СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа как средство экологического образования и основа развития элементов экологического сознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа как средство экологического образования и основа развития элементов экологического сознания. 

Просмотр содержимого документа
«Природа как средство экологического образования и основа развития элементов экологического сознания»

Природа как средство экологического образования и основа развития элементов экологического сознания Выполнила:  Абдуллина И.В.

Природа как средство экологического образования и основа развития элементов экологического сознания

Выполнила:

Абдуллина И.В.

Общие закономерности природы: Природа тщательно приспосабливается к удобному времени. Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке. Всякое свое действие природа начинает изнутри. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.

Общие закономерности природы:

  • Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.
  • Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.
  • Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.
  • Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.
  • Всякое свое действие природа начинает изнутри.
  • Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.
  • Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.
  • Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца.
  • Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.
Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе формирование образа мира - представлений о мире, своем месте в нем, раскрытии значимости для человечества по­знания объектов и явлений природы Научно- познавательный аспект

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе

формирование образа мира - представлений о мире, своем месте в нем, раскрытии значимости для человечества по­знания объектов и явлений природы

Научно- познавательный аспект

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе Экономический аспект связан с хозяйственной ценно­стью объектов природы, использованием природных богатств, в качестве источника материальной культуры

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе

Экономический аспект

связан с хозяйственной ценно­стью объектов природы, использованием природных богатств, в качестве источника материальной культуры

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе Эстетический аспект направлен на удовлетворение эсте­тических потребностей человека

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе

Эстетический аспект

направлен на удовлетворение эсте­тических потребностей человека

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе Нравственно-этический аспект связан с развитием морали и выработкой индивидуальных моральных позиций и привычек

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе

Нравственно-этический аспект

связан с развитием морали и выработкой индивидуальных моральных позиций и привычек

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе Оздоровительно-гигиенический аспект направлен на выявлении роли природы в сохранении физического и психического здоровья

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе

Оздоровительно-гигиенический аспект

направлен на выявлении роли природы в сохранении физического и психического здоровья

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе Социально-педагогический (воспитательный) аспект связан со значением природы в воспитании, социализации ребенка

Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе

Социально-педагогический (воспитательный) аспект

связан со значением природы в воспитании, социализации ребенка

Задачи экологического образования Развитие у детей элементов экологического сознания Развитие у детей навыков экологически ориентиро­ванной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе. Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения. Развитие осознанного отношения к природе.

Задачи экологического образования

  • Развитие у детей элементов экологического сознания
  • Развитие у детей навыков экологически ориентиро­ванной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.
  • Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения.
  • Развитие осознанного отношения к природе.
Технология формирования понятий, этапы, дидактические задачи и условия их реализации на каждом этапе Восприятие природы Задача - организовать наблюде­ние объектов или явлений природы с участием всех органов чувств. Условия: предварительное наблюдение в природе; чет­кая постановка цели наблюдения; эмоциональная насыщенность материала; применение наглядности - натуральных объектов или их изображений, эксперимента, моделирования, экранных пособий; точное образное слово педагога; вопросы, задания и упражнения, направленные на уточнение восприятия; повыше­ние активности детей (визуализация, имитация и др.); опора на имеющиеся знания и жизненный опыт.

Технология формирования понятий, этапы, дидактические задачи и условия их реализации на каждом этапе

Восприятие природы

Задача - организовать наблюде­ние объектов или явлений природы с участием всех органов чувств.

Условия: предварительное наблюдение в природе; чет­кая постановка цели наблюдения; эмоциональная насыщенность материала; применение наглядности - натуральных объектов или их изображений, эксперимента, моделирования, экранных пособий; точное образное слово педагога; вопросы, задания и упражнения, направленные на уточнение восприятия; повыше­ние активности детей (визуализация, имитация и др.); опора на имеющиеся знания и жизненный опыт.

      Ценностные аспекты в формировании образа мира и понимании дошкольниками взаимосвязи между человеком и при­родой: природа жизнь мир человек Родина культура

Ценностные аспекты в формировании образа мира и понимании дошкольниками взаимосвязи между человеком и при­родой:

природа

жизнь

мир

человек

Родина

культура

Программа экологического воспитания и развития  Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» Нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

Программа экологического воспитания и развития Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»

Нацелена на воспитание гуманной,

социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет,

с целостным взглядом на природу,

с пониманием места человека в ней.

Вни­мание уделяется формированию ценностных ориентации, вос­приятию себя как части природы, осознанию взаимосвязи чело­века и природы; открытию ценности общении с природой. Существенное место в программе занимают художественно-эстетические виды деятельности: рисование, леп­ка, конструирование и др. При­оритет отдается совместной практической деятельности воспи­тателя и детей.

Вни­мание уделяется формированию ценностных ориентации, вос­приятию себя как части природы, осознанию взаимосвязи чело­века и природы; открытию ценности общении с природой.

Существенное место в программе занимают художественно-эстетические виды деятельности: рисование, леп­ка, конструирование и др.

При­оритет отдается совместной практической деятельности воспи­тателя и детей.

Комплекс задач в области эко­логического обучения, воспитания и развития ребенка: формирование системы элементарных научных эко­логических знаний; развитие познавательного интереса; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения; формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентации; освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к окру­жающей среде.

Комплекс задач в области эко­логического обучения, воспитания и развития ребенка:

  • формирование системы элементарных научных эко­логических знаний;
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения;
  • формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентации;
  • освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
  • формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к окру­жающей среде.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников (по Рыжовой Н.А.): Конструктивизм - экологическое образование базиру­ется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации. Целостность отражает целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром при­роды.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников (по Рыжовой Н.А.):

Конструктивизм - экологическое образование базиру­ется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации.

Целостность отражает целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром при­роды.

Блоки программы «Вода» Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответст­венного отношения к природе. «Воздух» «Я и природа» «Растения» «Животные»

Блоки программы

«Вода»

Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответст­венного отношения к природе.

«Воздух»

«Я и природа»

«Растения»

«Животные»

Экологическое образование дошкольников (по Рыжовой Н.А.) Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Следовательно, первой ступенью экологического образования выступает экологическое сознание .

Экологическое образование дошкольников

(по Рыжовой Н.А.)

Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Следовательно, первой ступенью экологического образования выступает экологическое сознание .

Формы организации деятельности детей  при ознакомлении с природой Занятия Экскурсии Работа на земельном участке Прогулки Работа в уголке природы

Формы организации деятельности детей при ознакомлении с природой

Занятия

Экскурсии

Работа на земельном участке

Прогулки

Работа в уголке природы

Наглядные методы Наблюдение Рассматривание картин Учебный экран

Наглядные методы

Наблюдение

Рассматривание картин

Учебный экран

Практические методы Дидактические игры Настольно-печатные игры Словесные игры Подвижные игры Труд в природе Опытно-экспериментальная работа Элементарные опыты

Практические методы

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Подвижные игры

Труд в природе

Опытно-экспериментальная работа

Элементарные опыты

Словесные методы Рассказ воспитателя Беседа Чтение художественной литературы Экологические сказки

Словесные методы

Рассказ воспитателя

Беседа

Чтение художественной литературы

Экологические сказки

Результат экологического воспитания экологическая культура личности Составные экологической культуры личности дошкольника  формирование экологического сознания и мышления  Знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).  Формирование экологической культуры, которое осуществляется посредством экологического воспитания и образования в единстве и непрерывно на всем протяжении педагогического процесса. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование

Результат экологического воспитания

экологическая культура личности

Составные экологической

культуры личности дошкольника

формирование экологического сознания и мышления

Знания о природе и их экологическая направленность,

умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Формирование экологической культуры, которое осуществляется посредством экологического воспитания и образования в единстве и непрерывно на всем протяжении педагогического процесса.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!