СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема «потерянного поколения» в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить  учащихся с творчеством Эриха Марии Ремарка через выявление в его произведении проблем ценностей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. обучающие:

- познакомить учащихся с творчеством Э.М. Ремарка;

- дать теоретическое понятие о термине «потерянное поколение».

2)   развивающие:

- развивать навыки устно речи;

- совершенствование в построении ответа и аргументировании его;

- развивать умение характеризовать героя через его поступки;

- совершенствовать умение определять идею произведения;

- развивать умение определять позицию автора.

3)  воспитательные:

- формирование читательского интереса к зарубежной литературе;

- воспитывать нравственные качества учеников.

Просмотр содержимого документа
«Проблема «потерянного поколения» в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» (11 класс)»

Урок 3. Тема: Проблема «потерянного поколения» в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»

«Эта книга не является ни обличением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».

Эрих Мария Ремарк

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Эриха Марии Ремарка через выявление в его произведении проблем ценностей жизни.

Задачи:

  1. обучающие:

- познакомить учащихся с творчеством Э.М. Ремарка;

- дать теоретическое понятие о термине «потерянное поколение».

2) развивающие:

- развивать навыки устно речи;

- совершенствование в построении ответа и аргументировании его;

- развивать умение характеризовать героя через его поступки;

- совершенствовать умение определять идею произведения;

- развивать умение определять позицию автора.

3) воспитательные:

- формирование читательского интереса к зарубежной литературе;

- воспитывать нравственные качества учеников.

Оборудование: УМК под редакцией Н.П. Михальской, презентация, рабочие тетради.

Методы: творческое чтение, РКМЧП.


Содержание этапов урока

Вводное слово учителя

Э.М.Ремарк один из авторов, которые на себе почувствовали ужасы Первой и Второй мировой войны. Он является представителем писателей «потерянного поколения».

«Потерянное поколение» (фр. Génération perdue, англ. Lost Generation) - литературное течение, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой). Данное определение, применнимо к западно-европейским и американским писателям таким, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Гертруда Стайн, Эзра Паунд, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, выступившим в 20-е гг. 20 в. после трагического опыта 1-й мировой войны 1914-18г.г. с произведениями, выразившими глубокое разочарование в капиталистической цивилизации.

«Потерянное поколение» - это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, часто еще не окончившие школу, рано начавшие убивать. Вернувшись с войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, многие кончали с собой, некоторые сходили с ума.

Авторство термина «потерянное поколение» принадлежит Гертруде Стайн, которым она называла эмигрировавших за границу американских писателей, часто собиравшихся у неё в салоне на улице Флёрюс, 27. Термин впоследствии послужил определением для целой группы писателей послевоенного времени, выразивших в своих произведениях разочарование в современной цивилизации, пессимизм и утрату прежних идеалов.

Вот, что об этом говорила сама Гертруда: впервые она услышала это выражение от владельца гостиницы «Пернолле» в Белле, городе в департаменте Эн: «Он сказал, что каждый мужчина становится цивилизованным существом между восемнадцатью и двадцатью пятью годами. Если он не проходит через необходимый опыт в этом возрасте, он не станет цивилизованным человеком. Мужчины, которые в восемнадцать лет отправились на войну, пропустили этот период и никогда не смогут стать цивилизованными. Они - «потерянное поколение».


Проверка домашнего задания

Доклад ученика о жизни и творчестве Э.М.Ремарка.

Эрих Мария Ремарк - известный немецкий писатель, который принес с собой в литературу понятие «потерянное поколение». Эрих Мария Ремарк - псевдоним, настоящее же имя писателя - Эрих Пауль Ремарк. Писатель появился на свет 22 июня 1898 года, «в 8 с четвертью пополудни”, в родильном доме Оснабрюка...

Доступ в гимназии города Ремарку был закрыт уже по финансовым причинам, у него не было даже среднего образования, так что оставался путь только в католическую учительскую семинарию.

Учебу прервала война. В армию его призвали 21 ноября 1916 года. Ремарк в 18 лет ушел на фронт.

Лично Ремарк пережил лишь немногое из того, что десятилетие спустя описал в своем самом знаменитом романе: не участвовал в рукопашных боях в траншеях, не ходил в атаки. Он чинил разрушенные рельсовые пути, прокладывал телефонные линии, устанавливал заграждения из колючей проволоки, разгружал вагоны с боеприпасами... Ни безопасным, ни легким это дело не назовешь. “Землекопная” рота часто попадала под обстрел. Смерть находила свои жертвы и среди “землекопов”.

Но, так же, как и герои его романа, он был ранен. 31 июля, в день, когда солдаты противника, прикрываемые огнем своих орудий, пошли в атаку, осколки снаряда попали в левую ногу и правую руку, задели шею... Ранение оказалось достаточно серьезным, требовалось длительное лечение.

Спустя пять месяцев его призвали в армию, и Эрих Пауль попал в резервную часть. На Западном фронте он оказался только в июне 1917-го.

В сентябре 1917-го умерла мать. Ремарку - он лежал в госпитале после тяжелого ранения - с трудом удалось приехать на похороны. Он горевал много лет, а после войны поменял свое второе имя на второе имя матери. Теперь он стал называться Эрих Мария.

В столицу Ремарк переселился в 1925 году. Ремарк нигде долго не задерживался. Работая журналистом, он писал спортивные репортажи для журнала «Спорт в иллюстрациях». Это было движущим началом его литературного творчества. В 1925 году писатель получил место редактора в спортивной газете, для которой писал репортажи.

Слава пришла к Ремарку с появлением его третьего романа «На западном фронте без перемен», который был очень актуальным в послевоенное время и вызывал агрессивные политические разногласия. Издательство сначала отвергло книгу, но когда в 1928 году он все же начал печататься в берлинской газете, он произвел фурор. Книга была продана тиражом 1,2 миллиона копий лишь за первый год. В 1933 г.нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой: «Нет - писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка».

Из-за этих столкновений с властью Ремарка в 1938 году лишили гражданства. Он был вынужден уехать из родной страны. Сначала Эрих Мария жил в Швейцарии, а потом в США, где получил гражданство. Он завел много знакомств в Голливуде, там же он встретил свою вторую жену Полетт Гаддард, которая излечила Ремарка от депрессии и вообще, как говорил сам писатель, «действовала на него положительно». Они поженились в 1958 году. Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти.

Работа по тексту произведения (главы, данные в учебнике (I, IV,VI, VII, XI) + главы II, XII)

1) Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить систему образов в романе и почему?

(Систему образов в романе можно условно разделить на 2 группы. В первую войдут Пауль Боймер и его однополчане, воюющие вместе с ним, решающие ежедневно общие жизненные вопросы..

Вторая группа героев немногочисленна. Эти лица Пауль Боймер встретит, когда приедет с фронта домой в отпуск. В неё входят персонажи, в основном не вовлеченные в действие, появляющиеся в романе как второстепенные).

  1. Кем были герои романа до войны?

(Пауль Боймер и его товарищи Мюллер, Кропп, Леер, Бем, Кеммерих – попали на войну сразу со школьной скамьи, Иозеф Бем –единственный из всего класса не хотел идти на войну. Он погиб первым; Тьяден – слесарь, он мочится под себя, очень страдает от своего недуга; Хайе Вестхус – рабочий, торфяник; Детеринг – крестьянин, часто вспоминающий жену; Канторек – классный наставник (именно он добился; чтобы класс его пошел добровольцами на фронт); Химмельштос – почтальон; Катчинский – сапожник).

  1. Как вы думаете, для чего Ремарк акцентирует внимание читателей на довоенных профессиях своих героев?

(Упоминание о гражданской профессии нынешних солдат – акцент на их трагедию, знак разделения мира. Это еще раз подчеркивает тот факт, что война всех обезличивает, не важно, кем они были раньше, теперь они все – военные, «пушечное мясо» как называют себя сами герои произведения. И если для тех, кто не попал на войну сразу со школьной скамьи еще и возможно будущее после войны, то для главных героев нет пути назад).

  1. Как происходит ранение Франца Киммериха? (главы I и II). Какую особую символику в связи с этим имеет роман? Для чего Ремарк несколько раз упоминает в главе ботинки Франца?

(Роман имеет особую символику: ранение  происходит через «обезноживание» -  это невозможность возвращения домой. Франц Киммерих будет ранен, затем ему ампутируют ногу, вследствие чего он умрет в госпитале. Особый символ романа – ботинки, которые солдаты передают, завещая друг другу после собственной смерти,  в которых им не придется вернуться домой.)

  1. Какую роль играет природа в повествовании?

(Важную роль в романе играет мир природы. Он представлен немногочисленными представителями животного мира и пейзажем. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает).

  1. Давайте обратимся с вами ко II главе романа. Какую смысловую нагрузку несет в ней образ лошади?

(Лошадь для крестьянина (христианина) Детеринга – это священное животное, мирное т.к. помогает человеку собирать урожай, пахать, сеять. И вот это мирное животное так ужасно погибает на войне, война не щадит никого. Смерть лошадей - уже трагедия, не говоря уже о людях.

(зачитать отрывок из главы):

«Несколько прямых попаданий на соседнем участке.

Крики продолжаются. Это не люди, люди не могут так страшно кричать.

Кат говорит:

Раненые лошади.

Я еще никогда не слыхал, чтобы лошади кричали, и мне что-то не верится. Это стонет сам многострадальный мир, в этих стонах слышатся все муки живой плоти, жгучая, ужасающая боль. Мы побледнели. Детеринг встает во весь рост:

Изверги, живодеры! Да пристрелите же их!

Детеринг — крестьянин и знает толк в лошадях. Он взволнован. А стрельба как нарочно почти совсем стихла. От этого их крики слышны еще отчетливее. Мы уже не понимаем, откуда они берутся в этом внезапно притихшем серебристом мире; невидимые, призрачные, они повсюду, где-то между небом и землей, они становятся все пронзительнее, этому, кажется, не будет конца, — Детеринг уже вне себя от ярости и громко кричит:

Застрелите их, застрелите же их наконец, черт вас возьми!

Им ведь нужно сперва подобрать раненых, — говорит Кат.

Мы встаем и идем искать место, где все это происходит. Если мы увидим лошадей, нам будет не так невыносимо тяжело слышать их крики. У Майера есть с собой бинокль. Мы смутно видим темный клубок — группу санитаров с носилками и еще какие-то черные большие движущиеся комья. Это раненые лошади. Но не все. Некоторые носятся еще дальше впереди, валятся на землю и снова мчатся галопом. У одной разорвано брюхо, из него длинным жгутом свисают кишки. Лошадь запутывается в них и падает, но снова встает на ноги.

Детеринг вскидывает винтовку и целится. Кат ударом кулака направляет ствол вверх:

Ты с ума сошел? Детеринг дрожит всем телом и швыряет винтовку оземь.

Мы садимся и зажимаем уши. Но нам не удается укрыться от этого душераздирающего стона, этого вопля отчаяния, — от него нигде не укроешься.

Все мы видали виды. Но здесь и нас бросает в холодный пот. Хочется встать и бежать без оглядки, все равно куда, лишь бы не слышать больше этого крика. А ведь это только лошади, это не люди»).

  1. Какую роль в произведении имеет возвращение героя домой во время отпуска? Какие чувства испытывает герой? (глава VII).

(Дома Пауль встречается со своей семьей, жителями своей родины. Эти персонажи играют важную роль в оснознании Паулем Боймером и самим автором чудовищной несправедливости войны. Именно эти герои расставят главные акценты в мировоззрении солдата Пауля Боймера в защиту товарищества, любви, тех ценностей, которые, казалось бы, исчезли из довоенной жизни и к которым так долго шел девятнадцатилетний солдат.

Именно по приезде домой герой понимает, что он больше не может жить вне войны, для него тут всё чуждо, дико. Даже после войны он потерян для этого мира, он и его приятели – «потерянное поколение»).

  1. Обратимся к главе XI. Что чувствует Пауль, когда случайно убивает француза. Как он себя ведет?

(Герой очень переживает, даже плачет. Он постоянно извиняется перед французом, для Пауля невыносимы его мучения, он обрабатывает его рану, приносит ему попить и лишь потом пьет сам, говорит, что обязательно напишет его жене.) О чем нам говорит такое поведение Пауля? (О том, что даже на войне не нужно терять свою человечность, он понимает, что их враги такие же люди, с их жизнями и семьями. Но при этом осознает, что у него не было другого выбора, война не дают никому права выбора).

  1. Как погибает Пауль и его друг Кат?

(Кат погибает глупой смертью, будучи ранен в ногу его ненароком задевает осколок («Я не заметил, что, пока мы шли, Кату угодил в голову осколок. Дырка маленькая, должно быть осколок был совсем маленький, залетевший откуда-нибудь издалека. Но этого оказалось достаточно. Кат умер»). Кат последний из выживших друзей Пауля, которого он знает с самого детства. С его смертью у него на фронте больше никого не останется.

Сам же Пауль погибает в один из таких тихих дней, когда на фронте совсем ничего не происходит (Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен».)

Смерти героев нелепы, бессмысленны. Они являлись тем самым пушечным мясом.)

  1. Какую роль в произведении играет тема пути? (У войны в романе есть свое пространство. Помимо линии фронта таким пространством войны является кладбище. Судьба в разрушенном мире у Ремарка не может сложиться, она печальна, т.к. в бесконечных ежедневных солдатских буднях нет надежды: «Поговаривают о наступлении. Нас отправляют на фронт на два дня раньше обычного. По пути мы проезжаем мимо разбитой снарядами школы. Вдоль ее фасада высокой двойной стеной сложены новенькие светлые неполированные гробы. Они еще пахнут смолой, сосновым деревом и лесом.»

Составление цепочки

Давайте по этому отрывку проследим путь героев и запишем его в виде цепочки:

н аступление фронт путь школа

гробы.

Что мы можем сказать об этой страшной цепочке? (Это, по сути, дорога каждого из героев романа. События происходят в окопах, на кладбище, герои просто передвигаются в пространстве, как передвигается войско на карте главнокомандующего. Выхода с карты, из зоны действия для них нет.)

Составление кластера

На основании прочитанного постарайтесь подумать, чем же для Ремарка является война. Что она вносит в жизнь людей. Затем каждый зачитает свой вариант.


н есправедливость безысходность страх


к онец ВОЙНА горе


«потерянное поколение» смерть

Составление таблицы

Задумайтесь над тем, чего было негативного и положительного с героями на страницах романа. Составьте таблицу и сделайте вывод.

положительное

отрицательное

Главный герой уезжает в отпуск домой.

Разрушен мир как главная ценность, отсюда и в мире, и в душах людей смятение, недоумение.

Вернувшись на фронт, Пауль Боймер многое переосмысляет.

Но роман заканчивается смертью героя, так как нет возвращения в разрушенный войной мир.

Друзья ищут радости в обычных мелочах: еде, выпивке, общении с девушками.

Движение происходит по кругу, в пределах линии фронта, по определенному маршруту: школа – фронт – наступление – гроб. Герои не могут выбраться из этого замкнутого круга, в дальнейшем их ждет смерть

Время в романе движется необычно: год как день, а не наоборот, так как всё однообразно и страшно вокруг

Герои не имеют портретных характеристик, так как солдаты все в одних шинелях, все на одно лицо, они обезличены.


Подведение итогов

  1. Глядя на составленные нами цепочку, кластер и таблицу, что мы можем сказать?
    (Мы видим, что зло в произведении значительно преобладает: духовные и нравственные ценности поглощены страшным раздвоенным апокалипсическим миром.)

  2. В чем Ремарк видит выход из ужаса войны? И есть ли этот выход вообще?

(Для Ремарка единственным спасением от ужаса войны является дружба. Но даже здесь мы видим, что все друзья Пауля гибнут, как и он сам.) В последующих романах Э.М.Ремарка будет отчетливо видно, что выжившие физически (но мертвые духовно) герои будут искать утешения в: алкоголе, наркотиках, иронии, дружбе и любви (которая так же будет трагической).

  1. Подумайте и скажите, а что, если бы Пауль остался жив? И была ли у него вообще возможность выжить? (Эпиграф подсказывает - он всё равно стал бы жертвой войны, он уже так или иначе погиб. Боймер и его товарищи не могут вернуться с войны, даже если их миновали пуля и снаряд. Для них война продолжается - «без перемен»: «Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну». Роман Ремарка есть реквием по «потерянному поколению», обращённый к современникам и потомкам, - чтобы это не повторилось. Нет места в этом мире людям, чьи знания о жизни сводятся к смерти.)

Домашнее задание

Напишите сочинение-рассуждение о судьбах главных героев диалога, если бы они не погибли на войне.

Желающие могут ознакомиться с экранизациями романа 1930 и 1979 годов и написать отзыв. Либо сделать сравнительную характеристику этих фильмов, и сделать вывод, какому из фильмов удалось предать идею романа.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!