Природа как средство экологического образования и основа развития элементов экологического сознания
Выполнила:
Абдуллина И.В.
Общие закономерности природы:
- Природа тщательно приспосабливается к удобному времени.
- Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму.
- Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.
- Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.
- Всякое свое действие природа начинает изнутри.
- Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.
- Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.
- Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет начатое до конца.
- Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.
Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе
формирование образа мира - представлений о мире, своем месте в нем, раскрытии значимости для человечества познания объектов и явлений природы
Научно- познавательный аспект
Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе
Экономический аспект
связан с хозяйственной ценностью объектов природы, использованием природных богатств, в качестве источника материальной культуры
Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе
Эстетический аспект
направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека
Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе
Нравственно-этический аспект
связан с развитием морали и выработкой индивидуальных моральных позиций и привычек
Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе
Оздоровительно-гигиенический аспект
направлен на выявлении роли природы в сохранении физического и психического здоровья
Аспекты ценностных ориентаций по отношению к природе
Социально-педагогический (воспитательный) аспект
связан со значением природы в воспитании, социализации ребенка
Задачи экологического образования
- Развитие у детей элементов экологического сознания
- Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе.
- Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения.
- Развитие осознанного отношения к природе.
Технология формирования понятий, этапы, дидактические задачи и условия их реализации на каждом этапе
Восприятие природы
Задача - организовать наблюдение объектов или явлений природы с участием всех органов чувств.
Условия: предварительное наблюдение в природе; четкая постановка цели наблюдения; эмоциональная насыщенность материала; применение наглядности - натуральных объектов или их изображений, эксперимента, моделирования, экранных пособий; точное образное слово педагога; вопросы, задания и упражнения, направленные на уточнение восприятия; повышение активности детей (визуализация, имитация и др.); опора на имеющиеся знания и жизненный опыт.
Ценностные аспекты в формировании образа мира и понимании дошкольниками взаимосвязи между человеком и природой:
природа
жизнь
мир
человек
Родина
культура
Программа экологического воспитания и развития Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»
Нацелена на воспитание гуманной,
социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет,
с целостным взглядом на природу,
с пониманием места человека в ней.
Внимание уделяется формированию ценностных ориентации, восприятию себя как части природы, осознанию взаимосвязи человека и природы; открытию ценности общении с природой.
Существенное место в программе занимают художественно-эстетические виды деятельности: рисование, лепка, конструирование и др.
Приоритет отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Комплекс задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний;
- развитие познавательного интереса;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентации;
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников (по Рыжовой Н.А.):
Конструктивизм - экологическое образование базируется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации.
Целостность отражает целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы.
Блоки программы
«Вода»
Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответственного отношения к природе.
«Воздух»
«Я и природа»
«Растения»
«Животные»
Экологическое образование дошкольников
(по Рыжовой Н.А.)
Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Следовательно, первой ступенью экологического образования выступает экологическое сознание .
Формы организации деятельности детей при ознакомлении с природой
Занятия
Экскурсии
Работа на земельном участке
Прогулки
Работа в уголке природы
Наглядные методы
Наблюдение
Рассматривание картин
Учебный экран
Практические методы
Дидактические игры
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Подвижные игры
Труд в природе
Опытно-экспериментальная работа
Элементарные опыты
Словесные методы
Рассказ воспитателя
Беседа
Чтение художественной литературы
Экологические сказки
Результат экологического воспитания
экологическая культура личности
Составные экологической
культуры личности дошкольника
формирование экологического сознания и мышления
Знания о природе и их экологическая направленность,
умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Формирование экологической культуры, которое осуществляется посредством экологического воспитания и образования в единстве и непрерывно на всем протяжении педагогического процесса.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование