СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природно-территориальные комплексы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Природно-территориальные комплексы»

5

План-конспект урока географии

Класс 6

Тема урока «Природно-территориальные комплексы (ПТК)»

Цель:

  • сформировать понятия «природно-территориальный комплекс», «ландшафт», знания о факторах образования и классификацию ландшафтов; обобщить и систематизировать знания о взаимосвязи природных компонентов на примере изучения природно-территориальных комплексов Луганщины;

  • развивать логическое мышление, память; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • воспитывать чувство любви к Родине, бережного отношения к природе.

Оборудование: атлас, географический словарь.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Форма урока: стандартная.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (1 – 2 мин)

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности. (2 – 3 мин)

Тема нашего сегодняшнего урока – «Ландшафты. Природно-территориальные комплексы (ПТК)». Мы с вами познакомимся с такими понятием как «ландшафт», факторами образования и классификацией ландшафтов; обобщим и систематизируем знания о взаимосвязи природных компонентов на примере изучения природно-территориальных комплексов Луганщины.

Познакомившись с разными компонентами природы, вы смогли убедиться в том, что каждый из них изменяется в пространстве и во времени (температура, осадки, почвы, рельеф и т.д.). Но всегда и везде природные компоненты находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны между собой. В результате такого взаимодействия образуются ПТК.

Почему комплексы? Комплекс – это сочетание компонентов.

Почему природные? Природные потому что все компоненты – это части природы.

Почему территориальные? Территориальные потому, что сформировались и существуют на определенной территории.

Послушайте стихотворение нашего земляка Степана Бугоркова. Какие ПТК упомянуты в нем?

Придонцовье. Степи да курганы,

Тополя в седеющей пыли...

В тишине на ясной зорьке рано

Гул комбайнов слышится вдали.

Дедовской тропинкой от станицы,

Сквозь прохладу августовских рос

Проходить среди густой пшеницы

Каждому, наверно, довелось.

Поле, поле, политое потом,

Шум колосьев, жаркая страда...

Земледелец все свои заботы

С милым полем связывал всегда.

Вот оно от края до края,

Золотом звенит степной прибой.

День и ночь гремит, не умолкая,

Гул по бедной схватки трудовой.

Степан Бугорков

  1. Изучение нового материала (восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений объектов изучения) (15 – 20 мин)

Природно-территориальные комплексы (ПТК)

Компоненты природы – рельеф, горные породы, климат, воды, растительный и животный мир, почвы – образуют единую целостную систему, все элементы которой существуют не изолированно один от другого, а взаимосвязаны. Так, характер рельефа конкретной территории обусловлен ее геологическим строением и климатическими особенностями; климат в основном зависит от количества поступающего тепла и влаги.

Работа со словарем. Совокупность компонентов природы земной поверхности образует разные по размеру и сочетанию компонентов природно-территориальные комплексы (ПТК).

Роль отдельных компонентов в формировании природных комплексов неодинакова. Ведущими компонентами являются горные породы, влага, воздух. Эти компоненты определяют рельеф и климат, которые, в свою очередь, оказывают решающее влияние на почвы, растительность и животный мир, в то время как обратное влияние (скажем, почв или растительности на климат, или рельеф) выражено существенно слабее.

Работа в тетради. Зарисуем схему «Взаимосвязи в природном комплексе»

Составные части природных комплексов связаны друг с другом настолько сильно, что изменение одного приводит к изменению других.

Важным свойством ПТК является дифференциация (структурность) – любая территория поверхности Земли отличается от другой по характеру рельефа, растительному миру, почвам.

Различают ПТК по охвату территории:

1) ПТК планетарного масштаба (планета Земля в виде географической оболочки);

2) ПТК регионального масштаба (геокомплексы материков и океанов, равнин, гор);

3) ПТК локального масштаба (склон оврага, долина реки и т. д.).

Ландшафты и их классификация

Работа со словарем. Изучением природных комплексов непосредственно занимается одна из ветвей географической науки – ландшафтоведение. В переводе с немецкого языка «ландшафт» означает «пейзаж», «местность». В географической науке термин «ландшафт» традиционно употребляется в качестве синонима понятия «природный комплекс».

Каждый участок Земли подвергается различному влиянию природных компонентов – факторов ландшафтообразования. Закономерное сочетание природных компонентов делает каждый ландшафт неповторимым. Количество и разнообразие природных комплексов Земли очень велико: материки и океаны, горные массивы, леса и степи, пустыни, болота и луга и т.д.

Каждый ландшафт имеет свои особенности, поэтому он неповторимый. Близкие по происхождению, природными условиями и внешним видом ландшафты можно считать типичными или ландшафтами-аналогами. Поэтому и возникла потребность их упорядочить, определенным образом систематизировать (классифицировать), чтобы быстро их распознавать и наносить на карту.

Работа в тетради. Составьте схему «Классификация ландшафтов»

Ландшафты делятся на:

• классы: (подклассы) по преобладающей форме рельефа:

классы – равнинные и горные и подклассы – среди равнинных различают низменные и возвышенные, среди горных – предгорные, низкогорные, среднегорные и межгорные-котловинные;

• типы (подтипы) на основании изменений показателей обеспечения теплом и влагой, что обусловливает различия почвенно-растительного покрова:

типы: равнинные – широколиственные, лесостепные, степные (среди степных различают подтипы: северо-, средне- и южно-степные) и т.д. и горные (в зависимости от высотных поясов);

• виды (подвиды). Виды ландшафтов – это низшая классификационная единица, объединяющая ландшафты, наиболее близкие по генезису, структуре и морфологии, с одним генетическим типом рельефа и однородными антропогеновыми отложениями, обусловливающими изменения почвенно-растительного покрова.

В каждом природном комплексе выделяют ландшафты меньшего размера, более низкого порядка. Наименьшие по размерам природные комплексы (местности, урочища, фации) занимают ограниченные территории. Это холмистые гряды, отдельные холмы, их склоны; или низменная долина реки и её отдельные участки: русло, пойма, надпойменные террасы. Интересно, что чем меньше по размерам природный комплекс, тем однороднее его природные условия. Например, река Лугань – это природный комплекс. Река имеет террасу, берега, пойму, русло – это разные природные комплексы.

Работа со словарем. Фация – самый маленький ПТК, образующийся в пределах одного элемента рельефа, например, на дне оврага, склоне балки, вершине холма, вдоль русла реки. Фация имеет наиболее однородные природные условия. Взаимосвязана группа фаций образует урочище – ПТК, формирующийся в пределах одной небольшой формы рельефа (оврага, балки, отдельного холма, днища малой речной долины). Пространственное же сочетание одинаковых по происхождению урочищ, которые сформировались на достаточно большой форме рельефа, образует местность. Местностями, например, могут быть пойма реки, плоское междуречье, холмистая гряда или скалистое высокогорья.

  1. Закрепление изученного материала (8 – 10 мин)

Беседа

  1. Используя полученные знания, приведите примеры, доказывающие следующие положения:

  • изменение одного из компонентов природы приводит к изменению других;

  • природные комплексы изменяются не только в пространстве, но и во времени.

  1. Назовите основные виды ландшафтов.

  2. Некоторые исследователи называют антропогенные ландшафты природно-антропогенными, имея в виду, что данные ландшафты хотя и созданы человеком, но тем не менее подчиняются в своем развитии законам природы. Какой из терминов, по вашему мнению, предпочтительнее? Обоснуйте собственную точку зрения.

  3. Какие из ландшафтов представлены в вашей местности, какие из них являются преобладающими?

  4. Опишите любой из видов ПТК, который вы наблюдали. Выразите свои чувства от общения с природой.

  5. Справедливо ли считать природную зону природным территориальным комплексом? Обоснуйте собственную точку зрения.

Решение задачи

Муравьиная семья в течение дня уничтожает 1 кг вредных насекомых, благодаря чему защищает лес площадью 0,25 га. Какое количество вредных насекомых уничтожают муравьиные семьи, чтобы защитить 4 га леса в течение 10 дней? (16 кг в день; 160 кг в течении 10 дней).

  1. Обобщение и систематизация знаний (3 – 5 мин)

Пользуясь дополнительными источниками информациями (Атлас Луганщины), дайте характеристику виду ландшафтов Луганщины (Заполните таблицу).

Ландшафты Луганщины

Виды

ландшафтов

ГП

Геологическое строение

Рельеф

Климатические условия

Почвенный покров

Растительный мир

Сватовский







Старобель-ский







Меловской







Бахмутско-Торецкий







Кременской







Луганский







Северодонецкий







Южнодонецкий







Приазовский







Центрально-донецкий









  1. Итог урока (1 – 3 мин)

Оценка урока

Микрофон: Закончите фразу «Сегодня на уроке я узнал … »

Выставление оценок учащимся за урок.

  1. Домашнее задание (1 – 2 мин)

  • Выучить определения в словаре, проработать схемы в тетради.

  • Заполнить таблицу «Ландшафты Луганщины» для оставшихся видов по образцу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!