СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Природные ресурсы и экономическое развитие"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Практическая работа по теме «Оценка природно-ресурсного капитала (одной из стран (по выбору)) по источникам географической информации.

Оборудование: карты, схемы, таблицы, диаграммы, учебник, атлас.

Презентация по теме.

Просмотр содержимого документа
«"Природные ресурсы и экономическое развитие"»

«География 10 класс» конспект урока.

Тема: «Природные ресурсы и экономическое развитие»

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Форма контроля: выполнение тестов, заданий устно в ходе урока.

Оборудование:

Учебники, карты атласа, рабочие листы для выполнения практической работы, калькуляторы, компьютер, мультимедийный проектор.

Методы обучения:

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Цели:

Сформировать представление природных ресурсах, их классификации; дать понятие «ресурсообеспеченность»; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми (как одним из видов природных ресурсов); развивать умения и навыки работы с картами и текстом.

Задачи:

Образовательные:

Дать понятия о природных ресурсах, их классификации, полезных ископаемых, сформировать понятие о ресурсообеспеченности.

Развивающие:

Выполнить практическую работу «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран». Дав возможность учащимся вычислить ресурсообеспеченность и сделать выводы о связи ресурсообеспеченности горючими полезными ископаемыми и развитием экономики в этих странах.

Воспитательные:

Выявить связь добычи и использования минеральных ресурсов с экологической проблемой. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, как богатству Земли.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей естественнонаучного знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими навыками работы с учебником и статистическими материалами.

Предметные: знать определения урока.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством преподавателя, оценивать работу одногруппников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: извлекать информацию из источников (учебника, стат. данных, карт атласа), анализировать полученные данные, перерабатывать их для получения необходимого результата, делать выводы из полученного.

Коммуникативные: умение общаться, взаимодействовать друг с другом.

1. Орг.момент

- Здравствуйте ребята! Рада вас всех видеть! К уроку готовы? Тогда приступим.


- Прочтите высказывание одного из наших современников:

«Все современные военные конфликты в мире не более чем маскировка более масштабных военных действий, в которых участвует весь мир»


-Как вы думаете о каких масштабных военных действиях, в которых участвуют все без исключения страны мира, хотел сказать автор?

( о борьбе за ресурсы)


- А что такое природные ресурсы в нашем сегодняшнем понимании?

Откройте ст.р 14 учебника ( природные ресурсы – это тела и силы природы, которые используются как средства труда, источники энергии, сырья, предметов потребления, места отдыха)


-Приведите примеры ресурсов. Ответы:(минеральные, лесные, водные, земельные, биологические, ресурсы Мирового океана, космические и т.д)

Слайд№1

-Это и будет темой нашего урока. (перевернуть лист на доске)


-Из названия темы возникает проблемный вопрос:

-Зависит ли благосостояние государства от обеспеченности природными ресурсами на современном этапе, приведите примеры?

Высказывают свое мнение, анализируют, делают вывод: на современном этапе – НЕТ!

Слайд№2: План урока

-Исходя из плана, сформулируйте задачи нашего урока.??? Ответы уч-ся

Слайд№3

  1. Определить понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»

  2. Выяснить закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

  3. Рассчитать и оценить обеспеченность регионов и отдельных стран мира минеральными (топливными) ресурсами

  4. По результатам проделанной работы сделать выводы и предложить пути решения проблемы.


-Давайте вспомним, на какие группы можно разделить все ресурсы мира?

-Предлагаю поработать в мини группах: (Время на работу 1,5 минуты)

Задания для групп.

  1. Прикрепить на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к возобновимым.

  2. Прикрепить на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к невозобновимым

  3. Прикрепить на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к неисчерпаемым.

( В конвертах у всех групп одинаковые наборы ресурсов: лес, почва, флора, фауна, нефть, газ, уголь, железная руда, энергия солнца, приливы и отливы, энергия океана, энергия ветра)

Результаты на доске

возобновимые

невозобновимые

неисчерпаемые

Лес

Флора

Фауна

почва

Нефть

Газ

Уголь

Железные руды


Энергия солнца

Приливы и отливы

Энергия океана

Энергия ветра

-Данная классификация по исчерпаемости, есть и другие признаки деления пр.ресурсов на группы по происхождению, по применению,

Слайд№4-5 о которых мы будем говорить на следующих уроках.


-Ребята, а вы знаете какая Главная проблема человечества: невозможность удовлетворить безграничные человеческие потребности за счет ограниченных ресурсов.


-Вернемся к Слайду№1(6).

Посмотрите и скажите: Какие виды ресурсов на сегодняшний день самые востребованные? (минеральные)


-А это какие конкретно виды сырья? (Нефть, уголь, газ, железная руда)


- Хотите узнать как долго еще человечество сможет использовать это сырье? (да).

-Тогда обратимся к одному географическому термину ( учебник стр…16)

Ресурсообеспеченность соотношение между величиной пр.ресурсов и размерами их использования. Выражается в кол-ве лет, на которое хватит данного ресурса, или его запасами на душу населения.

Слайд №7

-Если природные ресурсы – это богатство, то его нужно уметь измерять, так как степень обеспеченности ресурсами во многом определяет направление развития экономики стран и регионов мира.

-Для того, чтобы наглядно представить себе, что такое ресурсообеспеченность, выполним практическую работу.

( Раздать листы с ПР.Р.) 3-5минут


-А чтобы выполнить работу правильно, изучите рубрику ШАГ ЗА ШАГОМ на стр 17, и используя формулы и стат данные, определите ресурсообеспеченность некоторых стран отдельными видами минеральных ресурсов. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности представленных стран.

(повесить карту мин ресурсов на доску)

Выводы по работе:

Из тех стран, которые вы сегодня рассматривали с точки зрения ресурсообеспеченности, какие оказались в наилучшем положении? Почему? (много ресурсов, которых хватит на много лет).


-Мы оценили ресурсообеспеченность только некоторых стран мира и только по некоторым показателям. Но этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что все страны мира находятся в разных условиях. А потребности у человека, в какой стране бы он не жил практически одинаковы. Как быть в такой ситуации?

Ответы:( купить, найти новые месторождения, найти альтернативы этому виду сырья, экономить, отобрать)


-Обратите внимание на карту мин ресурсов мира

-Топливные полезные ископаемые размещены неравномерно. Размещение зависит от строения земной коры, чаще всего они приурочены к осадочному чехлу древних платформ.

-Ресурсообеспеченность стран из расчета, на сколько лет должно хватить данного природного ресурса зависит от наличия запасов толивных - природных ресурсов и их потребления.
Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают достаточными топливно -энергетическими природными ресурсами:


Давайте попробуем показать эти страны на карте

«Гонка за лидером»

К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика.

Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры страны, представленные в практической работе.

(страны богатые природными ресурсами – Бразилия, Канада, Россия, США, Индия, Австралия, ЮАР, Казахстан), которые не должны повторяться.

Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.

Работа с атласом (карты учебника)

- приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития.

(Япония, Италия, Швейцария, Норвегия, Исландия, Саудовская Аравия)

- Россия богата природными ресурсами, которые активно добываются.

Стоит ли России еще активнее заняться добычей и экспортом ресурсов, накапливая богатства?

- Согласны ли вы со словами великого русского ученого Д. И. Менделеева: «Откуда происходит наша бедность - это совершенно ясно: от занятий преиму­щественно первичными промыслами». 

Аргументируйте свой ответ.

Слайд№8 с задачами, поставленными в начале урока справились?(да)

«Поделитесь мнением»:

- Что понравилось?

- Что вызвало интерес?

- Какие трудности возникли?

-Все ли удалось?

-оцените свою работу на уроке (оценивают, анализируя свою работу на уроке)

Д\З

- п.3-4, по желанию сообщение «Альтернативные источники энергии»;

- подготовить презентацию о природных ресурсах страны (по выбору).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!