СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема отношения личности и общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 

сформировать научные знания об обществе, дать характеристику его признакам, типам, определить роль обществоведческих наук в современном мире.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы обучения: индивидуальная.

Литература: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] ; под. ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Просмотр содержимого документа
«Проблема отношения личности и общества.»



10 класс Обществознание Урок 44

Тема: Проблема отношения личности и общества.

Цель урока:

сформировать научные знания об обществе, дать характеристику его признакам, типам, определить роль обществоведческих наук в современном мире.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы обучения: индивидуальная.

Литература: Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.] ; под. ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Термины: природа, общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность, обществоведческие науки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Природа (употребляется в широком смысле) - как единство всего мира, всей действительности (неорганического и органического мира, человека и общества), отсюда: общество –часть природы; во втором случае в узком смысле – часть, а не весь реальный мир, как внешняя (природно-географическая) среда по отношению к человеку, к обществу.

Общество, в широком смысле, это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.

Общественные отношения (социальные отношения) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Культура – все созданное человеком, сотворенная человеком вторая природа.

Если рассматривать мир в целом мы можем выделить первично природу она есть основа жизни человека. Но можем ли мы определить, что выделило из природы человека?

- речь, деятельность.

Вывод: деятельность выделила человека из природы, и способствовала формированию второй природы ОБЩЕСТВА!!!


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это последовательные действия людей, направленные на достижение определенной цели, называют деятельностью.

Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определенные отношения.

Деятельность – это способ существования, который выделяет людей из природы.

Жизнь общества – процесс совместной деятельности людей.

СТРУКТУРА деятельности:

  1. Субъект деятельности

  2. Потребности и интересы

  3. Цели, как идеальные, так и материальные

  4. Средства деятельности как идеальные, так и материальные

  5. Объект деятельности

  6. Сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

Рассматриваем деятельность человека по группам по перечисленным этапам на примере:

  • Охота первобытных людей на мамонта

  • Земледелие

  • Работа на современном заводе.

О влиянии и взаимодействии общества и природы:

Если вы прочтете определение понятия «общество», то обратите внимание на то, что общество – это обособившаяся от природы часть мира.

- Что же тогда такое природа?

Учитель дает определение понятию ПРИРОДА!!!

– Что значит «обособившаяся часть»?

– В чем состоит это обособление?

– Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего – без учета природных условий? Докажите.

– Докажите, что в регионах с благоприятным климатом в течение всего года (Австралия, Центральная Африка) не сформировалось ни одной самостоятельной цивилизации.

(Здесь сама природа предоставила все возможности для выживания человека и не требует от него физического и творческого напряжения. Человек приспособился к окружающей среде, условия жизнедеятельности не стимулируют его к поиску новых путей. Общество застывает в примитивных формах.)

Если мы рассмотрим регионы с суровыми природно-климатическими условиями (Крайний Север), то увидим, что общество здесь также достаточно статично и примитивно. Почему? Постоянное напряжение, обусловленное суровым арктическим климатом, не дает возможности обществу направить свои усилия на развитие производства. Жестокий диктат природы является препятствием для интенсивного развития социума.

Природный фактор определяет выбор производственной технологии общества, но не является стимулирующим фактором для развития общества. Отработанный веками тип технологии оказывает значительное воздействие на культуру общества и психофизические особенности нации.

– Какова взаимосвязь природы и общества на современном этапе?

В настоящее время, с развитием производства и международных экономических связей, зависимость общества от естественно сложившихся природных условий относительно уменьшается. Влияние человека на природу резко усилилось. Масштабы воздействия современного человека сравнивают с действием самых мощных геологических сил. Производственная деятельность человека оказывает влияние на климат. Особенность современного этапа взаимодействия общества и природы состоит в том, что вся поверхность земного шара становится полем деятельности человека, который выходит за пределы Земли, в Космос. Растет опасность неуправляемого воздействия человека на природную среду. Нарушается равновесие между различными процессами в природе.

Каждый готовит аргументы в доказательство следующего:

  • 1-е мнение – человеческое общество – это часть природы, совершенно равноправная со всеми другими;

  • 2-е мнение – человек – «царь природы», ее господин, которому она дана в распоряжение.

ВЫВОД: Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области –естествознание и обществознание. Отсюда и биосоциальная сущность человека, и взаимовлияние и взаимодействие ЧЕЛОВЕК_ОБЩЕСТВО_ПРИРОДА.

3. Понятие КУЛЬТУРА, культурные универсалии:


Характеристика видов культуры



4. Закрепление изученного материала.

Чем отличается стихийное бедствие от техногенной катастрофы?

  1. В чем заключаются глобальные экологические проблемы?

  2. Какую связь между обществом человеком и природой можно определить?

5. Домашнее задание. Прочитать дополнительный материал о проблемах взаимодействия общества с природной средой. Ответить на вопросы:










3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!