СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Природный газ" Открытый урок по природоведению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по природоведению. Данный конспект стал призером в конкурсе "Методическая копилка" в категории "Лучшая методическая разработка" среди педагогов города Чехова. Файл с презентацией очень тяжелый, при необходимости пишите, отправлю на почту.

Просмотр содержимого документа
«"Природный газ" Открытый урок по природоведению.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»






Урок по природоведению в 5 классе для

обучающихся с ОВЗ VIII вида по ФГОС

«Природный газ.

Добыча, использование.

Правила обращения с газом в быту»


номинация «Методическая разработка по предмету»








Автор:

Гридяева Ольга Владимировна,

учитель природоведения, географии и биологии












г. Чехов, 2023

Тема урока: «Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель урока: формирование знаний о природном газе как о ценном полезном ископаемом; ознакомление учащихся с правилами обращения с газом в быту.

Задачи урока:

Образовательная: изучить внешний вид, свойства природного газа, сформировать знания о способах добычи и продуктах его переработки;

Коррекционно-развивающая: корригировать мыслительные операции через аналитико-синтетическую деятельность

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, интерес к изучению предмета.

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, презентация, учебник природоведения для 5 класса ФГОС ОВЗ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, рабочая тетрадь по природоведению для 5 класса Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и проведения работы по новой теме урока, видеофильм.

Ход урока.

1. Организация начала урока.

Цель: создание доброжелательной, положительно эмоциональной обстановки, психологического настроя на работу для хорошей работоспособности в течение урока.

Деятельность учащихся – ребята приветствуют учителя.

Деятельность учителя – проверка готовности к уроку:

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

А теперь тихо сели, соблюдая правильную осанку.

Психологический настрой.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Соберитесь, улыбнитесь, будьте уверенны в себе и все у всех получится!

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала по разделу, подготовка к усвоению нового материала.

Учитель задает вопросы, раздает на карточках индивидуальные задания и вызывает учащихся к интерактивной доске.

Фронтальный опрос.

На интерактивной доске появляются дидактические игры «Разгадай ребус», «Разгадай анаграмму» (Слайд 2).

Деятельность учителя – разгадайте ребусы, анаграммы (Ответ: нефть, уголь, глина, песок). Как называются эти природные ресурсы? (Ответ: полезные ископаемые). На какие три группы можно разделить полезные ископаемые?» (Ответ: жидкие, твердые, газообразные. Слайд 3). По способу использования человеком полезные ископаемые могут быть двух видов, каких? (Ответ: строительные и горючие Слайд 4). С каким полезным ископаемым мы познакомились на прошлом уроке? Узнали способы добычи и использование? (Ответ: с нефтью). Какие еще полезные ископаемые вы знаете? На прошлом уроке мы познакомились с новыми словами – буровая и нефтепровод. Объясните значение этих слов. Что такое нефтепровод? Что означает слово буровая? (Некоторые ученики могут найти прочитать определение данных слов в словаре в учебнике на с. 155).

Индивидуальный опрос.

К интерактивной доске вызывается ученик, выполняющий задание у доски с помощью стилуса. Остальные обучающиеся выполняют это же задание в парах за партами на карточках. Проверка индивидуального задания проходит со всем классом (Приложение 2).

Задание для ученика 1: «Из предложенного списка полезных ископаемых необходимо выбрать горючие» (Ответ: нефть, торф, уголь. Слайд 5).

Задание для ученика 2: «Из предложенного списка полезных ископаемых необходимо выбрать строительные» (Ответ: гранит, мел, песок, глина, известняк. Слайд 6).

Проверка домашнего задания. Дома надо было подготовить ответ на вопрос № 4 из учебника на с. 67. (Какими изделиями, полученными из нефти, пользуется человек?). На интерактивной доске появляются изображения изделий из нефти. Слайд 7).

3. Физминутка.

Цель: снятие утомляемости, эмоциональной скованности и тревожности.

Ученики выполняют движения.

По дорожке геологи шли.

Много камешков разных нашли.

Присели, собрали.

Присели, собрали

И дальше вприпрыжку пошли.

По дорожке, по дорожке

Прыгали на левой ножке.

И по этой же дорожке

Прыгали на правой ножке.

«Стоп! Немного отдохнём

И камни изучать пойдём!»

4. Целеполагание

Цель: подвести детей к определению и формулированию темы и целей урока на основе работы с загадкой и опорными словами.

На интерактивной доске появляется ребус, загадка и картинка (Слайд 9).

Деятельность учителя.

Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке, отгадайте загадку и ребус:

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

О чем пойдет речь сегодня на уроке, назовите тему? (Учащиеся формулируют тему урока). Верно. Тема нашего урока: «Природный газ» (Слайд 10). Откройте свои тетради, запишите число и тему урока (Учащиеся записывают в тетрадь число и тему). Давайте вспомнит и назовем по плану как будет происходить наше знакомство с природным газом.

Дети называют задачи:

  • познакомиться с внешним видом природного газа и его свойствами;

  • узнать, где и как добывают природный газ;

  • узнать о пользе газа в жизни человека

  • правила безопасности при использовании природного газа.

Давайте сравним с информацией на интерактивной доске, о чем еще не сказали? (Слайд 11)

5. Изучение нового учебного материала

Цель: организация деятельности учащихся по формированию знаний по данной теме, расширение словарного запаса и использование его в речи; совершенствование умения наблюдать, выделять основные признаки вещества и делать выводы, сравнивая их с текстом учебника; развитие связной речи.

На интерактивной доске появляется план, по которому будет изучаться природный газ (Слайд 12).

Деятельность учителя – изучать природный газ мы будем по плану:

1. Внешний вид, свойства полезного ископаемого.

2. Добыча полезного ископаемого.

3. Польза полезного ископаемого для человека.

4. Правила безопасности при использовании человеком

Давайте познакомимся с внешним видом и свойствами природного газа. (Слайд 13). У вас на партах лежат карточки-помощницы (Приложение 1). С их помощью мы с вами будем знакомиться с природным газом. В эту карточку мы будем вносить свои наблюдения. Прочитайте вопросы в карточке. (У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный).

Вопросы

Ответы

1. Какое тело природы?


2. Какой имеет цвет?


3. Какой имеет запах?


4. Тяжелее или легче воздуха?


5. К какой группе полезных ископаемых относится?


Деятельность учителя – ребята, а что вы знаете о природном газе? Где вы его встречали? Информацию о природном газе мы с вами найдем в учебнике с. 68-69 (С. 68-69 до слов «…. Сгорает полностью» читает хорошо читающий ученик). Как будете выполнять задание? (Ученики рассказывают о природном газе) Какие тела природы вы знаете? К какому телу природы оно относится? Почему? (Ученики работают с учебником). Правильно, природный газ – газообразное вещество. Запишите в карточку. (Деятельность учащихся – заполняют карточку). Какого цвета природный газ? Запишите в карточку. (Деятельность учащихся – заполняют карточку). Какой имеет запах? Запишите в карточку (Деятельность учащихся – записывают в карточку). Почему мы чувствуем запах газа, если открыть конфорку, ведь природный газ не имеет запаха? Дело в том, что в него добавляют пахучее вещество. Как думаете, зачем? (Отвечают на вопросы, обсуждают ответы. Ответ: чтобы в случае утечки газа человек почувствовал). Тяжелее или легче воздуха? Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится природный газ? (Ответ: горючие полезные ископаемые). Как это можно проверить? Если поджечь газовую конфорку, что вы наблюдаете? Запишите наблюдения в карточку. Какой вывод можно сделать? (Ученики проговаривают все свойства, пользуясь карточкой-помощницей).

На интерактивной доске дублируется карточка с правильными ответами.

Физминутка. Гимнастика для глаз (Слайд 16)

«Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя
Убежим,
Под кусточком посидим.

Деятельность учителя – прочитайте следующий пункт плана. Какие способы добычи полезных ископаемых вы знаете? (Ученики отвечают на вопрос. Ответ: карьеры или котлованы, шахты, скважины. Слайд 17). Каким способом добывают уголь? (Ответ: шахты, карьеры). А нефть? (Ответ: бурят скважины). Как вы думаете, а какой способ используется для добычи газа? (Ученики высказывают мнения). Чтобы добыть природный газ бурят скважины (Слайд 18). В них вставляют трубы и перекачивают газ в специальные хранилища, в том числе и под землей. (Слайд 19). Прочитайте следующий пункт плана. Как считаете, где используют природный газ? (Высказывают мнения. Слушают рассказ учителя. Слайд 20). Переходим к последнему пункту плана (Слайд 21). Почему нужно знать и выполнять правила пользования газом? (Ответ: взрывоопасен, горюч). Посмотрите видео, и скажите, какие правила безопасности нужно соблюдать в быту, чтобы не было беды. Какие правила безопасности нужно соблюдать? (Смотрят видеофрагмент, слайд 22). Деятельность учащихся – называют правила безопасного обращения с газом. На столах лежат карточки в помощь, приложение 3.

6. Проверка усвоения изученного

Цель: выявить уровень усвоения нового материала

На интерактивной доске появляется дидактическая игра «Топни-хлопни» (Слайд 23). Ученики топают или хлопают в зависимости от вопроса.

Деятельность учителя – проверим, как вы усвоили новый материал, а для этого поиграем в игру «Топни-хлопни». Встаньте около парты. Я буду говорить о природном газе, если мои утверждения верные – хлопните 1 раз, если не верные – топните 1 раз.

Природный газ твердый.

Природный газ черный

Природный газ газообразный

Природный газ не имеет цвета

Он горючий

Добывают в скважинах

Люди им дышат

Используют как строительный материал

Используют для приготовления пищи.

7. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Рабочая тетрадь стр. 46 № 6 Реши кроссворд, учебник стр. 68-70 читать, пересказывать, отвечать на вопросы в конце параграфа устно (Учебник природоведения для 5 класса, авторы – Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина).

8. Итог урока, рефлексия

Цель: подведение итогов выполненной работы формирование умения учащихся оценивать результат своей деятельности.

Деятельность учителя – вспомните и назовите тему урока. Что нового узнали на уроке? (Ответ: «Природный газ». Познакомились с внешним видом природного газа и его свойствами; узнали, где и как добывают природный газ; узнали о пользе газа в жизни человека, правила безопасности при использовании природного газа. Слайд 25).

Выставление оценок.


Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

(Слайд 26)






Список использованных источников

  1. Лифанова Т.М., Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.

  2. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Методические рекомендации. 5-6 классы. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2022. –197 с.

  3. Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2022. – 111 с.


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!