«География 10 класс» конспект урока.
Тема: «Природные ресурсы и экономическое развитие»
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.
Форма контроля: выполнение тестов, заданий устно в ходе урока.
Оборудование:
Учебники, карты атласа, рабочие листы для выполнения практической работы, калькуляторы, компьютер, мультимедийный проектор.
Методы обучения:
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Цели:
Сформировать представление природных ресурсах, их классификации; дать понятие «ресурсообеспеченность»; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран полезными ископаемыми (как одним из видов природных ресурсов); развивать умения и навыки работы с картами и текстом.
Задачи:
Образовательные:
Дать понятия о природных ресурсах, их классификации, полезных ископаемых, сформировать понятие о ресурсообеспеченности.
Развивающие:
Выполнить практическую работу «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран». Дав возможность учащимся вычислить ресурсообеспеченность и сделать выводы о связи ресурсообеспеченности горючими полезными ископаемыми и развитием экономики в этих странах.
Воспитательные:
Выявить связь добычи и использования минеральных ресурсов с экологической проблемой. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, как богатству Земли.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей естественнонаучного знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими навыками работы с учебником и статистическими материалами.
Предметные: знать определения урока.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством преподавателя, оценивать работу одногруппников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: извлекать информацию из источников (учебника, стат. данных, карт атласа), анализировать полученные данные, перерабатывать их для получения необходимого результата, делать выводы из полученного.
Коммуникативные: умение общаться, взаимодействовать друг с другом.
1. Орг.момент
- Здравствуйте ребята! Рада вас всех видеть! К уроку готовы? Тогда приступим.
- Прочтите высказывание одного из наших современников:
«Все современные военные конфликты в мире не более чем маскировка более масштабных военных действий, в которых участвует весь мир»
-Как вы думаете о каких масштабных военных действиях, в которых участвуют все без исключения страны мира, хотел сказать автор?
( о борьбе за ресурсы)
- А что такое природные ресурсы в нашем сегодняшнем понимании?
Откройте ст.р 14 учебника ( природные ресурсы – это тела и силы природы, которые используются как средства труда, источники энергии, сырья, предметов потребления, места отдыха)
-Приведите примеры ресурсов. Ответы:(минеральные, лесные, водные, земельные, биологические, ресурсы Мирового океана, космические и т.д)
Слайд№1
-Это и будет темой нашего урока. (перевернуть лист на доске)
-Из названия темы возникает проблемный вопрос:
-Зависит ли благосостояние государства от обеспеченности природными ресурсами на современном этапе, приведите примеры?
Высказывают свое мнение, анализируют, делают вывод: на современном этапе – НЕТ!
Слайд№2: План урока
-Исходя из плана, сформулируйте задачи нашего урока.??? Ответы уч-ся
Слайд№3
Определить понятия «Природные ресурсы» и «Ресурсообеспеченность»
Выяснить закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Рассчитать и оценить обеспеченность регионов и отдельных стран мира минеральными (топливными) ресурсами
По результатам проделанной работы сделать выводы и предложить пути решения проблемы.
-Давайте вспомним, на какие группы можно разделить все ресурсы мира?
-Предлагаю поработать в мини группах: (Время на работу 1,5 минуты)
Задания для групп.
Прикрепить на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к возобновимым.
Прикрепить на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к невозобновимым
Прикрепить на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к неисчерпаемым.
( В конвертах у всех групп одинаковые наборы ресурсов: лес, почва, флора, фауна, нефть, газ, уголь, железная руда, энергия солнца, приливы и отливы, энергия океана, энергия ветра)
Результаты на доске
возобновимые | невозобновимые | неисчерпаемые |
Лес Флора Фауна почва | Нефть Газ Уголь Железные руды | Энергия солнца Приливы и отливы Энергия океана Энергия ветра |
-Данная классификация по исчерпаемости, есть и другие признаки деления пр.ресурсов на группы по происхождению, по применению,
Слайд№4-5 о которых мы будем говорить на следующих уроках.
-Ребята, а вы знаете какая Главная проблема человечества: невозможность удовлетворить безграничные человеческие потребности за счет ограниченных ресурсов.
-Вернемся к Слайду№1(6).
Посмотрите и скажите: Какие виды ресурсов на сегодняшний день самые востребованные? – (минеральные)
-А это какие конкретно виды сырья? (Нефть, уголь, газ, железная руда)
- Хотите узнать как долго еще человечество сможет использовать это сырье? (да).
-Тогда обратимся к одному географическому термину ( учебник стр…16)
Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной пр.ресурсов и размерами их использования. Выражается в кол-ве лет, на которое хватит данного ресурса, или его запасами на душу населения.
Слайд №7
-Если природные ресурсы – это богатство, то его нужно уметь измерять, так как степень обеспеченности ресурсами во многом определяет направление развития экономики стран и регионов мира.
-Для того, чтобы наглядно представить себе, что такое ресурсообеспеченность, выполним практическую работу.
( Раздать листы с ПР.Р.) 3-5минут
-А чтобы выполнить работу правильно, изучите рубрику ШАГ ЗА ШАГОМ на стр 17, и используя формулы и стат данные, определите ресурсообеспеченность некоторых стран отдельными видами минеральных ресурсов. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности представленных стран.
(повесить карту мин ресурсов на доску)
Выводы по работе:
Из тех стран, которые вы сегодня рассматривали с точки зрения ресурсообеспеченности, какие оказались в наилучшем положении? Почему? (много ресурсов, которых хватит на много лет).
-Мы оценили ресурсообеспеченность только некоторых стран мира и только по некоторым показателям. Но этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что все страны мира находятся в разных условиях. А потребности у человека, в какой стране бы он не жил практически одинаковы. Как быть в такой ситуации?
Ответы:( купить, найти новые месторождения, найти альтернативы этому виду сырья, экономить, отобрать)
-Обратите внимание на карту мин ресурсов мира
-Топливные полезные ископаемые размещены неравномерно. Размещение зависит от строения земной коры, чаще всего они приурочены к осадочному чехлу древних платформ.
-Ресурсообеспеченность стран из расчета, на сколько лет должно хватить данного природного ресурса зависит от наличия запасов толивных - природных ресурсов и их потребления.
Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают достаточными топливно -энергетическими природными ресурсами:
Давайте попробуем показать эти страны на карте
«Гонка за лидером»
К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика.
Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры страны, представленные в практической работе.
(страны богатые природными ресурсами – Бразилия, Канада, Россия, США, Индия, Австралия, ЮАР, Казахстан), которые не должны повторяться.
Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.
Работа с атласом (карты учебника)
- приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития.
(Япония, Италия, Швейцария, Норвегия, Исландия, Саудовская Аравия)
- Россия богата природными ресурсами, которые активно добываются.
Стоит ли России еще активнее заняться добычей и экспортом ресурсов, накапливая богатства?
- Согласны ли вы со словами великого русского ученого Д. И. Менделеева: «Откуда происходит наша бедность - это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами».
Аргументируйте свой ответ.
Слайд№8 с задачами, поставленными в начале урока справились?(да)
«Поделитесь мнением»:
- Что понравилось?
- Что вызвало интерес?
- Какие трудности возникли?
-Все ли удалось?
-оцените свою работу на уроке (оценивают, анализируя свою работу на уроке)
Д\З
- п.3-4, по желанию сообщение «Альтернативные источники энергии»;
- подготовить презентацию о природных ресурсах страны (по выбору).