СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные зоны: пустыни и полупустыни

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 8 классе  изучают природные  зоны  России,  знакомятся  с растительным  и животным  миром  пустынь  и полупустынь, устанавливают причинно – следственные  связи  между климатом и основными компонентами природной зоны,  развивают   познавательную  активность  и самостоятельность;

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны: пустыни и полупустыни»

Тема: Природные зоны: ПУСТЫНИ И ПОЛУПУСТЫНИ

Цели и задачи: Углубить знание о зоне пустынь и полупустынь; развивать умения сравнивать, анализировать; формировать знания об особенностях зоны пустынь и полупустынь нашей страны, её составе. Изучить особенности компонентов зоны полупустынь и пустынь, установить связь природы и человека.
Оборудование: карта растительности, почв, зоогеографическая, природных зон

План урока:
I. Организационный момент. Проверка подготовки учащихся к уроку. Приветствие учителя.
II. Проверка домашнего задания.
a) Устный опрос: 
- что такое природная зона?
- укажите основные особенности зоны степей и лесостепей.
- Где и почему расположена зона степей и лесостепей? Назовите характерные её черты.

Природные зоны называют ландшафтными, географическими, природно-хозяйственными. Какое из этих название наиболее верно по вашему мнению?

Пустыни и полупустыни

Районы около Каспийского моря

Засушливый климат с холодными зимами

Серо-бурая почва, преобладают солончаки, солонцы

Засухоустойчивые растения. Встречаются ценные корма для овец и верблюдов

Змеи,бархатная кошка, сайгаки, черепаха, волк, степной хорь, лисица-корсак тушканчик, скорпион


Субтропики

Южное побережье Черного моря

Теплый морской климат на протяжении года

Бурые горно-лесные почвы, желтоземы и перегнойно-карбонатные


Самшит, рододендрон, лавр

Муфлон, черепаха, змеи, благородный олень




Пустыни в России расположены на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах Каспийского моря. Граничат с природной зоной степи. На этой территории расположены Астраханская, Волгоградская области и республика Калмыкия. Это южная природная зона, на карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику. Это небольшая по площади природная зона.

Зона пустынь находится в Прикаспийской низменности. Это самая засушливая территория России. Лето длинное и очень жаркое. Средняя температура июля +25…+29°С. Но очень часто температура летом достигает +50°С. Зима короткая, с отрицательными температурами. Средняя температура января -4…-8°С. Снеговой покров маломощен и неустойчив. Годовая сумма осадков составляет 150 — 200 мм. Испаряемость в 10 — 12 раз превышает осадки. Виды пустынь: песчаная, каменистая, глинистая, солончаковая.

1. Пустыня – это природное сообщество, где все природные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

 2. Животные и растения имеют особые приспособления к жарким и засушливым условиям пустыни.

 3.Для многих пустынь характерны острые экологические проблемы, связанные с воздействием человека.



Зона полупустынь находится в Прикаспии. Она имеет сухой резко континентальный климат. Летом средние температуры июля поднимаются до +23…+25°С, а в январе опускаются до -10…-15°С. Годовая сумма осадков не превышает 250 мм в год. Зимняя погода крайне неустойчива — часто бывают сильные ветры, и температура может опускаться до -40°С. Морозы могут внезапно смениться оттепелями, сопровождаемыми гололедом или (при дальнейшем понижении температуры) гололедицей. При этом гибнет много овец, так как они не могут достать траву из-под ледяной корки.

Субтропическая зона занимает небольшие территории, прикрытые с севера горами. На Черноморском побережье Кавказа, у Новороссийска, располагаются сухие субтропики с жарким сухим летом, со средние июльской температурой +24°С.. Зима здесь сравнительно теплая и влажная. Средние температуры самого холодного месяца — февраля — близки к +4°С.. Морозные периоды редки и непродолжительны. Годовая сумма осадков достигает 600-700 мм с максимумом в зимний период. Лучшее время года — осень, когда в течение сентября и октября стоят теплые солнечные дни.

Зональными в полупустыне являются каштановые почвы. По сравнению с черноземами они намного беднее гумусом, имеют меньшую мощность и часто бывают солонцеваты. По всей зоне встречаются солонцы и реже солончаки. .

В полупустыне господствуют полынно-злаковые сообщества. Но растительный покров пятнистый и разреженный. Между куртинами растений находятся участки голой почвы. В травостое преобладают ковыль, типчак, тырса. Множество видов полукустарников — белая полынь, прутняк, биюргун и другие. Полынно-злаковая растительность используется в качестве пастбищ. Растительный покров пустынь тесно связан с характером почвогрунтов. На песках распространены растения, имеющие мощные корневища и придаточные корни, которые укрепляют растение в сыпучем грунте и помогают найти влагу. К солончакам приурочены солянки, солерос, сарсазан. В северной части пустыни преобладают полыни и солянки. На севере распространены песчаные почвы и часто встречаются серо-бурые. Они карбонатны, солонцеваты и содержат мало гумуса. Повсеместно распространены такыры. Это глинистые почвы в понижениях — с непролазной грязью в весеннее время и твердой растрескавшейся коркой — в сухое. Такыры практически лишены растительности. В прошлом сухие субтропики были покрыты лесами из пушистого дуба, древовидного можжевельника, крымской и пицундской сосны, рощами земляничного и сандалового дерева. Распространены кустарниковые заросли шибляка и маквиса. Шибляк — низкорослые заросли листопадных растений пушистого дуба, колючих кустарников держи-дерева, сумаха, шиповника. Маквис — заросли вечнозеленых кустарников и невысоких деревьев: мирт, дикая маслина, земляничное дерево, древовидный вереск, розмарин, каменный дуб. Почвы сухих субтропиков представлены бурыми лесными и коричневыми.

Многие растения полупустыни исключительно богаты питательными веществами и их охотно поедают овцы, лошади и верблюды. Земледелие ведется только с применением орошения.  В полупустыне обитают животные степей и пустынь. Основные животные — грызуны: суслик, тушканчики, полевки, мыши. Типичное животное полупустынь — антилопа-сайгак. Водятся волк, степной хорь, лисица-корсак. Из птиц — степной орел, дрофа, жаворонки. В зоне пустынь обитают сайгаки, барханная кошка. Большое количество грызунов — тушканчики и песчанки, много ящериц, змей. Разнообразны многочисленные насекомые — скорпионы, тарантулы, москиты, саранча.

Обилие солнечного света и тепла, длительный вегетационный период позволяет выращивать в пустыне на поливных землях высокие урожаи ценнейших сельскохозяйственных культур — винограда, бахчевых. Для орошения построены многочисленные каналы, водохранилища и оросительные системы. Благодаря орошению в выжженной пустыне возникли земледельческие хозяйства и новые оазисы. Обширные пастбища пустынь используются для выпаса овец и верблюдов. В субтропиках в настоящее время естественный растительный покров практически сведен. Большая часть территории занята виноградниками, садами, парками многочисленных санаториев и домов отдыха.

– Чем занимается население? (Животноводство, овощеводство, бахчеводство, добыча полезных ископаемых)

Совершенно уникальный оазиз среди пустыни представляет собой Волго-Ахтубинская пойма и дельта реки Волга. Выступление учащихся о Волго-Ахтубинской пойме и Астраханском заповеднике. Какие меры использует человек для спасения редких животных и растений ?   Созданы заповедники: Астраханский, Богдинско-Баскунчакский; заказники: Ильменно-Бугровой, Пески Берли, Степной; созданы 35 памятников природы.

Закрепление: (Найти ошибки в тексте) Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков – это сайгак. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится вода. Ящерицы и черепахи могут надолго впадать в спячку.

  1. Какие зоны формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи. (пустыни)

  2. Это обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. Назови природную зону (степи)

  3. Где на территории нашей страны расположена зона пустынь? (На юго-востоке Русской равнины – на территории Прикаспийской низменности) 4). Каков климат зоны пустынь? (Умеренно-континентальный, лето жаркое, зима относительно холодная, осадков 100-200 мм)
    5). Назовите 2-3 растения в зоне пустынь и укажите в чем состоит их приспособленность к условиям засухи?

6). Для пустынь не характерны деревья, но в пустынях растет дерево, которое по праву местные жители называют стражем пустыни и «зеленым углем».
– Что это за дерево? (Саксаул)

Итог:  климат в пустынях и полупустынях России резко континентальный, с продолжительным жарким летом, короткой прохладной зимой, яркой весной и малым количеством осадков.

Малое количество осадков,  высокие температуры, неправильное воды человеком являются причиной омеления и исчезновения малых рек в пустыне. Каким образом вы можете внести свой вклад в экономию воды?

Закончить урок хочется трогательными строками

Итак, связь человека и природы настолько тесная, что рассматривать их отдельно нельзя. Изменения в природе, происходящие по вине человека, в первую очередь влияют на его самого. И для того, чтобы сохранить будущее человека, нужно беречь природу, знать ее законы, разумно использовать ее богатства.

Учитель: Мы выяснили особенности природы. А теперь давайте посмотрим, какой отпечаток откладывает природа на быт, занятия, характер человека.

– Чем занимается население? (Животноводство, овощеводство, бахчеводство, добыча полезных ископаемых)

Учитель: До сих пор мы говорили только о влиянии природы на человека. Каково же влияние человека на природу? Приведите примеры воздействия человека на природу зоны пустынь? (Ответы учащихся)

Учитель: Незначительное вмешательство человека в жизнь флоры и фауны ведет к изменениям. В результате деятельности человека на Земле не осталось нетронутых природных сообществ. Рука человека коснулась всех природных зон.
– Перечислите растения и животных Астраханской области занесенные в Красную книгу России. (Работа с атласом Астраханской области стр. 27)
– Какие меры использует человек для спасения редких животных и растений Астраханской области? (Работа с атласом АО стр. 29) (Созданы заповедники: Астраханский, Богдинско-Баскунчакский, заказники: Ильменно-Бугровой, Пески Берли, Степной, созданы 35 памятников природы)

Дом/зад. Найти материал о заказниках, заповедниках, национальных парках, оформить в виде сообщений или сделать презентации по выбору.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!