СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставка НИ-, частица НИ, союз НИ…НИ конспект урока в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме"Приставка НИ-, ч33333333333333333335555555555555

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме"Приставка НИ-, частиица НИ, союз НИ_НИ

 

 

Просмотр содержимого документа
«Приставка НИ-, частица НИ, союз НИ…НИ конспект урока в 7 классе»

Тема урока: Приставка НИ-, частица НИ, союз НИ…НИ


Цели урока: сопоставить приставку НИ-, частицу НИ, союз НИ…НИ, чтобы усвоить их различие; формировать умения различать их, чтобы выбрать правильное написание; закрепить это на материалах пословиц, поговорок, художественного текста


Ход урока

Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем

сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

К. Паустовский


1. Организационный мобилизующий этап. Предложения повествовательные в русском языке делятся на утвердительные и отрицательные. Как строятся предложения с отрицательным значением? ( Работаем со словарём С.И. Ожегова – смотрим значение слова «отрицание» – 3. в грамматике: слово, отрицающее смысл – «нет», «не».)

-А ещё что служит для отрицания предмета, признака, явления и т. д.? (частица НИ)

-Чем может быть ни? Только ли частицей?

-Она может быть приставкой, частицей, союзом.


2. Этап формулирования темы и целей урока

-Сформулируйте тему урока.

-Опираясь на тему, сформулируйте цели урока.


3. Актуализация и комплексное применение знаний и способов действий


НИ – приставка (НИ в составе частей речи)

Вспоминаем отрицательные местоимения, записываем их в столбик на доске и в тетрадях, во 2-й столбик записываем эти же местоимения в родительном падеже без предлогов и в 3-й столбик пишем эти местоимения с предлогами. ( Повторяем орфограммы №45 и №46). Обращаемся к эпиграфу.

На этой же доске в 4-й столбик называем и записываем отрицательные наречия (Повторяем орф. №58)

№45 №45 №58

Никто никого ни у кого нигде, никогда

Ничто ничего ни у чего ниоткуда, никуда

Никакой никакого ни с какого ничуть, нимало

Ничей ничьего ни с чьего нисколько, никак

- Почему нет раздельного написания НИ с наречиями (не употребляются предлоги с наречиями, т.к. наречие – неизменяемая часть речи)

НИ – союз

На доске записано предложение с пропущенными буквами и знаками. Ученики списывают его в тетрадь, вставляя и обозначая орфограммы и пунктограммы. Затем один работает у доски, объясняя всё.


Я (н..)кому (н..)когда (н..)поверю что есть на нашей земле места скучные и (н..)дающие (н..)какой пищи (н..)глазу (н..)слуху (н..)воображению (н..)человеческой мысли. (К.Паустовский).

*Выделенное слово охарактеризовать с точки зрения орфоэпии.


НИ в составе компонента устойчивых сочетаний

- На доске записаны выражения:

Ни пуха ни пера, ни слуху ни духу, ни ответа ни привета

- Что это за выражения?

- Это устойчивые сочетания – фразеологизмы . Продолжите работу с ними ( Упр. 435 (5 – 10)). Внутри этих выражений не ставится запятая.

- Объясните, что обозначают эти сочетания.

НИ – частица

- Рассказать о значениях частицы НИ.

- Практическая часть:

Записать предложения, данные на карточке, в той последовательности, в какой представлены значения частицы НИ в учебнике на стр.175 (согласно пунктам 1 и 2 ):


1. Кругом (н..)души. 2. На небе (н..)было (н..)облачка. 3.(«Н..)дня без строчки», – таков девиз писателя. 4.В воздухе (н..)пылинки. 5.(Н..)одна мать так (н..)ухаживала за своим ребёнком как ухаживал Герасим за своей питомицей. 6.Нет (н..)деревца на улице.


2. Диктант с частичным объяснением. Первое и второе предложения пишем на доске и в тетрадях с объяснением, а затем пишут под диктовку, как диктант:

Как (н..) губительно подчас вмешательство человека в жизнь природы она (по)прежнему прекрасна. Всё так(же) шумят вершинами могучие деревья всё так(же) манят зеркальные поверхности озёр всё так(же) бьют из-под земли родники.

Всем известна притягательная сила родников. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студёной воде. Ни в реках, ни в озёрах не бывает такой чистой воды, как в родниках. (А. Порядин)

(Возможен анализ текста)


4. Рефлексия и оценивание деятельности учащихся

-Каких целей мы достигли на уроке?

-Что интересного было на уроке?

-Что показалось трудным?

-Чьи ответы вам показались интересными?


5. Домашнее задание: Выписать из произведений М.Ю.Лермонтова семь предложений с НИ (частицей, приставкой, союзом).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!