Тема урока: «Природные зоны Евразии».
Составитель разработки: учитель географии
МБОУ СОШ с.Маяк
Савчук Марина Степановна
Пояснительная записка.
Предмет: география.
Класс: 7
Тема урока: «Природные зоны Евразии».
Реализуемый УМК: География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.
Цель урока: создать условия для применения умений и знаний о природных зонах Евразии, способствуя осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.
Задачи:
Обучающие: называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны, объяснять причины смены природных зон на территории Евразии; определять особенности размещения природных зон; составлять описание природных зон; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, перерабатывать ее в готовый продукт; совершенствование умений ориентироваться по географической карте.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, самостоятельность, навыки самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание значимости знаний о природных зонах Евразии;
- осознание необходимости понимать и читать карту;
- стремление к самообладанию, самоконтролю и анализу своих действий.
Предметные:
Выпускник научится:
- работать с картой как источником географической информации;
- определять по карте зональность в природе материка Евразия;
-работать с отчетами путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения о природных зонах;
- проводить самостоятельный поиск географической информации из разных источников;
- наносить на контурные карты природные зоны материка;
- давать характеристику природной зоне.
Выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- использовать теоретические знания для практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные:отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, в паре.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник. География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.
- Атласы 7 класса.
- Презентация
- Мультимедийное устройство.
- Компьютер.
- Карта «Природные зоны Евразии».
- Физическая карта Евразии.
- Сообщения учащихся.
Технологическая карта урока
Этап урока | Хронометраж | Планируемые результаты | Деятельность педагога | Деятельность учеников |
Орг. момент. | 3 мин | Личностные: смыслообразование (я должен подготовиться к уроку). Метапредметные: Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Приветствие: Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Рано встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие. Проверьте свои принадлежности к уроку. | Приветствие. Рапорт дежурных. Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас, тетрадь. |
Мотивационно-целеполагающий этап. | 5 мин | Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Предметные: - знание понятий и терминов « природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; - умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы. Метапредметные: Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникативные: вступать в речевое общение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Просмотр видео Слово учителя: Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? - Правильно. Записываем тему в тетрадь «Природные зоны Евразии». - Т.о. что будет являться целью нашего урока? Цели урока:получить знания об особенностях природных зон Евразии; познакомиться с представителями животного и растительного мира природных зон материка; выявить причины разнообразия природных зон Евразии. - Задачами нашего урока будут являться ( слайд) Учащиеся научатся: Называть и показывать смену природных зон Евразии при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауны, объяснять причины смены природных зон на территории Евразии; Определять особенности размещения природных зон; Составлять описание природных зон слушая сообщения учащихся; Определять, какая природная зона может называться «лёгкими планеты»? Нам необходимо подвести к уроку научную базу, поэтому проведем словарную работу, небольшой «мозговой штурм» (Приложение №2 ). ПЗ – Широтная зональность – Высотная поясность – Антропогенный ландшафт – Совместная проверка. | Отвечают на вопрос. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. Целью нашего урока будет являться изучение природных зон Евразии. Отвечают на вопрос. Решают «мозговой штурм». |
Основная часть урока: | 20 мин | Личностные: понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту. Предметные: знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии. Метапредметные: Познавательные: анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Выполняем задание: Используя карту Евразии «Природные зоны» перечислите, природные зоны и подпишите на контурной карте в той же последовательности как идет смена природных зон (фронтальный опрос). - А теперь ответьте на вопрос: «В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон?» - Назовите причины смены природных зон на материке Евразия. | Подписывают на карте «Природные зоны Евразии» зоны по порядку. Остальные подписывают природные зоны в контурных картах на рабочих местах. Отвечают на вопрос: на материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны. -Основной причиной смены природных зон с севера на юг является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора. |
Физкультминутка | 2 мин | 1.Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников; 2.Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку; 3.Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала. | Мы определили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз повторить особенности расположения природных зон Евразии, мы проведем полезную физкультминутку. Я буду называть признаки природных зон, а вы – если посчитаете, что я говорю правильно – сидите, если вы уверены, что я ошиблась – встаете. Арктические пустыни занимают самую большую площадь в Евразии . Зона тайги состоит из хвойных лесов. Для зоны широколиственных лесов характерны открытые равнинные ландшафты и произрастание злаков. Мы живем в зоне смешанных и широколиственных лесов. Зона пустынь и полупустынь занимает северную часть материка Евразия. Тайга находится в умеренном климатическом поясе. | Учащиеся на правильные высказывания – остаются на месте; если высказывание неправильное, тио встают: Встают. Сидят. Встают Сидят. Встают. Сидят. |
Постановка проблемы | | Личностные: понимать значимость знаний о природных зонах; осознавать необходимость понимать и читать карту. Предметные: знание понятий и терминов «природная зона», виды природных зон на территории Евразии; умение называть и показывать природные зона Евразии. Метапредметные: Познавательные: анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | -Сегодня из путешествия вернулись несколько экспедиционных групп, которые побывали в природных зонах Евразии. Они выявляли особенности природы каждой зоны для того, чтобы определить, какая же природная зона является «легкими планеты». И нашей с вами задачей на сегодняшнем уроке будет решение проблемы: «Какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля?» Вы неоднократно слышали такое понятие, как «легкие планеты». Различные источники применяют данное выражение по отношению к отдельным природным зонам Земли. -Как вы думаете, какие природные зоны, которые выделяют наибольшее количество кислорода, могли бы претендовать на такое звание? Давайте определим эти природные зоны по карте. | Учащиеся называют все лесные зоны. |
Применение знаний. | | Личностные: устойчивый познавательный интерес. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Метапредметные: Познавательные: умение определять природные зоны по их признакам, характеризовать природные зоны. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в паре. | Нам с вами, заслушивая сообщения экспедиционных групп, нужно будет заполнить таблицу и определить какая природная зона Евразии действительно является «легкими планеты Земля». - Давайте определим, какие две природные зоны мы можем с вами выбрать из перечисленных для дальнейшей работы? «Характеристика природных зон». Природная зона | Географическое положение | Климатические условия | Почвы | Растительность | Животный мир | | | | | | | | | | | | | - Итак, мы приступаем к решению поставленной задачи и начинаем заполнять таблицу. Но у нас таблица пустая, необходимо определить, по каким параметрам мы будем характеризовать две природные зоны? Вспоминаем план описания природной зоны. Какие мы берем параметры для характеристики? - Предоставляем слово участникам экспедиции: Зона арктических пустынь. Зона тундры Тайга. (сообщение учащихся) Влажные экваториальные леса.(сообщение учащихся) Опросить учащихся, как они заполнили таблицы. - Каково же значение указанных природных зон? - Какая из этих природных зон действительно является «легкими планеты»? | Отвечают на вопрос: из 6 перечисленных зон 2: зона влажных экваториальных лесов и зона тайги, т.к. они самые обширные по занимаемой площади. План характеристики природной зоны: Климатический пояс и климатические условия. Почвы. Растительный и животный мир. Общие выводы Слушают и заполняют таблицу Зону тундры заполняют самостоятельно работая с катами атласа Сообщения учащихся. Остальные учащиеся заполняют таблицы. Учащиеся делают выводы, что назвать «легкими планеты» можно тайгу, т.к. тайга является поставщиком кислорода в атмосферу Земли, а во влажных лесах очень большая влажность, поэтому кислород большей частью используется на окисление органических веществ (опад листвы быстро перегнивает). |
Закрепление | | Личностные: устойчивый познавательный интерес. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Метапредметные: Познавательные: умение определять природные зоны по их признакам, характеризовать природные зоны. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные:; умение работать индивидуально. | Установите соответствие: Выполнить тест: определить соответствие: а) Арктические пустыни; б) Тундра; в) Тайга; г) Широколиственные леса; д) Степи; е) Пустыни и полупустыни. 1. Занимает самую большую область в Евразии. 2. Зона состоит из хвойных лесов. 3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук. 4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички. 5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки. 6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение – саксаул. 7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи. | Выполняют задание в тетрадях Самопроверка и самооценка Ответ: а – 2; б – 4; в –1, 7; г – 3; д –5; е – 6. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | 7 мин | Личностные: -самоопределение, самосознание. Предметные:использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной деятельности Метапредметные: Регулятивные: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать результаты действий на уроке; -осуществлять самоконтроль; Познавательные: -определение основной и второстепенной информации -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества. | - Что мы сегодня узнали за урок? - Чему мы научились? Молодцы! Все сегодня работали хорошо! - Выставление оценок за урок. | Учащиеся отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. Обмениваются мнениями. |
Д/з | | | П.52 -. Вы не успеваете вернуться из экспедиции к началу занятий в школе. Вам необходимо предупредить учителя географии о своей задержке в саваннах полуострова Индостан. Позвонить вы не можете. Средств хватает на телеграмму из 10 слов. Не указывая названия своего местонахождения составьте текст телеграммы, из которой учитель понял бы, где вы находитесь.- Доделать таблицу, охарактеризовав остальные природные зоны с помощью карт атласа и текста учебника. | Записывают д/з в дневник. |
Приложение.
Приложение №1.
Тест «Внутренние воды Евразии».
1. Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?
А) Ганг, Амур, Дунай.
Б) Янцзы, Хуанхэ, Волга.
В) Лена, Енисей, Амур.
Г) Хуанхэ, Янцзы, Амур.
2. Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?
А) Амур, Ганг.
Б) Ганг, Инд.
В) Хуанхэ, Янцзы.
Г) Янцзы, Дунай.
3. Выберите правильное утверждение
А) Самая крупная река бассейна внутреннего стока – Волга.
Б) Амударья имеет преимущественно дождевое питание.
В) На реках с муссонным режимом половодье весной.
Г) Волга летом значительно мелеет.
4. Какие реки имеют ледниковое питание?
А) Амударья и Сырдарья.
Б) Волга, Лена, Амударья.
В) Волга, Амударья, Сырдарья.
Г) Енисей и Сена.
5. Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?
А) Амударья, Амур, Сырдарья.
Б) Волга, Лена, Амударья.
В) Волга, Амударья, Сырдарья.
Г) Енисей, Лена, Амур.
6. Какие реки замерзают зимой и имеют весеннее половодье?
А) Амур и Амударья.
Б) Волга и Сена.
В) Лена и Амур.
Г) Лена и Енисей.
7. В каком озере есть и пресная, и соленая вода?
А) в Байкале.
Б) в Балхаше.
В) в Аральском
Г) в Каспийском
8. Какие из этих рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана?
А) Амур.
Б) Волга.
В) Енисей.
Г) Инд.
9. Укажите самое глубокое озеро Мира.
10. Укажите самое большое озеро Мира.
Приложение №2.
«Мозговой штурм».
1. Что такое природный комплекс?
( ПК – это территория, обладающая определенным единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия ГП)
2. Что называю природной зоной?
( Это крупный ПК, образование которого обусловлено соотношением тепла и влаги).
3. Дайте определение понятию «широтная зональность» ( смена природных зон от экватора к полюсам).
4. Что такое высотная поясность? (смена природных зон в горах).
Приложение №3.
«Характеристика природных зон».
Природная зона | Географическое положение | Климатические условия | Почвы | Растительность | Животный мир |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение №4. Сообщение на тему «Влажные экваториальные леса» (презентация).
Приложение №5. Сообщение на тему «Тайга» (презентация)
Задания для закрепления.
1.Отнести животных и растения в соответствующую природную зону.
2.Расположить природные зоны с севера на юг.
3.Решить кроссворд
Используемая литература.
1. Учебник География материков и океанов. 7 кл./ В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – М.:Дрофа.
2. Типы уроков по ФГОС
5