Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Урок по природоведению в 5 классе для
обучающихся с ОВЗ VIII вида по ФГОС
«Природный газ.
Добыча, использование.
Правила обращения с газом в быту»
номинация «Методическая разработка по предмету»
Автор:
Гридяева Ольга Владимировна,
учитель природоведения, географии и биологии
г. Чехов, 2023
Тема урока: «Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель урока: формирование знаний о природном газе как о ценном полезном ископаемом; ознакомление учащихся с правилами обращения с газом в быту.
Задачи урока:
Образовательная: изучить внешний вид, свойства природного газа, сформировать знания о способах добычи и продуктах его переработки;
Коррекционно-развивающая: корригировать мыслительные операции через аналитико-синтетическую деятельность
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, интерес к изучению предмета.
Оборудование: интерактивная доска Smart Board, презентация, учебник природоведения для 5 класса ФГОС ОВЗ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, рабочая тетрадь по природоведению для 5 класса Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и проведения работы по новой теме урока, видеофильм.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
Цель: создание доброжелательной, положительно эмоциональной обстановки, психологического настроя на работу для хорошей работоспособности в течение урока.
Деятельность учащихся – ребята приветствуют учителя.
Деятельность учителя – проверка готовности к уроку:
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
А теперь тихо сели, соблюдая правильную осанку.
Психологический настрой.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Соберитесь, улыбнитесь, будьте уверенны в себе и все у всех получится!
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение ранее изученного материала по разделу, подготовка к усвоению нового материала.
Учитель задает вопросы, раздает на карточках индивидуальные задания и вызывает учащихся к интерактивной доске.
Фронтальный опрос.
На интерактивной доске появляются дидактические игры «Разгадай ребус», «Разгадай анаграмму» (Слайд 2).
Деятельность учителя – разгадайте ребусы, анаграммы (Ответ: нефть, уголь, глина, песок). Как называются эти природные ресурсы? (Ответ: полезные ископаемые). На какие три группы можно разделить полезные ископаемые?» (Ответ: жидкие, твердые, газообразные. Слайд 3). По способу использования человеком полезные ископаемые могут быть двух видов, каких? (Ответ: строительные и горючие Слайд 4). С каким полезным ископаемым мы познакомились на прошлом уроке? Узнали способы добычи и использование? (Ответ: с нефтью). Какие еще полезные ископаемые вы знаете? На прошлом уроке мы познакомились с новыми словами – буровая и нефтепровод. Объясните значение этих слов. Что такое нефтепровод? Что означает слово буровая? (Некоторые ученики могут найти прочитать определение данных слов в словаре в учебнике на с. 155).
Индивидуальный опрос.
К интерактивной доске вызывается ученик, выполняющий задание у доски с помощью стилуса. Остальные обучающиеся выполняют это же задание в парах за партами на карточках. Проверка индивидуального задания проходит со всем классом (Приложение 2).
Задание для ученика 1: «Из предложенного списка полезных ископаемых необходимо выбрать горючие» (Ответ: нефть, торф, уголь. Слайд 5).
Задание для ученика 2: «Из предложенного списка полезных ископаемых необходимо выбрать строительные» (Ответ: гранит, мел, песок, глина, известняк. Слайд 6).
Проверка домашнего задания. Дома надо было подготовить ответ на вопрос № 4 из учебника на с. 67. (Какими изделиями, полученными из нефти, пользуется человек?). На интерактивной доске появляются изображения изделий из нефти. Слайд 7).
3. Физминутка.
Цель: снятие утомляемости, эмоциональной скованности и тревожности.
Ученики выполняют движения.
По дорожке геологи шли.
Много камешков разных нашли.
Присели, собрали.
Присели, собрали
И дальше вприпрыжку пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгали на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгали на правой ножке.
«Стоп! Немного отдохнём
И камни изучать пойдём!»
4. Целеполагание
Цель: подвести детей к определению и формулированию темы и целей урока на основе работы с загадкой и опорными словами.
На интерактивной доске появляется ребус, загадка и картинка (Слайд 9).
Деятельность учителя.
Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке, отгадайте загадку и ребус:
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
О чем пойдет речь сегодня на уроке, назовите тему? (Учащиеся формулируют тему урока). Верно. Тема нашего урока: «Природный газ» (Слайд 10). Откройте свои тетради, запишите число и тему урока (Учащиеся записывают в тетрадь число и тему). Давайте вспомнит и назовем по плану как будет происходить наше знакомство с природным газом.
Дети называют задачи:
познакомиться с внешним видом природного газа и его свойствами;
узнать, где и как добывают природный газ;
узнать о пользе газа в жизни человека
правила безопасности при использовании природного газа.
Давайте сравним с информацией на интерактивной доске, о чем еще не сказали? (Слайд 11)
5. Изучение нового учебного материала
Цель: организация деятельности учащихся по формированию знаний по данной теме, расширение словарного запаса и использование его в речи; совершенствование умения наблюдать, выделять основные признаки вещества и делать выводы, сравнивая их с текстом учебника; развитие связной речи.
На интерактивной доске появляется план, по которому будет изучаться природный газ (Слайд 12).
Деятельность учителя – изучать природный газ мы будем по плану:
1. Внешний вид, свойства полезного ископаемого.
2. Добыча полезного ископаемого.
3. Польза полезного ископаемого для человека.
4. Правила безопасности при использовании человеком
Давайте познакомимся с внешним видом и свойствами природного газа. (Слайд 13). У вас на партах лежат карточки-помощницы (Приложение 1). С их помощью мы с вами будем знакомиться с природным газом. В эту карточку мы будем вносить свои наблюдения. Прочитайте вопросы в карточке. (У слабых учащихся записаны варианты ответов, из которых нужно будет выбрать верный).
Вопросы | Ответы |
1. Какое тело природы? | |
2. Какой имеет цвет? | |
3. Какой имеет запах? | |
4. Тяжелее или легче воздуха? | |
5. К какой группе полезных ископаемых относится? | |
Деятельность учителя – ребята, а что вы знаете о природном газе? Где вы его встречали? Информацию о природном газе мы с вами найдем в учебнике с. 68-69 (С. 68-69 до слов «…. Сгорает полностью» читает хорошо читающий ученик). Как будете выполнять задание? (Ученики рассказывают о природном газе) Какие тела природы вы знаете? К какому телу природы оно относится? Почему? (Ученики работают с учебником). Правильно, природный газ – газообразное вещество. Запишите в карточку. (Деятельность учащихся – заполняют карточку). Какого цвета природный газ? Запишите в карточку. (Деятельность учащихся – заполняют карточку). Какой имеет запах? Запишите в карточку (Деятельность учащихся – записывают в карточку). Почему мы чувствуем запах газа, если открыть конфорку, ведь природный газ не имеет запаха? Дело в том, что в него добавляют пахучее вещество. Как думаете, зачем? (Отвечают на вопросы, обсуждают ответы. Ответ: чтобы в случае утечки газа человек почувствовал). Тяжелее или легче воздуха? Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых относится природный газ? (Ответ: горючие полезные ископаемые). Как это можно проверить? Если поджечь газовую конфорку, что вы наблюдаете? Запишите наблюдения в карточку. Какой вывод можно сделать? (Ученики проговаривают все свойства, пользуясь карточкой-помощницей).
На интерактивной доске дублируется карточка с правильными ответами.
Физминутка. Гимнастика для глаз (Слайд 16)
«Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем
От дождя
Убежим,
Под кусточком посидим.
Деятельность учителя – прочитайте следующий пункт плана. Какие способы добычи полезных ископаемых вы знаете? (Ученики отвечают на вопрос. Ответ: карьеры или котлованы, шахты, скважины. Слайд 17). Каким способом добывают уголь? (Ответ: шахты, карьеры). А нефть? (Ответ: бурят скважины). Как вы думаете, а какой способ используется для добычи газа? (Ученики высказывают мнения). Чтобы добыть природный газ бурят скважины (Слайд 18). В них вставляют трубы и перекачивают газ в специальные хранилища, в том числе и под землей. (Слайд 19). Прочитайте следующий пункт плана. Как считаете, где используют природный газ? (Высказывают мнения. Слушают рассказ учителя. Слайд 20). Переходим к последнему пункту плана (Слайд 21). Почему нужно знать и выполнять правила пользования газом? (Ответ: взрывоопасен, горюч). Посмотрите видео, и скажите, какие правила безопасности нужно соблюдать в быту, чтобы не было беды. Какие правила безопасности нужно соблюдать? (Смотрят видеофрагмент, слайд 22). Деятельность учащихся – называют правила безопасного обращения с газом. На столах лежат карточки в помощь, приложение 3.
6. Проверка усвоения изученного
Цель: выявить уровень усвоения нового материала
На интерактивной доске появляется дидактическая игра «Топни-хлопни» (Слайд 23). Ученики топают или хлопают в зависимости от вопроса.
Деятельность учителя – проверим, как вы усвоили новый материал, а для этого поиграем в игру «Топни-хлопни». Встаньте около парты. Я буду говорить о природном газе, если мои утверждения верные – хлопните 1 раз, если не верные – топните 1 раз.
Природный газ твердый.
Природный газ черный
Природный газ газообразный
Природный газ не имеет цвета
Он горючий
Добывают в скважинах
Люди им дышат
Используют как строительный материал
Используют для приготовления пищи.
7. Домашнее задание
Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Рабочая тетрадь стр. 46 № 6 Реши кроссворд, учебник стр. 68-70 читать, пересказывать, отвечать на вопросы в конце параграфа устно (Учебник природоведения для 5 класса, авторы – Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина).
8. Итог урока, рефлексия
Цель: подведение итогов выполненной работы формирование умения учащихся оценивать результат своей деятельности.
Деятельность учителя – вспомните и назовите тему урока. Что нового узнали на уроке? (Ответ: «Природный газ». Познакомились с внешним видом природного газа и его свойствами; узнали, где и как добывают природный газ; узнали о пользе газа в жизни человека, правила безопасности при использовании природного газа. Слайд 25).
Выставление оценок.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
(Слайд 26)
Список использованных источников
Лифанова Т.М., Е.Н. Соломина Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2020. – 159 с.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Методические рекомендации. 5-6 классы. – 3-е изд., – М.: Просвещение, 2022. –197 с.
Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. Природоведение. 5 класс. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2022. – 111 с.
9