СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природные Зоны Южной Америки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природные Зоны Южной Америки»

Природные зоны Южной Америки.

7-й класс

Цели и задачи урока:

  • Показать особенности природных зон материка, характерных представителей растительного и животного мира.

  • Дать представление о своеобразии природы материка; характеризовать природу отдельных частей материка; работать с географическими картами, текстом учебника, таблицами, дополнительной литературой.

  • Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда.

Форма урока: работа в группах.

Оборудование: «Физическая карта Южной Америки», карта «Природные зоны Южной Америки», школьные атласы, учебник «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв, тетради, дополнительная литература.


Ход урока


I. Организационный момент (2 минуты)


Организация учебной деятельности.


Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке гости.


II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос) (3 минуты)


Учитель: Давайте вспомним наш предыдущий материал. Итак, вопрос первый:


1. В каких климатических поясах располагается Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный)


Учитель: следующий вопрос к вам:


2. Какие климатические факторы влияют на формирование климата? (Географическое положение, рельеф, близость к океану, океанические течения)


Учитель: Хорошо, молодец.


3. Почему Южную Америку называют самым влажным материком? (Потому что на материке выпадает наибольшее количество осадков на планете)


Учитель: Хорошо, молодец.


4. К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки? (Тихий, Атлантический)


Учитель: Хорошо, молодец.


5. Какая река материка является самой полноводной рекой мира? (Амазонка)


Учитель: покажите на карте Амазонку. Не забываем, что это самая полноводная река в мире.


Учитель: Хорошо, молодец.


6. Какой водопад самый большой в Южной Америке? (Анхель)


Учитель: покажите на карте водопад Анхель. Хорошо, молодец.

7. Какое самое большое из высокогорных озер мира находится на материке Южная Америка? (Титикака)


Учитель: покажите на карте озеро Титикака.


Учитель: хорошо, молодцы.



III. Изучение новой темы.


1. Актуализация знаний. (5 минут)


Учитель: А теперь давайте вспомним.


- Что мы уже изучили на материке Южная Америка? Какие темы? (Физико-географическое положение материка, рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды Южной Америки)


Учитель: хорошо, молодцы.


Учитель: Кратко, в нескольких словах вспомним, что такое рельеф?

Учитель: на какие части делится рельеф Южной Америки? Покажите на карте.

Учитель: Хорошо, молодец.

- Что по плану нужно изучать после внутренних вод материка? (природные зоны)


- Вспомните, что такое природная зона? (Природная зона – это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы)


Учитель: хорошо, молодцы.


- Какие характерные черты природных зон мы должны определить? (Природный комплекс, ГП, климат, почвы, растительный и животный мир).

Учитель: хорошо, молодцы.

- Что такое природный комплекс? (Территория с определенными чертами)

- Что такое географическое положение? (Положение объекта по отношению к другим объектам)

- Что такое, климат? (Многолетний режим погоды)

- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)


Учитель: хорошо, молодцы.



Учитель: правильно, молодцы.


2. Определение целей урока (совместно с обучающимися).


- Что сегодня мы должны сделать на уроке? (Изучить природные зоны Южной Америки, внешний облик природных зон, растительный и животный мир каждой природной зоны)

Учитель: Совершенно верно, и тема нашего сегодняшнего урока «Природные зоны Южной Америки». Запишите тему урока в тетрадь. (Записывают)


3. Вступительная беседа (мотивация) (2 минуты)


Учитель: Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие в Южную Америку. Работать будем в группах. Мы разделились на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Я сейчас раздам вам всем карточки. (Учитель раздает карточки с заданиями). Итак, внимательно посмотрите с чем вы будете работать. (Дети называют по очереди, какая природная зона кому досталась)


4. Индивидуальная работа в группах по карточкам-заданиям. Учитель является консультантом. (25 минут)


  • 1 группа – экваториальные леса Южной Америки; (Ануфриева, Свистельников)

  • 2 группа – саванны Южной Америки; (Матвиенко, Шефер)

  • 3 группа – степи Южной Америки; (Марченко, Чечетов)

  • 4 группа – полупустыни Южной Америки (Белоусова, Болкунова, Меживова)


Учитель: Итак, читаем первый вопрос нашей карточки (озвучивают дети!) Вы будете работать с текстом учебника, это параграф 36, все нашли? Работаем быстро и внимательно. (Читают параграф)


Готово? (Дети говорят: да)

- Читаем следующий вопрос карточки. У каждой группы свое задание, с чем мы должны сейчас работать? (С атласом) С какой картой будите работать?


- Каждая группа озвучивает что такое сельва, кампос, пампа, патогония. (по 2 вопросу). Здесь дети говорят что такое сельва, кампос, пампа, патогония. Озвучивает группа)


Учитель: мы все записываем эти понятия в тетрадях. Пожалуйста, продиктуйте (группа диктует по очереди)


Читаем третий вопрос. (Читает кто-то) Что нам понадобится для выполнения заданий? Какие карты понадобятся? (Дети говорят о картах). Сейчас мы будем заполнять общую таблицу (по очереди называют ГП, климат, почвы), учитель ходит по рядам и смотрит на правильность заполнения, помогая найти на карте)


- Будьте внимательны, эти знания пригодятся вам, если в будущем вы выберете экзамен по географии в форме ЕГЭ.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 1)

Вечнозелёные экваториальные леса Южной Америки

  1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 181.

  2. Найдите на карте атласа экваториальные леса Южной Америки. Как по-другому их здесь называют?

  3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в каком климатическом поясе находится? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;

г) на каких почвах растут экваториальные леса Южной Америки?

д) каков растительный мир сельвы?

е) в чём своеобразие животного мира экваториального леса.

  1. Чем отличается сельва Южной Америки от африканской гилеи?



ЗАПОМНИ! Бертолеция – деревья гиганты экваториального леса высотой от 30 до 60м.





КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 2)

Саванны Южной Америки

  1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.

  2. Найдите на карте атласа саванны Южной Америки.

  3. Составьте характеристику саванны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в каком климатическом поясе расположена саванна? t (температура января), t VII (температура июля), ВМ, годовое количество осадков;

г) на каких почвах расположены саванны Южной Америки?

д) почему в саваннах южного полушария древесная растительность беднее? Приведите примеры.

е) в чём своеобразие животного мира саванны.

  1. Какое растение наиболее известно и где применяется?

  2. Сравните южноамериканские саванны с африканскими?

ЗАПОМНИ!

Кампос – высокотравные пальмовые саванны Южной Америки.

Кебрачо – дерево с твёрдой древесиной, в народе имеет название «сломай топор».



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 3)

Степи Южной Америки

  1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.

  2. Найдите на карте атласа степи Южной Америки.

  3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в каком климатическом поясе расположена зона степей? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;

г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?

д) каков растительный мир степей? Приведите примеры.

е) в чём своеобразие животного мира степей.

  1. Как называют степи в Южной Америке?

ЗАПОМНИ!

Печник – одна из наиболее распространённых птиц в Аргентине.





КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 4)

Полупустыни Южной Америки

1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 183.

2. Найдите на карте атласа полупустыни Южной Америки.

3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в условиях какого климата образовалась зона полупустынь? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;

г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?

д) особенности растительного мира полупустынь, приведите примеры.

е) представители животного мира полупустынь.

4.Как называют полупустыни в Южной Америке?

ЗАПОМНИ!

Атакама – пустыня Южной Америки на тихоокеанском побережье. В некоторых частях пустыни дождя не было уже в течение нескольких сотен лет.



Природные компоненты


Природные комплексы (зона)

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Влажные экваториальные леса – сельва

По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности

Экваториальный пояс: жарко и влажно

t января + 18

t июля + 30

годовое количество осадков от 2000-3000 мм.

Красно- желтые ферраллитные

Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея, какао

Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, капибара, ягуар, пума, попугаи, колибри, лягушки, ящерицы, змеи, хищные рыбы – пираньи

Саванны

Оринокская низменность,
Гвианское, Бразильское плоскогорья

Субэкватриальный: жарко, тропический пояс: сухо и жарко.

t января + 19

t июля + 25

годовое количество осадков более 3000 мм.

Красные ферраллитные

Акации,
пальмы,
мимоза,
молочай,
кебрачо,
кустарники,
бутылочное
дерево.

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду

Степи – пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Субтропический пояс: тепло и влажно

t января + 24

t июля + 20

годовое количество осадков от 500-1000 мм.

Красновато-черные

Ковыль, просо, камыши, молочай

Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка, окапи

Полупустыни – Патагония

Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж.
Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно

t января + 24

t июля + 8

годовое количество осадков от 100-250 мм.

Бурые, серо-бурые

Злаки, подушкообразные кустарники

Вискаша, агути (золотой заяц), броненосцы


Учитель: хорошо, молодцы.


-У каждой группы было домашнее задание подготовить проект на тему «Растительный и животный мир природных зон Южной Америки».

Задание первой группы - экваториальный лес. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Ануфриева, Свистельников)

- В контурных картах отметьте экватериальные леса.

-Амина, что значит эндемичные животные?

Учитель: спасибо, молодцы.

Задание второй группы- саванны. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Матвиенко, Шефер)

- В контурных картах отметьте саванны.

- Саша, что такое «кампос»? (Сухие кустарниковые саванны)

Учитель: спасибо, молодцы.

Задание третьей группы- степи. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Марченко, Чечетов)

- В контурных картах отметьте степи.

-Люда, что такое «пампа»? (Субтропические степи)

Учитель: спасибо, молодцы.

Задание четвертой группы- полупустыни. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Белоусова, Болкунова, Меживова)

- В контурных картах отметьте полупустыни.

- Катя, что такое патагония? (Полупустыня Южной Америки)


После каждого проекта повесить название природных зон.


Учитель: спасибо, молодцы.


-Какие новые понятия вы услышали? (Сельва, пампа, кампос, патагония)

- Запишите в тетради новые понятия, которые вы узнали. - В контурных картах отметьте природные зоны Южной Америки.


- Спасибо. Молодцы. Теперь вы знакомы с природными зонами материка Южная Америка.


Учитель: дети, интересный был урок? (Да)


V.Слово учителя. Высотная поясность в Андах. (3 минут)


- Мы с вами узнали, как природные зоны сменяют друг друга на равнинной части материка Южная Америка. Как же обстоит дело с природными зонами в горах Анды? Покажите на карте горы Анды.

– Давайте вспомним, что такое высотная поясность? (2 слайд) (Смена природных зон в горах с высотой).

- Назовите ключевые слова определения «Высотная поясность». (Смена, природные зоны в горах, высота гор).

- Почему в горах происходит смена природных поясов? (Т.к. с высотой происходит изменение температура воздуха и количество осадков)

Учитель: где будет теплее у подножия горы или на вершине? (У подножия горы)

Учитель: правильно. Почему у подножия теплее? (Т.к. с высотой воздух охлаждается на 1км. на 6 градусов)

Учитель: правильно, молодцы. Чем выше, тем холоднее.


- Впервые  – открыл и описал высотную поясность А. Гумбольт немецкий географ  во время своего путешествия в Ю.Америку. Нам знакомо это имя? (Да) Где вы его слышали? (При изучении история открытия и исследование материка Южная Америка)

- Животный мир Анд разнообразен. Яркими представителями животного мира (3 слайд) Анд являются очковый медведь (4 слайд), лама, шиншилла.

- На таблице вы видите, как происходит смена растений с высотой в Андах от подножия к вершине.

Ученики рассматривают таблицу «Высотная поясность в Андах». (5 слайд)

Отвечают на вопросы:

– Везде ли в горах будет одинаковое количество природных поясов? (Не одинаково)
– От чего это зависит? (Зависит от высоты гор и географической широты)


– Какие закономерности расположения природных зон вы выделите?

Закономерности: (6 слайд)

- Смена высотных поясов в горах происходит значительно быстрее, чем смена зон на равнинах;


- Первый пояс всегда соответствует природной зоне, в которой находиться гора;
- Чем выше горы, тем больше набор природных зон;
Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы.


VI. Контроль знаний. Фронтальный опрос. (2 минуты) (7 слайд)


- Сделайте вывод, в чём своеобразие природы материка?

- Назовите ключевые понятия темы, что они означают?

  • Сельва - экваториальный лес

  • Пампа - степи

  • Кампос - сухие кустарниковые саванны

  • Патагония – полупустыня



VII. Домашнее задание. (8 слайд)


Параграф 36, печатная рабочая тетрадь стр. 48, задания 1-4.


VIII. Рефлексия и выставление оценок. (2 минуты)

- Наш урок подошел к концу. Обратите внимание на доску (Показать рефлексию на доске)

- Сегодня за работу на уроке и за проекты вы получаете оценки.

- За работу с контурными картами и за заполнение таблицы вы получите после проверки. Спасибо за урок.

Природные компоненты


Природные комплексы (зона)

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Влажные экваториальные леса – сельва
















Саванны
















Степи – пампа
















Полупустыни – Патагония
















КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 1)

Вечнозелёные экваториальные леса Южной Америки

1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 181.

2. Найдите на карте атласа экваториальные леса Южной Америки. Как по-другому их здесь называют?

3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в каком климатическом поясе находится? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;

г) на каких почвах растут экваториальные леса Южной Америки?

д) каков растительный мир сельвы?

е) в чём своеобразие животного мира экваториального леса.

4. Чем отличается сельва Южной Америки от африканской гилеи?



ЗАПОМНИ!

Бертолеция – деревья гиганты экваториального леса высотой от 30 до 60м.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 2)

Саванны Южной Америки

1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.

2. Найдите на карте атласа саванны Южной Америки.

3. Составьте характеристику саванны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в каком климатическом поясе расположена саванна? t (температура января), t VII (температура июля), ВМ, годовое количество осадков;

г) на каких почвах расположены саванны Южной Америки?

д) почему в саваннах южного полушария древесная растительность беднее? Приведите примеры.

е) в чём своеобразие животного мира саванны.

4. Какое растение наиболее известно и где применяется?

5. Сравните южноамериканские саванны с африканскими?



ЗАПОМНИ!

Кампос – высокотравные пальмовые саванны Южной Америки.

Кебрачо – дерево с твёрдой древесиной, в народе имеет название «сломай топор».



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 3)

Степи Южной Америки

1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.

2. Найдите на карте атласа степи Южной Америки.

3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в каком климатическом поясе расположена зона степей? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;

г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?

д) каков растительный мир степей? Приведите примеры.

е) в чём своеобразие животного мира степей.

4. Как называют степи в Южной Америке?



ЗАПОМНИ!

Печник – одна из наиболее распространённых птиц в Аргентине.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 4)

Полупустыни Южной Америки

1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 183.

2. Найдите на карте атласа полупустыни Южной Америки.

3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:

а) ГП природной зоны;

б) рельеф (равнины, горы);

в) в условиях какого климата образовалась зона полупустынь? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;

г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?

д) особенности растительного мира полупустынь, приведите примеры.

е) представители животного мира полупустынь.

4.Как называют полупустыни в Южной Америке?



ЗАПОМНИ!

Атакама – пустыня Южной Америки на тихоокеанском побережье. В некоторых частях пустыни дождя не было уже в течение нескольких сотен лет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!