитьём кафтана): « При твоих глазах мои ничего не видят » . Неграмотный и бесхребетный, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, « как надлежит родителю ». « Он смирен », — говорит о нём Правдин.

Терентий Простаков

ПРОСТАКОВА в отличие от мужа не является такой простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной

ПРОСТАКОВА в отличие от мужа не является такой простой. Её больше характеризует её девичья фамилия Скотинина, которая указывает нам на её грубость и невежественность. Изображена необразованной, хитрой и злобной "бабой", которой принадлежит вся власть в семье: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Она убеждена в том, что образование излишне и

даже вредно: «Без науки люди живут и жили». Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит её положение, пытается подольститься.

Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства,— сын Митрофанушка, «друг сердешный», «душенька». Поэтому в финале её даже жаль, ведь и он отворачивается от неё.

СКОТИНИН - скотиноподобный, скотолюбивый. Довольно ироничной фамилия кажется тогда, когда читатель узнаёт о его единственной страсти — свиньях и всё, что с ними связано. « Люблю свиней… », « В деревеньках ваших водятся ли свинки? », «  Я и своих поросят завести хочу », « …как черта изломаю… будь я свиной сын… » Это придаёт его образу некое подобие животного. Тарас Скотинин

СКОТИНИН - скотиноподобный, скотолюбивый. Довольно ироничной фамилия кажется тогда, когда читатель узнаёт о его единственной страсти — свиньях и всё, что с ними связано. « Люблю свиней… », « В деревеньках ваших водятся ли свинки? », «  Я и своих поросят завести хочу », « …как черта изломаю… будь я свиной сын… »

Это придаёт его образу некое

подобие животного.

Тарас Скотинин

 В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя. МИТРОФАН - в переводе с греческого имя

В комедии присутствуют не только говорящие фамилии, но и имена, которые не хуже раскрывают сущность героя.

МИТРОФАН - в переводе с греческого имя "Митрофан" означает "похожий на свою мать". Недоросль, избалованный и глупый юноша шестнадцати лет, за которого все всегда делала мать, няня или слуги. Переняв от матери любовь к деньгам, грубость и неуважение к родным (Простакова готова обмануть родного брата, лишь бы уладить выгодный для нее брак), а от отца полную безвольность, он ведет себя как маленький ребенок – не хочет учиться, тогда как женитьбу находит веселой забавой.

Полной противоположностью Митрофана является СОФЬЯ - по-гречески означает "мудрость". Она действительно является разумной, умной, приличной и доброй девушкой. Честная и образованная. « Бог дал тебе все приятности твоего пола,… сердце честного человека », — говорит ей Стародум.

Фамилии положительных героев в произведении

Фамилии положительных героев в произведении "Недоросль" Д. И. Фонвизина

СТАРОДУМ - "старые думы", придерживается старины, старинных дворянских добродетялей, что указывает на его мудрость. Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонёра, высказывающего мысли автора.

Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается её идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед « сильными мира сего ». И своё состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе.

Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделённый властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей.

Фамилии положительных героев в произведении

Фамилии положительных героев в произведении "Недоросль" Д. И. Фонвизина

ПРАВДИН - "Стоит за правду". Это государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания.

Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. « Из подвига сердца моего не оставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьми своими власть, употребляют ее во зло бесчеловечно ».

МИЛОН - милый молодой человек, красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил, но он достаточно скромен. « Молодой человек больших достоинств », « вся публика считает его честным и достойным человеком », по словам Стародума.

МИЛОН - милый молодой человек, красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил, но он достаточно скромен. « Молодой человек больших достоинств », « вся публика считает его честным и достойным человеком », по словам Стародума.

Нет меж живущих людей,  да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый,  убогий и знатный, Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает. Гомер.

Нет меж живущих людей,

да не может и быть безымянных:

В первый же миг по рождении каждый,

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает. Гомер.

"В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм... Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица." (Г. А. Гуковский, 1935 г.)

Почему именно эти слова историка Ключевского являются эпиграфом нашего урока? Новая роль дворянства в обществе, возможность преобразований в обществе только посредством просвещения В чем заключается гражданственный пафос комедии?  Дворянскому сословию необходимо приготовиться к новой ответственной патриотической роли, необходимо переделать свое мировоззрение, т.к. общество встало перед необходимостью реформ.

Почему именно эти слова историка Ключевского являются эпиграфом нашего урока?

Новая роль дворянства в обществе, возможность преобразований в обществе только посредством просвещения

В чем заключается гражданственный пафос комедии?

Дворянскому сословию необходимо приготовиться к новой ответственной патриотической роли, необходимо переделать свое мировоззрение, т.к. общество встало перед необходимостью реформ.

ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА И РЕАЛИЗМА

Несмотря на то что пьесу, написанную в конце 18 века, относят к направлению классицизм, ей присущи и черты реализма, становление которого происходило в первой половине 19 века в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, так что практически в ней осуществлен сплав двух направлений.

ЧЕРТЫ РЕАЛИЗМА

1. Изображена эпоха и ее типичные герои, произведение поднимает важнейшие проблемы, волновавшие общество того времени, – проблему помещичьего произвола, воспитания и обучения, формирования личности человека.

2. Отрицательные герои произведения выходят за рамки классицизма: это живые люди, показанные во всех своих проявлениях, образы персонажей детально проработаны.

3. Отрицательным персонажам дана речевая характеристика.

4. Показаны сниженные, бытовые подробности повседневной жизни провинциальных помещиков.

ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА

1. Герои делятся на положительных и отрицательных.

2. Автор в целом соблюдает единство времени, места и действия.

3. В языке комедии можно выделить два стиля – низкий в речи отрицательных героев и высокий в речи положительных.

4. Комедии свойствен дидактизм (поучительность). Отрицательные герои наказаны, а положительные достигают блага.

 В результате всех отступлений от классицистических предписаний у Фонвизина получилась комедия, в которой, как в зеркале, предстала русская действительность XVIII в. с ее простой и невеселой правдой, с ее омутом невежества и дикости, с ее потребностью в воспитании и преображе­нии нового поколения дворян. Вместе с тем поднятые писателем проблемы имели настолько обобщенное, не зависящее от конкретной эпохи значе­ние, что сохранили свою остроту для многих поколений последующих эпох. Давным-давно уже нет самодержавно-крепостнического строя, по мнению Фонвизина, калечившего души крестьян и дворян, но сегодняшние читатели смеются над персонажами его комедии так же, как и два столетия тому назад, узнавая в них современных «недорослей»; а лучшие афоризмы из фонвизинской пьесы по сей день звучат в повседневной русской речи. Уродливую правду жизни, отразившуюся в «Недоросле», отметил Н. В. Гоголь: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего карикатурного: всё взято живьем с природы…»

В результате всех отступлений от классицистических предписаний у Фонвизина получилась комедия, в которой, как в зеркале, предстала русская действительность XVIII в. с ее простой и невеселой правдой, с ее омутом невежества и дикости, с ее потребностью в воспитании и преображе­нии нового поколения дворян. Вместе с тем поднятые писателем проблемы имели настолько обобщенное, не зависящее от конкретной эпохи значе­ние, что сохранили свою остроту для многих поколений последующих эпох. Давным-давно уже нет самодержавно-крепостнического строя, по мнению Фонвизина, калечившего души крестьян и дворян, но сегодняшние читатели смеются над персонажами его комедии так же, как и два столетия тому назад, узнавая в них современных «недорослей»; а лучшие афоризмы из фонвизинской пьесы по сей день звучат в повседневной русской речи.

Уродливую правду жизни, отразившуюся в «Недоросле», отметил Н. В. Гоголь: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего карикатурного: всё взято живьем с природы…»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!