СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». М. Ю. Лермонтов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворений Лермонтова 

Просмотр содержимого документа
«Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». М. Ю. Лермонтов.»

ТЕМА: Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел».

М. Ю. Лермонтов.

Познакомиться с информацией.

Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами  ощутили притягательную силу его творчества.  

М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.

Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер.

Многие друзья вспоминают Лермонтова  веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным.

А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм.

Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол.

 А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному.

2.  «Молитва»

У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них  (В минуту трудную..» написано в 1939 году.

- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?

Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним.

Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним.

В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.

К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи

- Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?

Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.

- Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)

- Стихотворение посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.

Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.

Каким настроением  проникнуто стихотворение?

Стихотворение наполнено настроением божественного откровения.

Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием,   гармония, исходит от каждого её слова.

О чем пишет поэт?

Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть.

Но чудная молитва вернула ему душевное  равновесие, очистила его.

 Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).

- В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

 Объясните значение эпитета «благодатная».

благодатный – значит, исполненный Божественной благодати  

(само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше..

А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.

 В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру.

 И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»

- Какие отметим художественные средства выразительности?

(Эпитеты, употребленные  с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых».

В прямом порядке употреблены эпитеты  «непонятная, святая прелесть»

 

Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).

3.     Работа над стихотворением «Ангел».

- Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году

Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»


              А литературовед  И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»

Каким настроением  проникнуто стихотворение?

Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой  жизни.

О чем рассказывает стихотворение?

Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес  молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню..

Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез,  в котором  этой душе предстоит  жить. 

Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

III. Домашнее задание: Выучить одно из стихотворений наизусть.

Дайте полный письменные ответы на вопросы:

1.Кому Лермонтов посвятил стих «Молитва»?

2.Объясните значение эпитета «благодатная»

3.В память кого написано стихотворение «Ангел»?

4. «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему…»Укажите кто сказал эти слова и о ком?

5.Какие это художественные средства выразительности «непонятная, святая прелесть»?

Стихи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!