СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проба пера" Эссе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сегодня мы будем учиться писать эссе. Я взяла этот жанр, потому что интегративность -одна из его жанровых свойств. Свободная композиция, свободный выбор средств художественной выразительности, раздумья автора, думается, что все эти привлекательные качества эссе будут способствовать развитию вашей письменной речи, научат композиционно выстраивать собственное письменное высказывание - свое эссе…       

Просмотр содержимого документа
«"Проба пера" Эссе»





Урок по развитию речи в 10 кл. Проба пера. Эссе.

Цели:

Развивающие:

-  раскрыть свои индивидуальные особенности: способность самостоятельно мыслить, сопоставлять, сравнивать, делать выводы..

-развитие письменной речи учащихся и основная наша задача - на примере текста эссе, «Два слово о театре». Автор М. Цветаева, написать сочинение

Обучающие:

- изучить жанр эссе;

- показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;

- уметь выделить авторскую позицию, самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного; уметь аргументировать, цитировать, делать выводы, обобщения.

Воспитательные:

. развивать читательскую и творческую активность; воспитание любви к поэзии.



Ход урока.

.

.







2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.





Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность

Вступительное слово учителя. «Не считайте себя гостями на пиру мудрецов. Займите там уготованное вам место. И тогда с глазу на глаз с прекрасными творениями поэтов, ученых, артистов, историков, всех времен и народов, вы правильно оцените свои способности, и вашим взорам откроются новые, широкие, неведомые горизонты»,- писал русский ученый-медик Канель Вениамин Яковлевич. О, огромный книжный мир… Это действительно пир мудрецов. Я верю, каждому из вас тоже уготовлено место. Но помните, что только труд является источником всех достижений.



Сегодня мы будем учиться писать эссе. Я взяла этот жанр, потому что интегративность -одна из его жанровых свойств. Свободная композиция, свободный выбор средств художественной выразительности, раздумья автора, думается, что все эти привлекательные качества эссе будут способствовать развитию вашей письменной речи, научат композиционно выстраивать собственное письменное высказывание - свое эссе… ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Итак, цель нашего урока развитие письменной речи учащихся и основная наша задача-на примере текста эссе ,«Два слово о театре». Автор М. Цветаева, написать сочинение

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: ГРУППА «ЛИНГВИСТЫ»

Ученик. (объясняет лексическое значение каждого слова). Запись в тетрадях. Беллетристика, интеграция, ассоциации, парадокс, афоризмы, лаконизм.

Учитель. -Давайте вспомним теоретико-литературные и речеведческие понятия, на которые будем опираться в ходе работы над текстом.

ГРУППА «ТЕОРЕТИКИ»

_Вопросы классу:

Вспомните:1.АННОТАЦИЯ НА… 2.ОТЗЫВ О… 3.РЕЦЕНЗИЯ НА… 4. ЭССЕ-…(ПО ПОВОДУ…

Ученик. Аннотация- краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию.

Ученик. Отзыв-выражение собственного отношения к прослушанному, прочитанному, просмотренному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения.

Ученик. Рецензия-отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения.



Учитель. -Какие типы речи вы знаете?
Ученик. (описание, повествование, рассуждение)

Повествование-это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

В описании в центре внимания - словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Особенность текста – рассуждения в том, что в нем доказывается, объясняется какое-то положение, мысль.

Учитель._-Какие стили речи вы знаете?

Ученик. (Книжный, разговорный; книжный: художественный, официально-деловой, публицистический, научный.)

-Назовите малые жанры?.

2. Группа «Теоретики»

Ученик. (очерк рассказ, новелла, эссе, ода.)

Учитель. -В каком из них ярко выражено субъективное начало?



Ученик. (эссе, очерк). Очерк-разновидность эпического рода. Каждый конкретный очерк охватывает небольшую частичку действительности, но в целом очерки обращаются к любым сферам человеческой жизни; в этом жанре сильно субъективное авторское начало (очеркист сам ведет повествование, которое движется его мыслью, его мнением) Это сближает очерк и эссе. Однако в очерке нередко доминируют описания, роль которых в эссе не так значительна.

Ученик. Очерк по форме может быть публицистическим, беллетристическим, лирическим, документальным, портретным, путевым и т. д. В документальных очерках опора на подлинные лица и факты жизни с точным обозначением имен, дат, местности.

Вывод. Итак, традиционные отличия:

  1. Малая повествовательная форма.

  2. Описание реальных событий, происходящих с реальными людьми.

  3. В центре – актуальные общественные проблемы.

  4. Несёт в себе объективность, разрешая спорные ситуации и вопросы.

  5. Документальность.

  6. Красота художественного стиля. Эмоциональность и образность.

Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением.

3. ГРУППА «ТЕОРЕТИКИ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Ученик. ЭССЕ-(это с французского essai-«попытка, проба»)-прозаическое произведение (этот признак не является обязательным) небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо…Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

УЧЕНИК. Эссе может быть посвящено философским, историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактами и многому другому.

В зависимости от этого выделяют разновидности:

С точки зрения содержания эссе бывают:

  • философскими,

  • литературно-критическими,

  • историческими,

  • художественными,

  • художественно-публицистическими,

  • духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе предстают в виде:

  • рецензии,

  • лирической миниатюры,

  • заметки,

  • странички из дневника,

  • письма и др.

Различают также эссе:

  • описательные,

  • повествовательные,

  • рефлексивные,

  • критические,

  • аналитические и

  • И классификация эссе на две большие группы:

  • личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

  • эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

ВЫВОД:   Знание языковедческих и литературных терминов помогает актуализации опорных знаний,   вырабатывает у учащихся умение оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования, помогает реализовать способность пишущего к импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами.

Учитель.

- А теперь вспомните, какие произведения вы читали М. Цветаевой? ( Большинство уч-ся рассказали и знакомы с поэзией М. Цветаевой. Знают содержание многих стихов из сборника «Версты», стихи, написанные на тему любви, поэму «Горы»)

Группа «БИОГРАФЫ»

Ученик. Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Родилась она 26 сентября 1892 г. В Москве. Ей суждено было стать летописцем своей эпохи. Сама, можно сказать, испытала все жизненные невзгоды…Поэзия М. Цветаевой многолика, разнотемна. Звучит голос поэтессы и о поэте, и о поэзии, и о любви, и о войне, о молодости, о счастье, о великих творениях человека.


Учитель. Перед тем, как перейти к анализу произведения М. Цветаевой, я хочу вам задать вопрос: О чем можно написать в небольшом произведении, если оно называется «Два слова о театре»?

Ученик. «…В два слова сказать о театре очень трудно, слишком широкая тема. Ведь. театр-история, душа народа. Там и прошлое, и настоящее, и будущее. Я бы написала эссе на тему: «Театр-душа народа».

Ученик. «….А для меня театр не существует без Вахтангова, без Шекспира, без Тхапсаева. Я напишу о тех, кто прославился своим искусством исполнять роли».

Ученица. « ….Я напишу об основании Осетинского театра и о тех артистах, которые стояли у истока и ,конечно же, напишу о выдающемся артисте Владимире Тхапсаеве, которого, поправу, считают лучшим исполнителем роли Отелло.»

Учитель. А теперь перед вами вы видите напечатанный текст «Два слово о театре» М. Цветаевой.

Чтение. (Учитель, ученики.)





ДВА СЛОВА О ТЕАТРЕ

Театр не благоприятен для Поэта,
И Поэт не благоприятен для Театра.
Гейне

Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением для хитрецов породы Фомы неверного, верящих лишь в то, что видят, еще больше: в то, что осязают. — Некой азбукой для слепых.

А сущность Поэта — верить на слово!

Поэт, путем прирожденного неведения видимой жизни дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту — наконец — увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в быт.

Театр я всегда чувствую насилием.

Театр — нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с мечтой, — третье лицо на любовном свидании.

И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения — или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза.

«Но пишете же, однако пьесы!» — Это не пьеса, это поэма, — просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я актриса.

Знающий меня — улыбнется.
Москва, октябрь 1921 г.

Группа «БИОГРАФЫ»

Гражданская война и годы революции(1917-1920 г.) были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют со старшей дочерью. Они испытывали нужду, холод, голод и трагедию одиночества. А муж-Сергей Эфрон находился в рядах белой Добровольческой армии. Три года от него не было вестей. А 1921 г. летом Сергей Эфрон написал из Праги и наконец-то выпала возможность быть вместе.

АНАЛИЗ. - Каково настроение поэтессы в начале повествования? Найдите, выпишите слова, словосочетания, которые помогают передать состояние поэтессы.

Запись в тетрадях: ГРУППА «ЛИНГВИСТЫ»

Не чту, не тянусь, не считаюсь с Театром, казался подспорьем, нищих духом, верящих лишь в то, что видят, азбукой для слепых.

Ученик. Тягостное, мрачное настроение автора связано с жизненными невзгодами.

Учитель. Читаем второй абзац. Изменилось ли внутренне состояние автора?

ГРУППА «ЛИНГВИСТЫ»

Ученик. Здесь автор становится более пессимистичной, подчеркивает свое одиночество, Особую уточняющую роль сыграли слова и словосочетания:

Запись в тетрадях:

Верить на слово; прирожденного неведения; увиденную жизнь; любовном свидании; чувствую насилием; дает жизнь; превращает жизнь; любовном свидании; третье лицо; одиночество с Поэтом; с Героем, с мечтой.

Группа «Литературные критики.

Автор доказывает, что мы, читатели, должны сделать вывод, что Театр «лишнее», а «удовольствие» в одиночестве только по её мнению.

-Учитель. - Меняется ли внутренне состояние поэтессы? Какой тип речи преобладает в тексте? ГРУППА «ЛИНГВИСТЫ»

Ученик. В третьем абзаце эпиграф воедино сливается с текстом. Автор солидарна с Гейне «утверждает правоту Гейне и мою» глубокое потрясение, а повтор - или возносишь, или опускаешь, или закрываешь - устанавливает разговорную интонацию и лексику.(тип речи - рассуждение).

Учитель. Уходит ли чувство авторской подавленности?

Группа «Литературные критики».

В четвертом абзаце автор доказала «это не пьеса, это поэма, - просто любовь». Может это оптимальная концовка? Ведь сама Цветаева писала пьесы, была знакома с вахтанговской студией и написала романтические пьесы, изящные, пылкие. Но они не прижились на сцене. Цветаевские пьесы- «пьесы для чтения» Они близки к стихам в той или иной степени. Она потому и ставит выше поэзию, чем театр.

4. ГРУППА «ТЕОРЕТИКИ»

  1. Особенности композиции своеобразны: небольшой объем, выражающий индивидуальные впечатления, раздумья, соображения. Каждый абзац начинается с тезиса, устанавливается логическая связь абзацев, определяется проблема, идет рассуждение, доказательства. Необходимо выделение абзацев, красных строк: так достигается целостность работы.



5. ГРУППА «ТЕОРЕТИКИ»

Учитель. Давайте вспомним еще раз признаки эссе.

Ученик.

-Признаки эссе:






-наличие конкретной темы либо вопроса; 
- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления; 
Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру;

- небольшой объём; 
- свободная композиция 
-эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;

- непринуждённость повествования; 
-Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным, он избегает намеренно усложнённых, неясных, излишне «строгих» построений.

- парадоксальность ;

- внутреннее смысловое единство;
- открытость;

Ориентация на разговорную речь;
ВЫВОД: Эссе остаётся незавершённым – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее её раскрытие, на полный, законченный анализ.

Учитель. Сейчас у вас у каждого есть возможность высказать свое мнение, аргументировать, выделить позицию автора. Согласны ли вы с автором?

*Устное иллюстрирование, цитирование.

Тезисы из текста:

    1. «Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром»

    2. «А сущность Поэта — верить на слово!»

    3. «И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою…»

    4. «Но пишете же, однако пьесы!»

    5. Автор погрузился в раздумья…

Я считаю…

Я думаю…

*** Человек, живущий в цивилизованной стране не может не любить театр…

***Театр… Сколько мыслей, чувств вызывает одно короткое слово! Какая сила, какая мощь, если хотите, сила народная, дух народная в нем…

***Я мысленно в театре. Идет гениальное произведение В. Шекспира «Отелло». На сцене роль Отелло исполняет Владимир Тхапсаев, Так и хочется сказать: «Остановись, мгновенье!»

Ученик.. ВЫВОД: Язык автора образный, выразительный, афористичный, парадоксальный; интонация и лексика разговорная, глубокая парадоксальная мысль погружает автора, отвлекает от обыденного, и главным остается это внутреннее состояние, это понимание

Театра, которого олицетворяет…

Мы, учащиеся, каждый из нас напишет свои мысли, свою точку зрения…

Учитель. Итак, сегодня мы подготовили рабочий материал к сочинению эссе, повторили теорию и методику написания. Благодатные свойства этого жанра, прекрасные образец эссеистического стиля, которые можно найти в творчестве отечественных писателей и зарубежных авторов, позволяет нам более интересно, продуктивно строить свою работу по подготовке к итоговому сочинению и выпускному экзамену.

ПОМНИТЕ: в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное логически последовательное изложение собственных мыслей.

Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, комментировать позицию автора, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, свою точку зрения, поэтому эссе является хорошим подспорьем подготовки к экзаменам.

Такой вид работы вызывает интерес к самоутверждению, в эссе свобода мыслей, образность, эмоциональность, и самое главное, -самостоятельность

РЕФЛЕКСИЯ:


Написать Эссе можно: об актерах, просто о театре, о духе театра, о приемах режиссера, о значении театра, какие чувства вызывает театр? Согласны ли вы с авторской позицией М. Цветаевой? Написать рецензию. Нужен ли театр нам, современникам?

Помните, что форму своего письменного высказывания, жанр своей творческой работы нужно выбирать в соответствии с внутренней потребностью пишущего.

Можно использовать жанры письма, странички, из дневника, путевого очерка, сочинения – рассуждения, обратиться к эссе


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!