Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Дмитриевская школа»
Разработка урока русского языка
во 2 классе
«Приставка как часть слова»
Разработала:
Дымова Анжелика Николаевна,
учитель начальных классов
с. Дмитриевка
2016г.
Тема урока: «Приставка как часть слова».
Цель урока: совершенствовать умения учащихся находить новые приставки в словах и правильно записывать слова с приставками.
Задачи урока:
предметные:
-обобщать знания детей о приставке как значимой части слова;
-закреплять умения обучающихся группировать слова с одинаковым значением приставки, правильно записывать слова с приставками;
-развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас обучающихся.
Метапредметные:
-познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме, проводить сравнение и классификацию слов, делать обобщение, искать и выделять необходимую информацию;
-регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу;
-коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные:
-формировать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательные мотивы, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: урок закрепления и обобщения умений и навыков.
Средства обучения:
- русский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа XXI века).
- презентация к уроку,
- мультимедийная установка,
- карточки для групповой работы.
Методы обучения:
-по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые;
-по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;
-по степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
- предметные: закрепление учеником знаний о приставке как значимой части слова, умение находить приставку среди других частей слова, умение образовывать новые слова с помощью приставки.
- Метапредметные:
- познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию, строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
- регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять итоговый контроль по результату;
- коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения, учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной, аргументировать свою позицию, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
Личностные:
- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Ход урока
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный | Здравствуй, мой любимый класс, Очень рада видеть вас! Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Ребята, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится. | Улыбаются друг другу, внутренне организуются, мобилизуются на работу. |
Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся | Мы второй год изучаем русский язык. А зачем нужно изучать русский язык? | Ответы детей. -Чтобы быть грамотными, -Понимать друг друга, -Красиво и грамотно писать. |
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране грамматике, но прежде чем отправиться в путешествие вспомните, с какой частью слова мы познакомились на предыдущем уроке? Правильно, ребята, сегодня мы продолжим работу по этой теме. | Ответ детей. - С приставкой |
2. Актуализация знаний | Тема нашего урока: «Приставка как часть слова». СЛАЙД 1 | |
Какую цель мы сегодня поставим перед собой? Что нам для этого нужно? Конечно план. СЛАЙД 2 Цель: научиться правильно записывать слова с приставками. ПЛАН 1) Находить приставки в словах 2) Определять значение приставок 3) Правильно записывать слова с приставками 4) Красиво и грамотно писать | Формулируют цель |
Минутка чистописания, словарная работа | Тогда в путь! Добро пожаловать на полянку чистописания. Отгадайте загадку СЛАЙД 3,4 Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. (Декабрь) Начинает календарь Месяц с именем ... (Январь) После брата января Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. (Февраль) | Отгадывают загадки |
Это словарные слова. Запишем эти слова. Помните, писать нужно красиво, стараться, а для этого нужно правильно сидеть. СЛАЙД 5 | Записывают слова, подчёркивают опасные места. |
Скажите, ребята, а что общего между этими словами? | Ответ детей. - Зимние месяцы |
А зимой очень холодно и на улице, что? | Ответ детей. - Мороз |
Подберите однокоренные слова к этому слову. Что может сделать мороз? | Ответ детей. - Заморозить, отморозить |
Какая часть слова помогла нам ответить на вопрос? | Ответ детей. - Приставка |
Молодцы, ребята, все постарались. А сейчас мы с вами отправимся на полянку правил и поиграем Игра «Продолжи предложение» Приставка это – Она стоит – Приставки образуют – | Ответы детей: -часть слова, -перед корнем, -новые слова. |
Прочитаем стихотворение про приставку СЛАЙД 6 Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова Молодцы! | Читают стихотворение. |
3. Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | Продолжаем наше путешествие. Нас ждут испытания на полянке приставок. Работа по карточкам в парах Карточка № 1 Используя приставки ПЕРЕ, ПО, ВЫ, образуйте новые слова. + лёт = + бег = + ход = Запишите слова с приставками. Какие слова у вас получились? | Выполняют работу: записывают получившиеся слова в тетрадь и выделяют приставку. |
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Молодцы, ребята. А сейчас поиграем Игра «Подбери слова» Я называю слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением Прискакал – Приплыл – Привёз – Приехал – Принёс – Приклеил – | Подбирают слова с противоположным значением ускакал, уплыл, увёз, уехал, унёс, отклеил. |
| Какое значение у приставки при- А у приставки – у- Приставки меняют значение слов Работа по учебнику с. 146-147 упр. 1,2 | Ответы детей. - Приближение, или присоединение. - Удаление. Работают с учебником. |
4. Физминутка | Вы поработали, пришло время отдохнуть. Давайте все дружно встанем. Мы - веселые мартышки, Мы - мартышки-шалунишки. Ручками похлопали, Ножками потопали, Полезли за бананами, Теперь обратно слезли. Очищаем бананы, работаем пальчиками Бананы съели, На место сели! Молодцы! | Повторяют движения за учителем. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Вы очень хорошо работаете, ребята и вас ждёт последнее испытание. Работа у доски Допишите к словам нужные по смыслу приставки при-, вы-, по-, про-, пере, -за Выписать слова с приставками и выделить приставку. Вася шёл в школу. Сначала он ___шел из дома. Потом ___шёл прямо. ___шёл по большой луже. ___шёл дорогу. ___шёл в магазин. Наконец, Вася ___шёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Как ты долго шёл». | Дописывают к словам нужные по смыслу приставки и выделяют их. |
6. Домашнее задание | Домашнее задание на карточках, которые я вам раздам, вам нужно будет в словах найти и выделить приставки. Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. | Слушают пояснения учителя, записывают в дневник. |
7. Рефлексия | Молодцы, ребята, вы хорошо работали. Путешествие наше подошло к концу. Останавливаясь на полянках, мы узнали, что СЛАЙД 7 Приставка это – … Она стоит – … Приставка образует – … | Ответы детей: - часть слова; - перед корнем; - новые слова. |
Посмотрите на экран и дополните предложения СЛАЙД 8 Сегодня я узнал …. Было трудно… Я понял, что … Я научился… Я смог … Было интересно узнать, что … Меня удивило … Мне захотелось … | Дополняют предложения. |
Ребята, оцените свою работу на уроке при помощи смайликов: -отлично (зеленый), -хорошо (желтый), -нужно постараться (красный). СЛАЙД 9 | Оценивают себя. |
| Все отлично поработали. Спасибо за урок! СЛАЙД 10 | |
Список использованной литературы
1. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Начальная школа XXI века).
2. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана - Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).