СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны России: лесостепи и степи

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразие природных зон ,  вызванное  разным количеством влаги и тепла с интересом изучаются на уроках в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны России: лесостепи и степи»

Тема урока: Природные зоны России: лесостепи и степи

Тип урока: Изучение нового и закрепление ране изученного материала. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый. Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютер, презентация. Оборудование: карта природных зон России, атласы. Место урока: урок по теме: «Природные зоны России»

Планируемые образовательные результаты: Предметные: учащиеся должны уметь: -объяснять географическое положение природной зоны и ее особенностей;

- приводить примеры растительного и животного мира природной зоны;

- показывать на карте расположение природных зон.

Учащиеся должны знать: -особенности каждой природной зоны. Метапредметные: -выявлять существенные признаки географического положения природной зоны;

- устанавливать причинно-следственные связи природной зоны; - работать по плану характеристики природной зоны; - работать с различными источниками информации: текстом, картой, рисунками-слайдами; - выделять главное в тексте; - структурировать учебный материал. Личностные: - воспитание наблюдательности, внимательности, самостоятельности мышления.

Актуализация опорных знаний

Один из фундаментальных законов физической географии – закон географической зональности, оказывается, этот закон состоит в том, что вследствие неравномерного распределения лучистой энергии Солнца по широтам и неравномерного увлажнения весь комплекс природных условий и отдельные их компоненты последовательно и определенно изменяются по широтам, в целом симметрично относительно экватора. И теперь мы уже знаем, в результате возникают природные зоны.

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ - обширные области с близкими климатическими условиями, прежде всего, температурами и увлажнением, определяющими, в общем однородные почвы, растительность и животный мир. Зональность отмечена еще античными географами, а первая строгая формулировка закона принадлежит В.В.Докучаеву. Названия зон даны по их наиболее физиологическому признаку - преобладающему типу растительности: степная, лесная, тундровая зоны и т. д.

Проблемные вопросы:

- Какие природные безлесные зоны имеются в России?

- Почему в зоне степей не растут деревья?

- Чем тайга отличается от зоны степей? - Какова особенность высотной поясности и чем она отличается от широтной зональности природных зон?

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 Характеристика природной зоны:

  1. Географическое положение. 2.Климат. 3.Почвы.

4.Растительность. 5.Типичные животные (записи в тетради и на доске)

Зона степей занимает северное побережье Черного моря и юг Западной Сибири.

В степной  зоне отчетливо выражены черты засушливости климата. Лето в степях очень жаркое. Средние температуры июля достигают +21…+23°С. . Годовая сумма осадков не превышает 350 — 400 мм в год, что в 2 — 3 раза ниже величины испаряемости. Таким образом, это территория недостаточного увлажнения. Зимы холодные, малоснежные с сильными северными ветрами. Ветры сдувают снег в многочисленные овраги и балки, что еще больше усиливает засушливость этой территории.

В СТЕПЯХ в условиях большого ежегодного опада растительной массы и малого количества осадков (отсутствие промывного режима под степями сформировались черноземные и каштановые почвы. На севере зоны это типичные черноземы, у которых мощность гумусового горизонта достигает 60-100 см. На юге — южные черноземы с укороченным до 25 см гумусовым горизонтом. В самых засушливых частях зоны распространены каштановые почвы. Встречаются засоленные почвы.

В прошлом в растительности северной части степной зоны преобладали злаки — ковыль, типчак, тонконог и другие. У них развита мощная корневая система, которая обеспечивает им достаточную подачу воды даже в условиях засушливого климата. Южнее произрастали типчаково-ковыльные, а на крайнем юге — полынные степи. Небольшие участки лесов встречаются лишь по склонам балок и долин.

На открытых степных пространствах встречаются суслики и зайцы-русаки (часто), сурки, хомяки, дрофы (редко). Как в лесах, так и на степных участках зоны обычны волки и лисы. В степях обитает много грызунов — суслики, сурки, хомяки, полевки. Встречается лисица и волк. Из птиц наиболее распространены жаворонки и степные куропатки. Некоторые виды животных приспособились к распаханной территории, и их количество не только не снизилось, а даже возросло. К их числу относятся суслики, которые наносят большой ущерб посевам зерновых.

Большая часть зоны степей распахана. Здесь выращивают озимую и яровую пшеницу, кукурузу, подсолнечник, просо. Много бахчевых культур — арбузов, дынь. Сельское хозяйство страдает от нехватки влаги, суховеев, эрозии почв и пыльных бурь. Для борьбы с этими неблагоприятными явлениями в степях посажены полезащитные лесные полосы. Остатки естественных степей сохранились лишь в Центрально- черноземном заповеднике на Среднерусской возвышенности.

Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку?

(Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)

ЗОНА ЛЕСОСТЕПЕЙ - узкая переходная полоса от лесов к степям. В зоне лесостепи лето становится жарким. Средняя температура июля поднимается до +19…+21°С. На севере зоны количество осадков (560 мм в год) примерно равно испарению. На юге испаряемость несколько превышает количество осадков. Здесь обычны засухи. Климат зоны неустойчив — влажные годы чередуются с засушливыми. В целом лесостепь имеет теплый и относительно сухой климат.

Благоприятные климатические условия, высокое плодородие почв привели к тому, что лесостепь интенсивно освоена и заселена. До 80% земель этой зоны распахано. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. В обширных садах снимают богатый урожай яблок, груш, абрикосов и слив.

Площади, занимаемые субтропиками и пустынями, очень невелики, некоторые считают, что наиболее засушливые области России следует относить к сухим степям, а некоторые говорят, что это зона пустыни. (Будем выяснять это на следующем уроке)

Лесостепи

Узкая переходная полоса от лесов к степям


Умеренный континентальный.

Черноземы

Лиственные породы деревьев и многообразие трав

Заяц, белка, бобры, мыши

Степи

Северное побережье Черного моря, юг Западной Сибири

Засушливый, испарение высокое, влажность низкая. Зимы морозные лето жаркое


Черноземы

Травы и злаки: ковыль, перекати-поле, пшеница

Мыши, суслики, змеи. степной орел



Мы уже знаем, что существует широтная и высотная зональность, горы занимают меньшую часть России, но при исследовании было обнаружено, площадь территорий, где широтная зональность замещается высотной поясностью или сочетается с ней, все же очень велика, не менее 4 млн км2.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ :

В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).

- В степях серые лесные почвы (нет).

- Лесостепная зона – это переходная зона от леса к тундре (нет).

- Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).

- В настоящее время степи в основном распаханы (да).

- Поверхностный сток в степях незначительный (да).

- В зоне степей водятся грызуны (да).

- Какие главные показатели природных зон являются основными; - Показать, как природные компоненты связаны в природных зонах, что произойдет если изменить один из них? - Почему в России смена природных зон происходит с севера на юг?

Рефлексия:

Какую работу мы сегодня выполнили? Чему научились? Как вы думаете мы справились с поставленными целями на сегодняшнем уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!