Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты
(МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты)
«Челядьöс 34 №-а видзанiн «Соловушка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тел. (82151) 2-41-48, e-mail: [email protected]
Природоохранный социально-образовательный проект
«Эколята – дошколята»
по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты
Автор проекта:
старший воспитатель
Чиненова Валентина Алиевна
Воркута, 2016
Паспорт
природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
Вид проекта: природоохранный социально-образовательный проект;
Продолжительность проекта: долгосрочный (2016 – 2017 учебный год);
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители) МБДОУ.
Актуальность проекта:
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.
Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи проекта:
- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Принципы организации деятельности:
- системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с
использованием элементов классификации знаний;
- использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
- последовательность в обучении и воспитании;
- преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
- анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
- простота и доступность изучаемого материала;
- наглядность при изучении тем и вопросов;
- присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных
примеров;
- наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при
изучении темы или любого учебного материала;
- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при
проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в
его рамках занятиях и мероприятиях;
- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
- безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
- наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного
материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и
познания этого материала со стороны ребёнка.
Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
План реализации
природоохранного социально-образовательного проекта
«Эколята – дошколята»
по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия
I ЭТАП
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
№ п/п | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
С ПЕДАГОГАМИ |
1. | Изучение методических рекомендаций и Положения о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. | август 2016 г. | заведующий старший воспитатель |
2. | Назначение ответственного за реализацию природоохранного социально-образовательном проекте «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия | август 2016 г. | заведующий |
3. | Проведение педагогического часа с обсуждением содержания природоохранного социально-образовательном проекте «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. | сентябрь 2016 г. | старший воспитатель |
4. | Разработка природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия в МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты | август – сентябрь 2016 г. | старший воспитатель |
5. | Изготовление логотипа эколят для воспитанников МБДОУ | сентябрь 2016 г. | воспитатели |
6. | Изготовление костюма одного из сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы | сентябрь 2016 г. | кастелянша |
7. | Создание на официальном сайте МБДОУ раздела «Эколята – дошколята» и размещение на нем материалов проекта (паспорта, плана реализации). | до 20.09.2016 г. | ответственный за ведение сайта |
С ДЕТЬМИ |
1. | Проведение с воспитанниками тематических бесед по подготовке к реализации проекта | сентябрь 2016 г. | воспитатели |
2. | Знакомство дошкольников с образами сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы | сентябрь 2016 г. | воспитатели |
3. | Разучивание гимна «Эколят – молодых защитников природы» | сентябрь 2016 г. | воспитатели муз. руководители |
4. | Разучивание клятвы «Эколят – молодых защитников природы» | сентябрь 2016 г. | воспитатели муз. руководители |
С РОДИТЕЛЯМИ |
1. | Включение в повестки родительских собраний вопросов ознакомления с содержанием природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. | сентябрь - октябрь 2016 г. | воспитатели |
2. | Привлечение родителей к сотрудничеству по реализации проекта, посредствам индивидуальных и подгрупповых консультаций и бесед. | в течение года | воспитатели |
Планируемый результат: расширение общего кругозора детей, развитие творческих способностей. Планируемый продукт: разработка проекта; создание раздела на официальном сайте МБДОУ, логотипа, костюма одного из сказочных героев. |
II ЭТАП
ОСНОВНОЙ
№ п/п | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
С ПЕДАГОГАМИ |
1. | Проведение педагогических часов, с рассмотрениями текущих вопросов по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. | в течение года | старший воспитатель |
2. | Проведение с педагогами индивидуальных и групповых консультаций по возникающим вопросам в рамках реализации проекта. | в течение года | старший воспитатель |
3. | Регулярное информирование педагогов об организуемых Всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах экологической направленности. | в течение года | старший воспитатель |
4 | Оказание методической помощи педагогам в подготовке детей к участию в конкурсах экологической направленности. | в течение года | старший воспитатель |
5. | Своевременное размещение на официальном сайте МБДОУ в разделе «Эколята-дошколята» информации о проводимых в МБДОУ мероприятиях, в рамках реализации проекта. | в течение года | - ответственный за ведение сайта - воспитатели |
6. | Изготовление костюмов сказочных героев «эколят»: Елочка, Шалун, Тихоня, Умница. | в течение года | воспитатели кастелянша |
7. | Тематическое оформление экологической студии МБДОУ, внесение элементов декора, связанных с реализацией проекта | в течение года | воспитатели |
8. | Создание в экологической студии МБДОУ мини музея «Эколята» | в течение года | воспитатели |
9. | Введение сказочных персонажей эколят в сценарии традиционных праздников и развлечений МБДОУ. | в течение года | - музыкальные руководители - инструктор по физической культуре |
10. | Изготовление педагогами раздаточных и наглядных материалов для проведения НОД экологической направленности, с использованием логотипа эколят и образов сказочных героев. | в течение года | воспитатели |
11. | Разработка и изготовление элементов оформления помещения групп и МБДОУ с использованием символики проекта. | в течение года | воспитатели |
12. | Организация конкурса среди групп МБДОУ на лучший уголок «Азбука природолюбия» | октябрь 2016 г. | старший воспитатель воспитатели |
13. | Разработка педагогами цикла развивающих образовательных ситуаций, экологической тематики для своей возрастной группы «В мир природы с эколятами» | апрель 2017 г. | старший воспитатель воспитатели муз. руководители |
14. | Проведение тематических бесед (с использованием мультимедийных презентаций), посвященных Дню пожарной охраны | 30 апреля 2017. | воспитатели |
15. | Составление методической копилки экологической направленности для всех возрастных групп, на основе цикла развивающих образовательных ситуаций, разработанных педагогами | май 2017 г. | старший воспитатель |
С ДЕТЬМИ |
1. | Реализация программы экологического образования детей «Мы» (автор Кондратьева Н.Н.), с введением в НООД сказочных персонажей «эколят». | в течение года | воспитатели |
2. | Участие в экологических конкурсах различного уровня | в течение года | воспитатели |
3. | Организация и проведение тематических экскурсий в краеведческий музей города с воспитанниками старших и подготовительных к школе групп. | в течение года | воспитатели |
4. | Проведение целевых прогулок и экскурсий экологической тематики «Там на невиданных дорожках…» | в течение года | воспитатели |
5. | Просмотр видеофильмов на тему охраны окружающей среды | в течение года | воспитатели |
6. | Реализация текущих экологических проектов, согласно темам недели | в течение года | воспитатели |
7. | Проведение тематических бесед, (с использованием мультимедийных презентаций) посвященных Дню рождения международной экологической организации «Гринпис» | 15 сентября 2016 г. | воспитатели |
8. | Участие в неделе Всемирной акции «Мы чистим мир»/»Очистим планету от мусора» | 21 – 27 сентября 2016 г. | воспитатели |
9. | Акция принятия воспитанников МБДОУ в «Эколята – дошколята» | октябрь 2016 г. | заведующий старший воспитатель воспитатели муз. руководители |
10. | Проведение «Олимпиады Природолюбия» | ноябрь 2016 г. | воспитатели |
11. | Проведение выставки детских творческих работ «Природа это сказка!», воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп. | ноябрь 2016 г. | воспитатели |
12. | Изготовление елочных игрушек из бросового материала «Подарок эколёнку Ёлочке». | декабрь 2016 г. | воспитатели |
13. | Акция «Покормите птиц зимой!» - изготовление кормушек для птиц, с последующим размещением их на деревьях вблизи МБДОУ и кормлением птиц. | январь 2017 г. | воспитатели |
14. | Проведение тематических бесед, посвященных Всемирному дню морских млекопитающих | 19 февраля 2017 г. | воспитатели |
15. | Выставка детских творческих работ «Эколята и дошколята!» (творческие работы с образами эколят). | март 2017 г. | воспитатели |
16. | Проведение тематических бесед, (с использованием мультимедийных презентаций) посвященных Международному дню леса | 21 марта 2017 г. | воспитатели |
17. | Проведение тематических бесед, посвященных Всемирному дню метеорологии | 23 марта 2017 г. | воспитатели |
18. | Проведение традиционного конкурса чтецов. Тема: «Наш дом – планета» | март 2017 г. | старший воспитатель воспитатели муз. руководители |
19. | Проведение традиционной театральной недели. Тема: «Наш дом – планета» | 21.03.2017г.- 31.03.2017 г. | старший воспитатель воспитатели муз. руководители |
20. | Выставка поделок из природного материала «Чудеса своими руками», посвященного Дню птиц | 01 апреля 2017 г. | воспитатели |
21. | Проведение тематических бесед, экологической направленности, посвященных Всемирному дню охраны здоровья | 07 апреля 2017 г. | воспитатели |
22. | Проведение тематических бесед (с использованием мультимедийных презентаций), посвященных Дню космонавтики | 12 апреля 2017 г. | воспитатели |
23. | Праздничное мероприятие, посвященное Всемирному дню Земли | 22 апреля 2017 г. | воспитатели муз. руководители |
24. | Выставка рисунков «Солнышко лучистое», посвященная Дню солнца | 03 мая 2017 г. | воспитатели |
25. | Праздничное мероприятие на участке МБДОУ, посвященное Всемирному Дню защиты детей «Здоровая планета – радостные дети!» (с главными героями праздника – эколятами) | 01 июня 2017 г. | воспитатели муз. руководители инструктор по физ-ре |
26. | Проведение тематических бесед, посвященных Всемирному дню океанов | 08 июня 2017 г. | воспитатели |
27. | Проведение акции «Подари цветок – получи улыбку» (изготовление цветов и их дарение детям других групп, родителям, сотрудникам МБДОУ). Акция приурочена к Международному дню цветка. | 21 июня 2017 г. | воспитатели |
28. | Организация и проведение с воспитанниками МБДОУ тематических походов в тундру «В гости к Тундровичку» | июнь июль август 2017 г. | воспитатели |
С РОДИТЕЛЯМИ |
1. | Приглашение родителей на все мероприятия, проводимые в МБДОУ в рамках реализации проекта | в течение года | воспитатели |
2. | Привлечение родителей к реализации текущих проектов экологической направленности | в течение года | воспитатели |
3. | Проведение конкурса среди родителей «Игротека Природолюбия» на создание различных игр по тематике сохранения природы. | октябрь 2016 г. | воспитатели |
4. | Привлечение родителей к участию в фотовыставке «Сохраним это чудо!» | ноябрь 2016 г. | воспитатели |
5. | Изготовление совместно с родителями «Азбуки природолюбия» в каждой возрастной группе. | февраль 2016 г. | воспитатели |
6. | Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ к участию в тематических походах в тундру «В гости к тундровичку» | июнь июль август 2017 г. | воспитатели |
Планируемый результат: - формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; - повышение общей культуры ребёнка; - формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; - развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; - расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей Планируемый продукт: - костюмы сказочных героев «Эколят»; - мини музей «Эколята»; - уголки экологической направленности «Азбука природолюбия»; - раздаточный и наглядный материал для проведения НООД; - банк мультимедийных презентаций экологической направленности; - банк обучающих видеофильмов на тему охраны окружающей среды; - методическая копилка экологической направленности (развивающие образовательные ситуации); - пополнение ПРС групп развивающими играми экологической направленности; - азбука природолюбия в каждой возрастной группе; - раздел на официальном сайте МБДОУ. |
III ЭТАП
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
№ п/п | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОК | ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
С ПЕДАГОГАМИ |
1. | Изготовление мультимедийной презентации проекта «Вместе с эколятами целый год» | август 2017 г. | старший воспитатель |
2. | Проведение педагогического часа с подведением итогов природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия за 2016 – 2017 учебный год и разработкой новых идей для проекта на 2017 – 2018 учебный год. Демонстрация мультимедийной презентации проекта «Вместе с эколятами целый год» | сентябрь 2017 г. | старший воспитатель |
3. | Организация в методическом кабинете МБДОУ выставки материалов и пособий, изготовленных и приобретенных в рамках реализации проекта за 2016 – 2017 учебный год: - раздаточный и наглядный материал для проведения НООД; - банк мультимедийных презентаций экологической направленности; - банк обучающих видеофильмов на тему охраны окружающей среды; - методическая копилка экологической направленности (развивающие образовательные ситуации); - азбука природолюбия и т.д. | сентябрь 2017 г. | старший воспитатель |
С ДЕТЬМИ |
1. | Демонстрация мультимедийной презентации проекта «Вместе с эколятами целый год» | август 2017 г. | воспитатели |
2. | Организация в мини-музее МБДОУ «Эколята» выставки творческих работ, выполненных в рамках реализации проекта в 2016-2017 учебном году педагогами, детьми и родителями. | сентябрь 2017 г. | воспитатели |
С РОДИТЕЛЯМИ |
1. | Демонстрация мультимедийной презентации проекта «Вместе с эколятами целый год» | | |
2. | Приглашение родителей на выставку детских творческих работ, выполненных в рамках реализации проекта в 2015 – 2016 учебном году педагогами, детьми и родителями. | | воспитатели |
Планируемый результат: подведение итогов реализации проекта с педагогами, детьми и родителями. Разработка новых идей для следующего учебного года. Планируемый продукт: мультимедийная презентация «Вместе с эколятами целый год». |