Природные зоны Южной Америки.
7-й класс
Цели и задачи урока:
Показать особенности природных зон материка, характерных представителей растительного и животного мира.
Дать представление о своеобразии природы материка; характеризовать природу отдельных частей материка; работать с географическими картами, текстом учебника, таблицами, дополнительной литературой.
Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда.
Форма урока: работа в группах.
Оборудование: «Физическая карта Южной Америки», карта «Природные зоны Южной Америки», школьные атласы, учебник «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв, тетради, дополнительная литература.
Ход урока
I. Организационный момент (2 минуты)
Организация учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке гости.
II. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос) (3 минуты)
Учитель: Давайте вспомним наш предыдущий материал. Итак, вопрос первый:
1. В каких климатических поясах располагается Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный)
Учитель: следующий вопрос к вам:
2. Какие климатические факторы влияют на формирование климата? (Географическое положение, рельеф, близость к океану, океанические течения)
Учитель: Хорошо, молодец.
3. Почему Южную Америку называют самым влажным материком? (Потому что на материке выпадает наибольшее количество осадков на планете)
Учитель: Хорошо, молодец.
4. К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки? (Тихий, Атлантический)
Учитель: Хорошо, молодец.
5. Какая река материка является самой полноводной рекой мира? (Амазонка)
Учитель: покажите на карте Амазонку. Не забываем, что это самая полноводная река в мире.
Учитель: Хорошо, молодец.
6. Какой водопад самый большой в Южной Америке? (Анхель)
Учитель: покажите на карте водопад Анхель. Хорошо, молодец.
7. Какое самое большое из высокогорных озер мира находится на материке Южная Америка? (Титикака)
Учитель: покажите на карте озеро Титикака.
Учитель: хорошо, молодцы.
III. Изучение новой темы.
1. Актуализация знаний. (5 минут)
Учитель: А теперь давайте вспомним.
- Что мы уже изучили на материке Южная Америка? Какие темы? (Физико-географическое положение материка, рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды Южной Америки)
Учитель: хорошо, молодцы.
Учитель: Кратко, в нескольких словах вспомним, что такое рельеф?
Учитель: на какие части делится рельеф Южной Америки? Покажите на карте.
Учитель: Хорошо, молодец.
- Что по плану нужно изучать после внутренних вод материка? (природные зоны)
- Вспомните, что такое природная зона? (Природная зона – это крупная территория суши, где сложились определённые взаимосвязи компонентов природы)
Учитель: хорошо, молодцы.
- Какие характерные черты природных зон мы должны определить? (Природный комплекс, ГП, климат, почвы, растительный и животный мир).
Учитель: хорошо, молодцы.
- Что такое природный комплекс? (Территория с определенными чертами)
- Что такое географическое положение? (Положение объекта по отношению к другим объектам)
- Что такое, климат? (Многолетний режим погоды)
- Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
Учитель: хорошо, молодцы.
Учитель: правильно, молодцы.
2. Определение целей урока (совместно с обучающимися).
- Что сегодня мы должны сделать на уроке? (Изучить природные зоны Южной Америки, внешний облик природных зон, растительный и животный мир каждой природной зоны)
Учитель: Совершенно верно, и тема нашего сегодняшнего урока «Природные зоны Южной Америки». Запишите тему урока в тетрадь. (Записывают)
3. Вступительная беседа (мотивация) (2 минуты)
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие в Южную Америку. Работать будем в группах. Мы разделились на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Я сейчас раздам вам всем карточки. (Учитель раздает карточки с заданиями). Итак, внимательно посмотрите с чем вы будете работать. (Дети называют по очереди, какая природная зона кому досталась)
4. Индивидуальная работа в группах по карточкам-заданиям. Учитель является консультантом. (25 минут)
1 группа – экваториальные леса Южной Америки; (Ануфриева, Свистельников)
2 группа – саванны Южной Америки; (Матвиенко, Шефер)
3 группа – степи Южной Америки; (Марченко, Чечетов)
4 группа – полупустыни Южной Америки (Белоусова, Болкунова, Меживова)
Учитель: Итак, читаем первый вопрос нашей карточки (озвучивают дети!) Вы будете работать с текстом учебника, это параграф 36, все нашли? Работаем быстро и внимательно. (Читают параграф)
Готово? (Дети говорят: да)
- Читаем следующий вопрос карточки. У каждой группы свое задание, с чем мы должны сейчас работать? (С атласом) С какой картой будите работать?
- Каждая группа озвучивает что такое сельва, кампос, пампа, патогония. (по 2 вопросу). Здесь дети говорят что такое сельва, кампос, пампа, патогония. Озвучивает группа)
Учитель: мы все записываем эти понятия в тетрадях. Пожалуйста, продиктуйте (группа диктует по очереди)
Читаем третий вопрос. (Читает кто-то) Что нам понадобится для выполнения заданий? Какие карты понадобятся? (Дети говорят о картах). Сейчас мы будем заполнять общую таблицу (по очереди называют ГП, климат, почвы), учитель ходит по рядам и смотрит на правильность заполнения, помогая найти на карте)
- Будьте внимательны, эти знания пригодятся вам, если в будущем вы выберете экзамен по географии в форме ЕГЭ.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 1)
Вечнозелёные экваториальные леса Южной Америки
Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 181.
Найдите на карте атласа экваториальные леса Южной Америки. Как по-другому их здесь называют?
Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в каком климатическом поясе находится? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;
г) на каких почвах растут экваториальные леса Южной Америки?
д) каков растительный мир сельвы?
е) в чём своеобразие животного мира экваториального леса.
Чем отличается сельва Южной Америки от африканской гилеи?
ЗАПОМНИ! Бертолеция – деревья гиганты экваториального леса высотой от 30 до 60м.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 2)
Саванны Южной Америки
Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.
Найдите на карте атласа саванны Южной Америки.
Составьте характеристику саванны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в каком климатическом поясе расположена саванна? t (температура января), t VII (температура июля), ВМ, годовое количество осадков;
г) на каких почвах расположены саванны Южной Америки?
д) почему в саваннах южного полушария древесная растительность беднее? Приведите примеры.
е) в чём своеобразие животного мира саванны.
Какое растение наиболее известно и где применяется?
Сравните южноамериканские саванны с африканскими?
ЗАПОМНИ!
Кампос – высокотравные пальмовые саванны Южной Америки.
Кебрачо – дерево с твёрдой древесиной, в народе имеет название «сломай топор».
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 3)
Степи Южной Америки
Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.
Найдите на карте атласа степи Южной Америки.
Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в каком климатическом поясе расположена зона степей? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;
г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?
д) каков растительный мир степей? Приведите примеры.
е) в чём своеобразие животного мира степей.
Как называют степи в Южной Америке?
ЗАПОМНИ!
Печник – одна из наиболее распространённых птиц в Аргентине.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 4)
Полупустыни Южной Америки
1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 183.
2. Найдите на карте атласа полупустыни Южной Америки.
3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в условиях какого климата образовалась зона полупустынь? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;
г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?
д) особенности растительного мира полупустынь, приведите примеры.
е) представители животного мира полупустынь.
4.Как называют полупустыни в Южной Америке?
ЗАПОМНИ!
Атакама – пустыня Южной Америки на тихоокеанском побережье. В некоторых частях пустыни дождя не было уже в течение нескольких сотен лет.
Природные компоненты
Природные комплексы (зона) | ГП | Климат | Почвы | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса – сельва | По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности | Экваториальный пояс: жарко и влажно t января + 18 t июля + 30 годовое количество осадков от 2000-3000 мм. | Красно- желтые ферраллитные | Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея, какао | Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, капибара, ягуар, пума, попугаи, колибри, лягушки, ящерицы, змеи, хищные рыбы – пираньи |
Саванны | Оринокская низменность, Гвианское, Бразильское плоскогорья | Субэкватриальный: жарко, тропический пояс: сухо и жарко. t января + 19 t июля + 25 годовое количество осадков более 3000 мм. | Красные ферраллитные | Акации, пальмы, мимоза, молочай, кебрачо, кустарники, бутылочное дерево. | Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду |
Степи – пампа | К югу от саванн до 40° ю.ш. | Субтропический пояс: тепло и влажно t января + 24 t июля + 20 годовое количество осадков от 500-1000 мм. | Красновато-черные | Ковыль, просо, камыши, молочай | Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка, окапи |
Полупустыни – Патагония | Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж. Америки | Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно t января + 24 t июля + 8 годовое количество осадков от 100-250 мм. | Бурые, серо-бурые | Злаки, подушкообразные кустарники | Вискаша, агути (золотой заяц), броненосцы |
Учитель: хорошо, молодцы.
-У каждой группы было домашнее задание подготовить проект на тему «Растительный и животный мир природных зон Южной Америки».
Задание первой группы - экваториальный лес. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Ануфриева, Свистельников)
- В контурных картах отметьте экватериальные леса.
-Амина, что значит эндемичные животные?
Учитель: спасибо, молодцы.
Задание второй группы- саванны. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Матвиенко, Шефер)
- В контурных картах отметьте саванны.
- Саша, что такое «кампос»? (Сухие кустарниковые саванны)
Учитель: спасибо, молодцы.
Задание третьей группы- степи. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Марченко, Чечетов)
- В контурных картах отметьте степи.
-Люда, что такое «пампа»? (Субтропические степи)
Учитель: спасибо, молодцы.
Задание четвертой группы- полупустыни. Дети показывают природную зону. (Презентация учеников Белоусова, Болкунова, Меживова)
- В контурных картах отметьте полупустыни.
- Катя, что такое патагония? (Полупустыня Южной Америки)
После каждого проекта повесить название природных зон.
Учитель: спасибо, молодцы.
-Какие новые понятия вы услышали? (Сельва, пампа, кампос, патагония)
- Запишите в тетради новые понятия, которые вы узнали. - В контурных картах отметьте природные зоны Южной Америки.
- Спасибо. Молодцы. Теперь вы знакомы с природными зонами материка Южная Америка.
Учитель: дети, интересный был урок? (Да)
V.Слово учителя. Высотная поясность в Андах. (3 минут)
- Мы с вами узнали, как природные зоны сменяют друг друга на равнинной части материка Южная Америка. Как же обстоит дело с природными зонами в горах Анды? Покажите на карте горы Анды.
– Давайте вспомним, что такое высотная поясность? (2 слайд) (Смена природных зон в горах с высотой).
- Назовите ключевые слова определения «Высотная поясность». (Смена, природные зоны в горах, высота гор).
- Почему в горах происходит смена природных поясов? (Т.к. с высотой происходит изменение температура воздуха и количество осадков)
Учитель: где будет теплее у подножия горы или на вершине? (У подножия горы)
Учитель: правильно. Почему у подножия теплее? (Т.к. с высотой воздух охлаждается на 1км. на 6 градусов)
Учитель: правильно, молодцы. Чем выше, тем холоднее.
- Впервые – открыл и описал высотную поясность А. Гумбольт немецкий географ во время своего путешествия в Ю.Америку. Нам знакомо это имя? (Да) Где вы его слышали? (При изучении история открытия и исследование материка Южная Америка)
- Животный мир Анд разнообразен. Яркими представителями животного мира (3 слайд) Анд являются очковый медведь (4 слайд), лама, шиншилла.
- На таблице вы видите, как происходит смена растений с высотой в Андах от подножия к вершине.
Ученики рассматривают таблицу «Высотная поясность в Андах». (5 слайд)
Отвечают на вопросы:
– Везде ли в горах будет одинаковое количество природных поясов? (Не одинаково)
– От чего это зависит? (Зависит от высоты гор и географической широты)
– Какие закономерности расположения природных зон вы выделите?
Закономерности: (6 слайд)
- Смена высотных поясов в горах происходит значительно быстрее, чем смена зон на равнинах;
- Первый пояс всегда соответствует природной зоне, в которой находиться гора;
- Чем выше горы, тем больше набор природных зон;
Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы.
VI. Контроль знаний. Фронтальный опрос. (2 минуты) (7 слайд)
- Сделайте вывод, в чём своеобразие природы материка?
- Назовите ключевые понятия темы, что они означают?
Сельва - экваториальный лес
Пампа - степи
Кампос - сухие кустарниковые саванны
Патагония – полупустыня
VII. Домашнее задание. (8 слайд)
Параграф 36, печатная рабочая тетрадь стр. 48, задания 1-4.
VIII. Рефлексия и выставление оценок. (2 минуты)
- Наш урок подошел к концу. Обратите внимание на доску (Показать рефлексию на доске)
- Сегодня за работу на уроке и за проекты вы получаете оценки.
- За работу с контурными картами и за заполнение таблицы вы получите после проверки. Спасибо за урок.
Природные компоненты
Природные комплексы (зона) | ГП | Климат | Почвы | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса – сельва | | | | | |
Саванны | | | | | |
Степи – пампа | | | | | |
Полупустыни – Патагония | | | | | |
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 1)
Вечнозелёные экваториальные леса Южной Америки
1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 181.
2. Найдите на карте атласа экваториальные леса Южной Америки. Как по-другому их здесь называют?
3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в каком климатическом поясе находится? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;
г) на каких почвах растут экваториальные леса Южной Америки?
д) каков растительный мир сельвы?
е) в чём своеобразие животного мира экваториального леса.
4. Чем отличается сельва Южной Америки от африканской гилеи?
ЗАПОМНИ!
Бертолеция – деревья гиганты экваториального леса высотой от 30 до 60м.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 2)
Саванны Южной Америки
1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.
2. Найдите на карте атласа саванны Южной Америки.
3. Составьте характеристику саванны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в каком климатическом поясе расположена саванна? t (температура января), t VII (температура июля), ВМ, годовое количество осадков;
г) на каких почвах расположены саванны Южной Америки?
д) почему в саваннах южного полушария древесная растительность беднее? Приведите примеры.
е) в чём своеобразие животного мира саванны.
4. Какое растение наиболее известно и где применяется?
5. Сравните южноамериканские саванны с африканскими?
ЗАПОМНИ!
Кампос – высокотравные пальмовые саванны Южной Америки.
Кебрачо – дерево с твёрдой древесиной, в народе имеет название «сломай топор».
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 3)
Степи Южной Америки
1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 182.
2. Найдите на карте атласа степи Южной Америки.
3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в каком климатическом поясе расположена зона степей? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;
г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?
д) каков растительный мир степей? Приведите примеры.
е) в чём своеобразие животного мира степей.
4. Как называют степи в Южной Америке?
ЗАПОМНИ!
Печник – одна из наиболее распространённых птиц в Аргентине.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (группа № 4)
Полупустыни Южной Америки
1. Прочтите текст учебника параграф 36 стр. 183.
2. Найдите на карте атласа полупустыни Южной Америки.
3. Определите основные черты этой природной зоны по следующему алгоритму:
а) ГП природной зоны;
б) рельеф (равнины, горы);
в) в условиях какого климата образовалась зона полупустынь? t (температура января), t (температура июля), годовое количество осадков;
г) на каких почвах расположены степи Южной Америки?
д) особенности растительного мира полупустынь, приведите примеры.
е) представители животного мира полупустынь.
4.Как называют полупустыни в Южной Америке?
ЗАПОМНИ!
Атакама – пустыня Южной Америки на тихоокеанском побережье. В некоторых частях пустыни дождя не было уже в течение нескольких сотен лет.