Работа по тексту произведения (главы, данные в учебнике (I, IV,VI, VII, XI) + главы II, XII) 1) Как вы думаете, на какие группы можно условно разделить систему образов в романе и почему? (Систему образов в романе можно условно разделить на 2 группы. В первую войдут Пауль Боймер и его однополчане, воюющие вместе с ним, решающие ежедневно общие жизненные вопросы.. Вторая группа героев немногочисленна. Эти лица Пауль Боймер встретит, когда приедет с фронта домой в отпуск. В неё входят персонажи, в основном не вовлеченные в действие, появляющиеся в романе как второстепенные). Кем были герои романа до войны? (Пауль Боймер и его товарищи Мюллер, Кропп, Леер, Бем, Кеммерих – попали на войну сразу со школьной скамьи, Иозеф Бем –единственный из всего класса не хотел идти на войну. Он погиб первым; Тьяден – слесарь, он мочится под себя, очень страдает от своего недуга; Хайе Вестхус – рабочий, торфяник; Детеринг – крестьянин, часто вспоминающий жену; Канторек – классный наставник (именно он добился; чтобы класс его пошел добровольцами на фронт); Химмельштос – почтальон; Катчинский – сапожник). Как вы думаете, для чего Ремарк акцентирует внимание читателей на довоенных профессиях своих героев? (Упоминание о гражданской профессии нынешних солдат – акцент на их трагедию, знак разделения мира. Это еще раз подчеркивает тот факт, что война всех обезличивает, не важно, кем они были раньше, теперь они все – военные, «пушечное мясо» как называют себя сами герои произведения. И если для тех, кто не попал на войну сразу со школьной скамьи еще и возможно будущее после войны, то для главных героев нет пути назад). Как происходит ранение Франца Киммериха? (главы I и II). Какую особую символику в связи с этим имеет роман? Для чего Ремарк несколько раз упоминает в главе ботинки Франца? (Роман имеет особую символику: ранение происходит через «обезноживание» - это невозможность возвращения домой. Франц Киммерих будет ранен, затем ему ампутируют ногу, вследствие чего он умрет в госпитале. Особый символ романа – ботинки, которые солдаты передают, завещая друг другу после собственной смерти, в которых им не придется вернуться домой.) Какую роль играет природа в повествовании? (Важную роль в романе играет мир природы. Он представлен немногочисленными представителями животного мира и пейзажем. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает). Давайте обратимся с вами ко II главе романа. Какую смысловую нагрузку несет в ней образ лошади? (Лошадь для крестьянина (христианина) Детеринга – это священное животное, мирное т.к. помогает человеку собирать урожай, пахать, сеять. И вот это мирное животное так ужасно погибает на войне, война не щадит никого. Смерть лошадей - уже трагедия, не говоря уже о людях. (зачитать отрывок из главы): «Несколько прямых попаданий на соседнем участке. Крики продолжаются. Это не люди, люди не могут так страшно кричать. Кат говорит: — Раненые лошади. Я еще никогда не слыхал, чтобы лошади кричали, и мне что-то не верится. Это стонет сам многострадальный мир, в этих стонах слышатся все муки живой плоти, жгучая, ужасающая боль. Мы побледнели. Детеринг встает во весь рост: — Изверги, живодеры! Да пристрелите же их! Детеринг — крестьянин и знает толк в лошадях. Он взволнован. А стрельба как нарочно почти совсем стихла. От этого их крики слышны еще отчетливее. Мы уже не понимаем, откуда они берутся в этом внезапно притихшем серебристом мире; невидимые, призрачные, они повсюду, где-то между небом и землей, они становятся все пронзительнее, этому, кажется, не будет конца, — Детеринг уже вне себя от ярости и громко кричит: — Застрелите их, застрелите же их наконец, черт вас возьми! — Им ведь нужно сперва подобрать раненых, — говорит Кат. Мы встаем и идем искать место, где все это происходит. Если мы увидим лошадей, нам будет не так невыносимо тяжело слышать их крики. У Майера есть с собой бинокль. Мы смутно видим темный клубок — группу санитаров с носилками и еще какие-то черные большие движущиеся комья. Это раненые лошади. Но не все. Некоторые носятся еще дальше впереди, валятся на землю и снова мчатся галопом. У одной разорвано брюхо, из него длинным жгутом свисают кишки. Лошадь запутывается в них и падает, но снова встает на ноги. Детеринг вскидывает винтовку и целится. Кат ударом кулака направляет ствол вверх: — Ты с ума сошел? Детеринг дрожит всем телом и швыряет винтовку оземь. Мы садимся и зажимаем уши. Но нам не удается укрыться от этого душераздирающего стона, этого вопля отчаяния, — от него нигде не укроешься. Все мы видали виды. Но здесь и нас бросает в холодный пот. Хочется встать и бежать без оглядки, все равно куда, лишь бы не слышать больше этого крика. А ведь это только лошади, это не люди»). Какую роль в произведении имеет возвращение героя домой во время отпуска? Какие чувства испытывает герой? (глава VII). (Дома Пауль встречается со своей семьей, жителями своей родины. Эти персонажи играют важную роль в оснознании Паулем Боймером и самим автором чудовищной несправедливости войны. Именно эти герои расставят главные акценты в мировоззрении солдата Пауля Боймера в защиту товарищества, любви, тех ценностей, которые, казалось бы, исчезли из довоенной жизни и к которым так долго шел девятнадцатилетний солдат. Именно по приезде домой герой понимает, что он больше не может жить вне войны, для него тут всё чуждо, дико. Даже после войны он потерян для этого мира, он и его приятели – «потерянное поколение»). Обратимся к главе XI. Что чувствует Пауль, когда случайно убивает француза. Как он себя ведет? (Герой очень переживает, даже плачет. Он постоянно извиняется перед французом, для Пауля невыносимы его мучения, он обрабатывает его рану, приносит ему попить и лишь потом пьет сам, говорит, что обязательно напишет его жене.) О чем нам говорит такое поведение Пауля? (О том, что даже на войне не нужно терять свою человечность, он понимает, что их враги такие же люди, с их жизнями и семьями. Но при этом осознает, что у него не было другого выбора, война не дают никому права выбора). Как погибает Пауль и его друг Кат? (Кат погибает глупой смертью, будучи ранен в ногу его ненароком задевает осколок («Я не заметил, что, пока мы шли, Кату угодил в голову осколок. Дырка маленькая, должно быть осколок был совсем маленький, залетевший откуда-нибудь издалека. Но этого оказалось достаточно. Кат умер»). Кат последний из выживших друзей Пауля, которого он знает с самого детства. С его смертью у него на фронте больше никого не останется. Сам же Пауль погибает в один из таких тихих дней, когда на фронте совсем ничего не происходит (Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: «На Западном фронте без перемен».) Смерти героев нелепы, бессмысленны. Они являлись тем самым пушечным мясом.) Какую роль в произведении играет тема пути? (У войны в романе есть свое пространство. Помимо линии фронта таким пространством войны является кладбище. Судьба в разрушенном мире у Ремарка не может сложиться, она печальна, т.к. в бесконечных ежедневных солдатских буднях нет надежды: «Поговаривают о наступлении. Нас отправляют на фронт на два дня раньше обычного. По пути мы проезжаем мимо разбитой снарядами школы. Вдоль ее фасада высокой двойной стеной сложены новенькие светлые неполированные гробы. Они еще пахнут смолой, сосновым деревом и лесом.» |