СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Притяжательные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Притяжательные местоимения»

Конспект урока по русскому языку

Тема: Притяжательные местоимения

Цель: сформировать понятие о притяжательных местоимениях и научиться отличать их от других местоимений.

Задачи:

1) установить общие признаки и различия притяжательных прилагательных и притяжательных местоимений

2) рассмотреть склонение притяжательных местоимений

3) выработать умение употреблять притяжательные местоимения в речи.

развить интерес к предмету с помощью различных заданий;

4) развитие логического мышления;

5) развитие мыслительных способностей общего кругозора учащихся при выполнении таких операций как анализ, обобщение, сопоставление притяжательных местоимений с притяжательными прилагательными;

6) воспитать уважительное отношение к ответам одноклассников.

7) воспитать внимательное отношение к слову;

8) воспитание языковой и речевой культуры на основе правильного употребления притяжательных местоимений в речи.

Оборудование урока: учебник для 6 класса, доска, рабочая тетрадь, презентация.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I. Организационный момент (нацелить учащихся на урок) - 2 мин.

II. Фронтальный опрос – беседа (актуализация имеющихся знаний и умений) - 3 мин.

III. Повторение пройденного материала - 5 мин.

IV.Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.

V.Объяснение нового материала (отработка умения отличать притяжательные местоимения от притяжательных прилагательных) - 10 мин.

VI. Отработка и закрепление изучаемого материала - 5 мин.

VII.Контроль-7 мин

VIII. Подведение итогов урока (обобщить теоретические сведения, полученные на уроке) - 5 мин.

IX.Рефлексия – 1 мин

X. Сообщение разъяснение домашнего задания - 2 мин.


Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие и подготовка учащихся к уроку.

II. Фронтальный опрос – беседа.

- Какие разряды местоимений вы знаете? (личные, неопределенные, отрицательные, указательные, вопросительные, относительные, притяжательные, возвратное)

- Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных? (они различаются интонацией; при чтении вопросительных местоимений должна быть вопросительная интонация, т. к. относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных)

- Какие местоимения называют неопределёнными? (неопределённые местоимения указывают на некий неопределённый предмет или неопределённого человека или животное; неопределенное количество или признак)

III. Повторение пройденного материала.

Открывают тетради, записывают число.

1. Работа у доски.

Сделайте синтаксический разбор предложения, найдите отрицательное местоимение.

Толком никто ничего не знал.

Толком (сущ.) никто (отриц. мест.) ничего (отриц. мест.) не знал (глаг.).

(Повеств., невоскл., простое, распростр.)

[– =].

2. Зрительный диктант.(Слайд №1)

Подз..головок, кол..екция, в..ликолепный, ни(у)кого, серебря..ый, деревя..ный, кое(кто), т..лантливый, кто(нибудь), б..ография, т..пография, пр..пятствие.

3.Самоконтроль.(слайд №)

IV.Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.

На доске записаны словосочетания:

папина шляпа моя шляпа

волчий хвост твоя коса

воронье гнездо наш дом

- На какие вопросы отвечают подчёркнутые слова? (чья? чей? чьё?)

- А чем они отличаются? (они характеризуют принадлежность)

Слово учителя.

- Местоимения, обозначающие, как притяжательные прилагательные, принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо, называются притяжательными местоимениями.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.(Слайд №2)

V. Объяснение нового материала.

На доске записаны местоимения:

свой, наш, ваш, мой, твой.

- На что указывают записанные местоимения? (свой - обозначает принадлежность предмета говорящему, или его собеседнику, или третьему лицу; мой – указывает, что предмет принадлежит самому говорящему; твой – указывает на то, что предмет принадлежит лицу, с которым мы беседуем; наш, ваш – указывают на принадлежность предмета многим лицам или предметам)

Задание1: просклонять подчеркнутые слова

На доске и в тетради.

И. наш дом волчий хвост

Р. нашего дома волчьего хвоста

Д. нашему дому волчьему хвосту

В. наш дом волчий хвост

Т. нашим домом волчим хвостом

П. о нашем доме о волчем хвосте


Вопрос классу: в чем особенность склонения притяжательных местоимений?

(Эти местоимения склоняются как имена прилагательные. Они изменяются по падежам, числам и родам. Давайте просклоняем следующие словосочетания)

Физкультминутка

Задание 2. Чем похожи и чем различаются данные предложения?(Слайд №3)

Я увидела его.

Это была его куртка.

Ответы учащихся:

Его- личное местоимение Р.п.

Его- выступает в роли притяжательного местоимения, не склоняется.

Слайд №4

И. его дом; их дом; её дом

Р. его дома; их дома; её дома

Д. его дому; их дому; её дому

В. его дом; их дом; её дом

Т. его домом; их домом; её домом

П. о его доме; о их доме; о её доме

VI. Отработка и закрепление изучаемого материала.

Выполнение упражнения № 432 (учащиеся у доски)

Запишите выделенные существительные местоимениями. В каких словосочетаниях личные местоимения обозначают принадлежность и переходят в разряд притяжательных?

Советуется с (чьим?) его товарищем, расспрашивает (о ком?) о нём, заботишься о (чьём?) его ребёнке, сердиться (на кого?) на неё, тревожишься за (чьего?) его друга, шутили над (чьей?) её подругой, шутила (с кем?) с ней.


Вывод:

- Чтобы отличить притяжательные местоимения его, её, их от омонимичных им форм личных местоимений, нужно задать к ним вопрос.

Личные местоимения отвечают на вопросы косвенных падежей и в предложении являются дополнениями.

Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? (чья?) чьё? чьи? и в предложении являются определениями.

- Составьте предложения с местоимениями его, её, их в значении личных и в значении притяжательных (устно).



VII.Контроль.

Выполнение упражнения №434. (самостоятельно в тетради, затем устная проверка несколькими учащимися)

Озаглавьте текст. Спишите его, подчеркните местоимения, укажите их разряд, обозначьте падеж.

Подарок маме.

Твоей (Д. п., притяжат.) маме приятно получить от тебя (Р. п., личн.) не купленные на её (Т. п., притяжат.) же деньги цветы или конфеты, а выполненную твоими (Т. п., притяжат.) руками рамку или полочку, сделанную тобой (Т. п., личн.) шкатулку, нарисованную тобой (Т. п., личн.) картинку, вышитую тобой (Т. п., личн.) салфетку.

Как бы скромен ни был твой (И. п., притяжат.) подарок, он (И. п., личн.) доставит много радости, если ты (И. п., личн.) готовил его (В. п., личн.) с любовью и своими (Т. п., притяжат.) руками.

Выполнение заданий к упражнению у доски.

VIII. Подведение итогов урока

- Какой разряд местоимений мы сегодня изучали? (притяжательные местоимения)

- В чём особенность склонения притяжательных местоимений? (они склоняются как притяжательные прилагательные)

- Формы каких личных местоимений употребляются для обозначения принадлежности? (формы Р. п., 3-го лица – его, её, их)


IX. Рефлексия. (Слайд №5)

Оцените свою работу на уроке:

  • Сегодня я узнал… ;

  • Я научился…;

  • Своей работой на уроке я (доволен/не доволен);

  • Материал урока мне был (понятен/не понятен);

  • За урок я (устал/ не устал).


X. Сообщение домашнего задания(Слайд №6)

- Выполните письменно упражнение № 433 и прочитайте § 75.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!