СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Притязания человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«" Притязания человека"»


ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА


Слово «карьера» не является новым. Оно употреблялось еще в доперестроечное время, как правило, в негативном смысле. Например, «он делает себе карьеру» – значит, карьерист. Так называли людей, которые успешно продвигались по служебной лестнице и, достигнув успеха, были своего рода образцами для других, не проявивших себя на профессиональном поприще. Сегодня отношение общества к понятию «карьера» изменилось.

Карьера (от фр. carriere – бег; профессия, поприще) – быстрое и успешное продвижение в служебной или другой деятельности; достижение известности, славы или материальной выгоды.

Карьера – активное достижение человеком ранее намеченных постов и должностей в профессиональной деятельности; успешное продвижение по службе или служебный рост; совокупность видов осознанной продуктивной деятельности, которыми занимается человек на протяжении всей своей жизни, включая учебу, работу, досуг.

И если специалист в своем деле успешен и его профессиональные достижения одобряются обществом, преумножают его социально-экономические показатели, то такой человек, в хорошем смысле слова, является карьеристом, он достоин уважения и поощрения социума.

Но достичь совершенства в своем деле – это очень непростая задача. В основе ее – труд и еще раз труд, помноженный на способности человека, волю, терпение и многие другие личностные характеристики.

Естественно, что путь к карьере начинается задолго до момента устройства на работу, обучения в профессиональном учебном заведении, уже на школьной скамье. Причем не в выпускном классе, а гораздо раньше. Когда ты осознаешь, что выпускные экзамены не за горами и нужно принимать решение, самоопределяться в дальнейшей жизни. А жизнь складывается не только из удовольствия или того, что я хочу. Значительную долю жизни человека составляет профессиональная деятельность. Конечно же хочется, чтобы она приносила материальное и моральное удовлетворение. Как этого добиться?

В о - п е р в ы х, как только ты озадачился проблемами: как жить дальше, кем быть, в каком профессиональном учебном заведении продолжить обучение, – отведи себе специальное время для этих размышлений. Можно, конечно, эту работу выполнять в процессе домашних заданий, чтения художественной литературы, во внеурочное время, на прогулках. Главное – оказаться готовым к серьезному обдумыванию своего будущего.

В о - в т о р ы х, советуйся о своих планах на будущее с родителями, другими взрослыми, друзьями, но не забывай, что окончательное решение остается за тобой. Ты должен взвесить все за и против и быть в этом вопросе самостоятельным.

В - т р е т ь и х, помни, что ружье не стреляет, пока его не зарядишь. В данном случае это метафора. А смысл заключается в том, что любой успех достигается только в результате приобретения опыта. Поэтому, выполняя любое дело, например, решая математическую задачу, занимаясь английским языком, ухаживая за животными в школьном зоологическом кружке или выполняя другие виды деятельности, не ленись задавать себе вопрос: а может быть, это мое? А может быть, это лежит в области моих будущих профессиональных интересов? Именно включение в деятельность, выполнение различных практических проб является важнейшим источником и регулятором выбора профессиональной карьеры.

В - ч е т в е р т ы х, ты должен решать эту жизненно важную проблему не по обязанности, не по принуждению, а по любви. И обязательно ориентироваться на успех, потому, что каждый человек должен быть успешным в своем деле.

Это общие рекомендации, а теперь частные советы по шагам и действиям, которые необходимо выполнить.

Творческое задание

Опиши, составь портрет счастливого человека. За основу данного описания можно взять жизненные ценностные ориентации (например, счастье, деньги, труд, свободу и др.) и потребности (в труде, любви, дружбе, музыке, чтении и др.). Таких характеристик должно быть не более чем десять. А потом выдели те характеристики, которые ты мог бы приписать себе. Затем попробуй мысленно, а можно и письменно, перевести выделенные характеристики в вопросы-цели. Например, как быть счастливым? Как быть успешным в труде и т. п. В итоге продумай действия для достижения выделенных целей-ценностей. Эти действия могут стать основой твоей индивидуальной программы достижения профессиональной и жизненной карьеры.


Ценностные ориентации – это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Ценностные ориентации личности характеризуют ее глубокие постоянные привязанности, моральные принципы поведения. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, основание для решения вопроса о смысле жизни и планируемой профессиональной карьере.

Итак, ты составил портрет счастливого человека, выделил смыслообразующие для себя характеристики.

Теперь их надо достичь, приобрести. Хорошо, если какими-то характеристиками ты уже обладаешь, другие надо воспитать. Прежде всего, проверь свою волю. Мудрая народная пословица гласит: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Тебе предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей твоей личности и твоего характера. Прочитай каждое утверждение и в графе ответов поставь знак «+» против выбранного тобой варианта. Варианты ответов: «Безусловно, да», «Скорее да, чем нет», «Скорее нет, чем да», «Безусловно, нет».

Искренние ответы позволят тебе получить верное о себе представление и в будущем учесть как свои слабые, так и сильные стороны характера.

И напротив, желание показаться лучше, чем ты есть на самом деле, обернется пустой тратой времени или получением сведений, не соответствующих действительности.

Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по который актер может управлять объектом своего внимания, а через это чувствами, действиями и в целом своим поведением. Он разделил все пространство на три круга: большой круг (в театре – весь зрительный зал); средний круг (в театре – сцена с играющими партнерами) и малый круг – сам актер и ближайшее пространство, в котором он движется и действует. Владимир Леви, писатель, специалист в области психологии и психиатрии, добавил к этим кругам четвертый, внутренний круг, ту часть внимания, которая занята событиями, происходящими внутри самого человека. Данную схему удобно использовать в нашей повседневной жизни. Попробуем ее применить и к достижению карьеры.

Итак, первый круг – это обращение вашего внимания к спросу и предложениям рынка, труда. Он, как правило, динамичен, подвижен, ориентирован на профессии, востребованные в ближайшей перспективе. Часто, как свидетельствуют социологи, неподготовленной к встрече с рынком является именно молодежь. Каждый год на рынке появляются новые профессии, и ориентироваться на запросы рынка труда необходимо. В современных условиях нельзя выбирать профессию, которая уже не существует, устарела, или профессию, которой рынок перенасыщен. Этим же правилом необходимо руководствоваться и в выборе учебного заведения для продолжения дальнейшего образования.

Второй круг – требования профессии к человеку. Профессий много, и каждая из них предъявляет к человеку специфические требования. Сегодня, в связи с социально-экономической ситуацией в обществе, нельзя выбрать профессию на всю жизнь. Необходима способность гибко реагировать на запросы работодателя, уметь находить и использовать информацию о требованиях профессии, специальности, должности к человеку. Такую информацию можно получить у специалистов службы занятости, психологов или самостоятельно, используя справочники, энциклопедии, описания профессий, художественную литературу.

Теперь ты можешь перейти в третий круг – пути получения профессии. Нужно выбрать, определить свой собственный вариант продолжения образования за пределами школы.

В значительной мере решить эту задачу поможет обращение твоего внимания к четвертому кругу – образу «Я» (интересы, склонности, способности, здоровье, убеждения, эмоции, сила воли, ценностные ориентации). Для этого необходимо внимательно изучить себя и согласовать свои собственные притязания и возможности с требованиями, которые предъявляет профессиональная деятельность к человеку.

Для этого есть два пути. Первый путь – изучение самого себя с помощью различных тестов, получение консультаций психологов-специалистов в области профориентации, изучение специального учебного курса, участие в психологических тренингах. Кроме того, можно почитать специальную литературу.

Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1990.

Мир профессий. – М., 1985 – 1987.

Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. – М., 1995.

Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 9 классов образовательных учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М., 2003.

Энциклопедия «Выбор профессии». – М., 2004.


Второй путь, позволяющий уточнить, проверить свою стратегию выбора, – это выполнение практических творческих заданий. Ты также можешь сам себе составить задания, попросить составить задания взрослых, родителей, учителей и др. При этом необходимо соблюдать одно требование: задание должно иметь завершенный вид и обязательно предусматривать творческую составляющую. Например, если ты желаешь овладеть профессией журналиста, возьми интервью у представителей этой профессии, запиши его и сделай письменное резюме. Тема может быть любой; «За что вы цените свою профессию?»; «Как стать хорошим журналистом?»

Круги ты можешь обозревать и воспринимать поэтапно или сразу все вместе. Важно, чтобы у тебя сложилось целостное представление о путях и смыслах достижения карьеры. И не менее значимо – выяснить для себя, «что у меня получается?» и «что я могу приобрести путем самообразования, в системе дополнительного образования, в ходе изучения профильных и элективных курсов?».

Полезно, если ты, выполнив ряд действий, проведешь самоанализ в виде самоотчета. Можно это сделать в глагольной форме. Например, выполнил, провел и т. п. или не сделал, не выполнил. Желательно наметить себе и сроки выполнения конкретных действий.

Зачем это нужно? Во-первых, чтобы оценить, проанализировать пройденный путь; во-вторых, чтобы выяснить – не упущено ли что-нибудь из намеченного. Иногда детали играют существенную роль. И, наконец, третье. Всегда хочется поделиться вслух своими успехами с друзьями, родителями, знакомыми. Выясни их отношение к твоим делам и поступкам. Ведь умный совет дорогого стоит. Может быть, есть смысл прислушаться.

И еще один совет. Важным условием для достижения карьеры является вера в собственный успех. Чтобы в этом убедиться, составь еще одну формулу успеха. Ее вывел американский психолог Уильям Джеймс. Эта формула выглядит следующим образом:

Первое слово в этой формуле – самооценка. От нее во многом зависит успех. Она бывает высокая, средняя или низкая. Реши сам, какая она у тебя. Но при этом не ошибись с притязаниями. Если они у тебя очень высокие и не совпадают с твоими реальными возможностями, скорее всего ты обречен на неудачу. Есть смысл задуматься над словами философа и поэта Т. Карлей «Приравнивай свои притязания к нулю, и целый мир будет у ног твоих». Будь и ты философом: думай, размышляй.

Видимо, тебе уже удалось создать мысленно образ своего профессионального будущего, и ты, естественно, претендуешь на успех в нем.

А успеху сопутствуют разные факторы. Важнейший из них – целеустремленность. Владеешь ли ты этим качеством? Можно проверить.

С этой целью предлагаем тебе опросник, включающий 22 вопроса. Ответ в виде знака «+» или «–» надо вписать в листе ответов против каждого номера вопроса.



Анкета достижений

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от упорного труда, чем от случая.

2. Если я лишусь любимого занятия, то моя жизнь будет скучной.

3. Для меня в любом деле важен успешный результат.

4. Обычно я настойчив (а) в достижении своей цели.

5. По моему мнению, я легко переживают неудачи и неприятности.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач,

7. Деятельные люди мне нравятся больше, чем эмоциональные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь придумать что-нибудь новое.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о еде.

10. Мои родители считают меня талантливым ребенком.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Обычно я довожу начатое дело до конца.

13. Решительность и инициативность важнее, чем кропотливая работа.

14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек,

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я – целеустремленный человек.

18. Когда все идет гладко, мое желание достичь успеха усиливается.

19. Мне больше нравятся книги об изобретениях людей, чем о путешествиях.

20. Мои близкие обычно одобряют мои планы.

21. Уровень моих требований к жизни выше, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Посчитайте количество плюсов. За каждый начисляется 1 балл.

17–22 балла – у тебя высокий уровень потребности в достижении успехов в жизни, ты настойчив в преодолении препятствий, уверен в своих силах.

11–16 баллов – средний уровень. Ты претендуешь на достижение не самых сложных целей, не стремишься рисковать.

1–10 баллов – ты не уверен в себе, стремишься избегать ситуации соревновательности.


Упражнение

Ниже приведены высказывания различных известных людей о притязаниях человека, о карьере, о разных путях ее достижения...

Проанализируй эти высказывания и постарайся выработать свою точку зрения (согласен с автором, не согласен с автором, автор просто пошутил... и т. д.). Аргументируй ее.


Гораций

Древнеримский поэт

О желаниях

Кто много добивается, тому много недостает.



Соня Хени

Норвежская фигуристка

О самооценке

Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше.


Александр Фюрстенберг

Радиоинженер

О карьеристах

На своих ошибках учатся, на чужих – делают карьеру.



Мэрилин Монро

Американская киноактриса

О карьере

Карьера – чудесная вещь, но она никого не может согреть в холодную ночь.


Вольфганг Эшкер

Немецкий афорист

О карьере

Есть люди, которые делают карьеру. И ничего больше.


Александр Ратнер

Сатирик

О карьере

Чтобы продвигаться, надо вертеться.



Збышек Крыгель

Польский афорист

О карьере

Карьеру не сделаешь, карабкаясь по ступеням обшарпанной лестницы. Нужно оказаться в лифте в подходящей компании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!