СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природоведение 6 класс (пояснительная записка).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природоведение 6 класс для учеников с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Природоведение 6 класс (пояснительная записка).»

Министерство образования Омской области

КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

№______ от ______20__ г.


УТВЕРЖДАЮ

Приказ

№_____от_______20__ г.

И.о. директора Кузина О.Р_________





Рабочая программа по предмету «Природоведение» для учащихся 6 класса в адаптивных образовательных учреждениях для обучающихся с нарушением интеллекта.

на 2021 – 2022 учебный год



Составитель программы: Хасенова Карлыгаш Шаймерденовна,

учитель природоведения

высшая квалификационная категория

2021 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

  • Приказ №442 от 28.08.2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»);

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»

  • Положения о рабочих программах КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат» Омской области;

  • Рабочая программа воспитания КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».

Рабочая программа по природоведению в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

Для обучающихся адаптивной школы характерен основной общий признак – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Обучение в специальной школе должно носить коррекционно-развивающий характер. Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех учащихся имеющих нарушения интеллекта, но и недостатки, характерные для отдельной личности (индивидуальная коррекция). В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Основная задача в процессе коррекционно-развивающего обучения – организация учебной деятельности каждого ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, нравственных убеждений. Биология как предмет имеет ряд преимуществ в выполнении данной важнейшей задачи. Познать природу – значит понять законы, по которым она развивается, осмыслить причинно-следственные связи и отношения между явлениями и предметами окружающей действительности, овладеть методами самостоятельного изучения объекта. Современная организация обучения направлена не столько на увеличение объема знаний, сколько на обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, обобщению, классификации.

Вследствие нарушений психофизического развития обучающиеся адаптивной школы быстрее утомляются, отвлекаются от главной цели урока при его однообразном ведении. Преподавание биологии направлено также на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе изучения природы происходит развитие у школьников наблюдательности, речи и мышления. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой и влияние на нее.

Природоведение - интегрированный естественно - научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук.

Курс "Природоведение" ставит своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Основными задачами курса "Природоведение" являются:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и наживой природой;

  • формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и т.д;

  • формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе , ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

  • воспитание социально значимых качеств личности;

  • формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни;

  • формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни;

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление и т.д.

Первые природоведческие знания умственно отсталые школьники получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При ознакомлении с окружающим миром у учеников формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных , получают элементарные сведения об охране животных.

Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников.. В рамках природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученных на уроках "Мир природы и человека" в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной , о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами , между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.

Таким образом предполагаемый в программе минимум природоведческих знаний представляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.

Курс "Природоведения" для 5-6 классов состоит из 6 разделов: "Вселенная", "Наш дом-Земля", "Есть на Земле страна Россия", "Растительный мир Земли", "Животный мир Земли", "Человек".

При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на земле . Учитель может познакомить детей с названиями планет, но не должен требовать от них полного воспроизведения этих названий.

В разделе "Наш дом-Земля" изучаются оболочки Земли. Содержания понятий атмосфера, литосфера, гидросфера, подлежат изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах "Воздух", "Полезные ископаемые", "Вода", "Почва" учащиеся знакомятся с основными свойствами воды, воздуха и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши, (равнины, холмы, овраги, горы) и водоемов (ручьи, реки, озера, пруды, болота, моря и океаны).

Учитель может использовать на уроке глобус, физическую карту России и политическую карту мира, предназначенные для начальной школы для демонстрации форм поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды - зеленый, коричневый и синий (не раскрывая особенностей построения географических карт).

В процессе изучения раздела "Есть на Земле страна Россия" предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством , ее городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с основными географическими объектами, занятиями населения, достопримечательностями.

При изучении разделов "Растительный мир Земли" и "Животный мир Земли" у учащихся 6 класса углубляются и систематизируются знания, приобретенные раннее в младших классах, приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу неоюходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и как следствие этого - необходимость охраны растительного и животного мира. При изучении данных разделов следует опираться на личный опыт учащихся.

Раздел "Человек" включает простейшие сведения о своем организме, его строении и функционировании. В программе человек рассматривается как часть живого мира, поэтому одноименный раздел предполагает изучение организма человека как единоого целого и на этой основе - формирование представлений о способах поддержания и сохранения здоровья. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни , предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля - (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек - часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, живлтных и человека.

Такое построение программы позволит сформировать у учащихся с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса "Природоведение" является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания , полученные на уроках.

Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы, что обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (значительная часть изучаемых объектов и явлений , предусмотренных программой, доступна непосредственному наблюдению учащихся).

В том случае, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем , обозначаются специальным знаком "*".

На изучение темы "Сезонные изменения в природе" отдельное время программой не отводится, так как школьники рассматривали времена года и их характерные особенности в начальной школе. В 5 классе предлагается лишь проводить практические работы: ежедневное наблюдение за погодой и ведением календаря природы и труда, посезонное подведение итогов. На знания учащимися сезонных закономерностей в природе необходимо опираться при изучении всех тем курса.

В связи с тем, что курс "Природоведения" решает задачу подготовки учеников к усвоению в дальнейшем биологического и географического материала, данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов и таких терминов как глобус, карта. При изучении раздела "Есть на Земле страна Россия" школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное море, река Волга, озеро Байкал и др..) Изучение данных объектов носит ознакомительный характер и не требует от школьников географической характеристики этих объектов и нахождения их на физической карте.

Содержание материала описано лаконично, без излишней детализации - это дает учителю большое пространство для творчества не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Требования к уровню базовых учебно-познавательных действий, уровню подготовки обучающихся с интеллектуальными нарушениями по природоведению ориентированы на овладение наиболее значимыми географическими и биологическими знаниями, приемами практической и интеллектуальной деятельности. Рубрика "Знать, понимать, уметь" включает в основном требования репродуктивного уровня , нацеленные на воспроизведение основного содержания предмета. Однако в программу включенны и отдельные требования продуктивного характера, к которым относятся формирование предметной деятельности , коммуникативных умений и способов деятельности, связанных с соблюдением нрм экологического поведения в природной среде, сохранением собственного здоровья.

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Природоведение" в 6 классе.

Предметные результаты.

Минимальный уровень.

Достаточный уровень.

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

-соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.



-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее ра­стение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

-называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

-участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.



Личностные результаты (включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах).

-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности. Формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Формирование умения обращаться за помощью к учителю или одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради на печатной основе, работе со статьей учебника, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями и т.д.). Формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, в парке, в столовой;

-формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений);

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Формирование знаний безопасного (правильного) поведения в природе и быту (например, соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха);

-формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Знакомство с многонациональным населением страны, традициями и обычаями населения, природными и культурными достопримечательностями нашей страны, достижениями науки (полеты в космос, переработка полезных ископаемых), формирование стремления поддерживать и соблюдать традиции своего региона и своей страны, формирование бережного отношения к природным богатствам (ресурсам) нашей страны - экологическое воспитание;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи и т.д.

Воспитательными результатами изучения курса являются:

  • Воспитывать понимание зависимости жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среды;

  • Воспитывать готовность к выполнению обязанностей гражданина России;

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;

  • Воспитывать интерес к науке природоведение;

  • Воспитывать интерес к познанию природы родного края, других народов России;

  • Воспитывать неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам


6 класс

Живая природа (68 часов)


"Введение" (1ч)

"Растительный мир Земли" (17ч)

  • Разнообразие растительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Строение растений.

  • Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения.

  • Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

  • Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.

  • Дикорастущие кустарники.

  • Культурные кустарники.

  • Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

  • Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздики и др. Внешний вид. Места произрастания.

  • Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора, использование.

  • Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки, традесканция.

  • Растительный мир разных районов Земли.

  • Растения нашей страны.

  • Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

  • Красная книга России и своего края.

Пратические работы:

  • Зарисовки деревьев, кустарников, трав.

  • Выделение составных частей растений.

  • Изготовление гербариев.

  • Сезонные наблюдения за растениям.

  • Зарисовка растений в разные времена года.

  • Заполнение таблиц , игры на классификацию растений по месту произрастания.

  • Уход за комнатными растениями.

  • Составление букетов из сухоцветов.

  • Сбор лекарственных растений, запись в тетрадь правил их использования.

Экскурсии:

Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).

Межпредметные связи:

Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, ручной труд, изобразительная деятельность.


"Животный мир Земли" (34 ч)

  • Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения и др.

  • Среда обитания животных. Суша, воздух, водоемы.

  • Понятие животные. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающиеся).

  • Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчелы. Внешний вид. Место и значение в природе.

  • Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы.

  • Земноводные. Лягушки. Жабы.

  • Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

  • Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки.

  • Охрана птиц. Птицы своего края.

  • Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.

  • Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов.

  • Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и в городе. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, овцы, свиньи.

  • Домашние птицы: куры, утки, индюки.

  • Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и содержания.

  • Животные холодных районов Земли.

  • Животные умеренного пояса.

  • Животные жарких районов Земли.

  • Животный мир нашей страны.

  • Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

  • Животные своей местности. Красная книга области (края).


Пратические работы:

  • Зарисовки животных, насекомых, птиц, рыб, зверей.

  • Упражнения в классификации животных (таблицы, игры).

  • Изготовление кормушек, скворечников.

  • Сезонные наблюдения за животными.

  • Наблюдение за животными живого уголка.

  • Составление правил ухода за животными.

  • Уход за животными живого уголка.

  • Составление рассказов о домашних животных.

Экскурсии:

Экскурсии в зоопарк, парк, живой уголок, на животноводческую, птицеводческую фермы или звероферму (в зависимости от местных условий).

Межпредметные связи:

Мир природы и человека, русский язык, математика, основы социальной жизни, изобразительная деятельность, география.


"Человек" (13 часов)

  • Как устроен наш организм. Анатомическое строение. части тела и внутренние органы.

  • Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

  • Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены.

  • Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривлений позвоночника. Гигиена.

  • Органы чувств. Значение органов чувств.

  • Правила гигиены и охрана органов чувств. профилактика нарушений слуха и зрения.

  • Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. режим и гигиена.

  • Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. правила гигиены.

  • Оказание первой доврачебной помощи.

  • Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.


Практические работы:

  • Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.

  • Составление схем, зарисовка по контуру частей тела и важнейших органов, работа на магнитной доске.

  • С помощью различных органов чувств определение качеств и свойств различных предметов.

  • Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки.

  • Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.

  • Составление распорядка дня.

  • Упражнения в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран - порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

  • Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).

Экскурсии:

Экскурсии в медицинский кабинет, поликлинику, аптеку..

Межпредметные связи:

Физическая культура, основы социальной жизни, изобразительная деятельность.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!