Русский язык. 6. Урок 106.
Тема: Анализ изложения. Притяжательные прилагательные
Цели: знать, что обозначают, на какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные; уметь правильно писать и употреблять притяжательные прилагательные.
Ход урока
1. Орг. момент. Тема и цели урока. Анализ изложения.
Анализ изложения. Работа над ошибками.
2. Объяснение темы урока. Работа с опорной тетрадью, с учебником.
Из книги Т. Рик:
Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности чего-либо человеку или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? Например, жил-был дед. И были у деда валенки. Его маленькие внучки повесили их на забор сушиться. Все их спрашивают:
— Чьи это валенки?
— Дедовы! — отвечает одна.
— Дедушкины! — вторит ей другая.
Так вот, дедовы и дедушкины—это притяжательные прилагательные.
Притяжательные прилагательные потому и называются притяжательными, что как бы притягивают вещь к ее владельцу.
Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:
OB (-ЕВ): страусово (перо)
ИН (-ЫН): птицын, курицын (сын)
ИЙ: собачий (нос)
Но вот последний суффикс—хитрюга. Прячется в окончаниях косвенных падежей мужского рода (то есть всех падежей, кроме именительного) или во всех окончаниях женского и среднего рода:
И. собачий
Р. собачьего собачь [йэ]гo
Д. собачьему собачь [йэ]му
Здесь буква Е обозначает сразу два звука: [Й] и [Э]. [Э] относится к окончанию, а [Й] —спрятавшийся суффикс.
— А где же буква И из этого суффикса?
— Она и вовсе убежала. А вот пример женского и среднего рода.
И. собачья собачь[йa] (ж.р.)
И. собачье собачь [йэ] (ср. р.)
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность не только людям, но и животным.
Песья будка — вот дела! —
С псом и ела, и спала,
А сегодня притянулась:
С ним на улицу ушла.
Зайчик, бедный, так устал:
От норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра
К зайцу заячья нора.
Стр. 20-21 – чтение теоретического материала.
Составление кластера.
Притяжательные прилагательные:
обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному
чей? чья? чьё? чьи?
суффиксы ов, ев, ин, ын, ий, й (в косвенных падежах м. р. и во всех падежах ж. и ср. р.)
в м. р. в им. и в. падежах имеют нулевое окончание
3. Практикум. Работа с упражнениями.
- Упр. 348 стр. 21 – письменно, с комментированием.
- Упр. 349 стр. 21-22 – письменно, у доски.
Анализ предложений:
1) Корень ученья горек, но плод сладок.
2) Русская душа простор любит.
3) Две бараньи головы в один котёл не влезут.
Просклоняйте словосочетания:
щучья пасть, заячий хвост, птичье оперенье
Замените существительные притяжательными прилагательными:
уши волка и зайца – волчьи, заячьи
лапы лисы и белки – лисьи, беличьи
хвост павлина и вороны – павлиний, вороний
глаза папы, бабушки – папины, бабушкины
4. Итог урока. Домашнее задание.
§ 60, упр. 350 стр. 22
3