СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа и здоровье населения России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ориентирован на приобретение учащимися общих знаний о здоровье людей с учетом территориальной дифференциации, состояния природной среды и факторов социально-экономического развития государства. Здоровье и природа являются междисциплинарными понятиями и их можно рассматривать с точки зрения географии – науки, которая является одним из способов познания окружающего мира. Структура курса тесно связана с содержанием географии мира, России, региональной географии, биологии, химии, физики, истории Отечества, литературы и другими школьными предметами.

Просмотр содержимого документа
«Природа и здоровье населения России»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя школа №25»

г.Смоленска










Рабочая программа курса по выбору

по теме

«Природа и здоровье населения России»











Выполнила:

учитель географии

первой категории

Червякова Елена Павловна









Смоленск 2016



Пояснительная записка.

Стоит еще раз задуматься над тем, в каких меняющихся природных условиях живет современный человек. Его жизнь напрямую связана с газовым составом атмосферы, химическим составом воды, уровнем солнечной радиации, шума, магнитных колебаний и т.д. Человек вынужден приспосабливаться к новым условиям среды обитания, что приводит к возникновению неблагоприятных сдвигов здоровья. Сохранение и укрепление здоровья очень важно в условиях ухудшения состояния окружающей природной среды, быстрого роста объема информации, стремительного развития науки и техники, что требует от человека крепкого здоровья и гибкой адаптации физических и психических сил к быстро меняющимся условиям жизни.

Курс ориентирован на приобретение учащимися общих знаний о здоровье людей с учетом территориальной дифференциации, состояния природной среды и факторов социально-экономического развития государства. Здоровье и природа являются междисциплинарными понятиями и их можно рассматривать с точки зрения географии – науки, которая является одним из способов познания окружающего мира. Структура курса тесно связана с содержанием географии мира, России, региональной географии, биологии, химии, физики, истории Отечества, литературы и другими школьными предметами.

Цель данного курса – раскрытие учащимся оптимального варианта решения вопросов взаимодействия человека и природы России и отдельных ее регионов, как определяющего фактора здоровья.

Задачи курса:

- раскрыть взаимосвязь природных и социально-экономических факторов отдельных регионов России, влияющих на здоровье людей; способствовать формированию экологического сознания учащихся, переосмыслению роли человека в природе, адекватной реальным условиям и возможностям территории.

-развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале, систематизировать и обобщать имеющиеся сведения; пользоваться картами, справочниками; научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им экологические проблемы.

- воспитывать положительное отношение к природе, через самосознание важности проблемы экологии человека, сбережения и защиты его здоровья, что обеспечит готовность к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.

Актуальность данного курса заключается в том, чтобы сохранить и укрепит здоровье россиян в связи с ухудшением в последние годы уровня и качества здоровья населения России в целом и отдельных ее регионов.

Эколого-географическая направленность курса: углубление географических знаний о природном и социально-экономическом окружении, выработка практических умений работать с научной литературой, периодическими изданиями, картографическим материалом и статистическими данными и воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе.

В ходе изучения курса предусматриваются различные формы и методы проведения занятий, которые позволяют учащимся включаться в проблемно-поисковую и исследовательскую деятельность, закреплять умения и навыки при выполнении тестовых заданий, работы с картами, творчески подходить к изучаемому материалу, правильное оформление работ в виде отчетов и рефератов.

Требования к результатам усвоения материала.

Учащиеся должны знать:

- этногеографические особенности населения России в зависимости от природной среды;

- влияние природных условий территории на образ жизни людей;

- связь и зависимость состояния человека с природными и социально-экономическими факторами;

- проявление адаптации человека к природным условиям в различных географических зонах;

- лечебные и рекреационные ресурсы территории России и их география распространения, развитие туризма в России;

- знание следующих понятий: здоровье человека, медицинская география, этнос, природные условия, природные факторы, социально-экономические факторы, антропогенное загрязнение, адаптация, акклиматизация, лечебные ресурсы, рекреационные ресурсы, ландшафтотерапия, рекреационная география, экстремальные природные ресурсы, фитотерапия, экология человека.

Учащиеся должны уметь:

- оценивать природные условия территорий, влияющих на традиционный образ жизни людей;

- оценивать изменения природных условий как источника состояния здоровья населения региона и России;

- объяснять особенности проявления природных и социально-экономических факторов на территории России и их воздействие на здоровье человека;

- выявлять причинно-следственные связи между наследственностью и природной средой;

- называть основные виды лечебных и рекреационных ресурсов России;

- показывать на карте: территории размещения крупных этносов России; территорий особого проявления природных и социально-экономических факторов; благоприятные для туристско-рекреационной деятельности территории России.

























Рабочая программа курса по выбору «Природа и здоровье населения России»

9 класс, 8 часов



Введение.

Знакомство с основными экологическими и медико-географическими терминами элективного курса как научно-понятийная основа содержания. Взаимосвязь географии, экологии, медицины. Выбор тем рефератов по проблеме исследования.

Занятие 1.

Этнографические особенности населения России. Численность и география размещения крупных народов России. Регионально-национальные территории и образ жизни людей. Образ природы в культуре России.

Занятие 2.

Факторы здоровья населения России: экологические, экономические, медицинские. Состояние природных условий как важнейшего фактора здоровья. Здоровье человека – общественное и личное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья населения страны.

Занятие 3.

Природные факторы. Метеорологические факторы, влияние температуры, ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека.

Занятие 4.

Социально-экономические факторы. Человек и городская среда. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт как факторы качества окружающей среды и здоровья населения.

Темы для сообщений: «Среда жилого помещения», «Шумовой фактор города», «Вибрация в городе», «Мусор – острая проблема городов», «Проблема питьевой воды».

Занятие 5.

Наследственность и окружающая природная среда человека. География долголетия в России. Адаптация и акклиматизация.

Занятие 6.

Лечебные ресурсы. Рекреационные ресурсы. Туризм и география отдыха в России. Развитие туризма в регионе.

Занятие 7.

Взаимодействие факторов здоровья. Экология человека.

Занятие 8.

Защита рефератов по выбранным темам.





































Тематическое планирование курса по выбору «Природа и здоровье населения России»

9 класс, 8 часов

№/п

Тема занятия

1

Этнографические особенности населения России. Численность и география размещения крупных народов России. Регионально-национальные территории и образ жизни людей. Образ природы в культуре России.

2

Факторы здоровья населения России: экологические, экономические, медицинские. Состояние природных условий как важнейшего фактора здоровья. Здоровье человека – общественное и личное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья населения страны.

3

Природные факторы. Метеорологические факторы, влияние температуры, ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека.

4

Социально-экономические факторы. Человек и городская среда. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт как факторы качества окружающей среды и здоровья населения.

5

Наследственность и окружающая природная среда человека. География долголетия в России. Адаптация и акклиматизация.

6

Лечебные ресурсы. Рекреационные ресурсы. Туризм и география отдыха в России. Развитие туризма в регионе.

7

Взаимодействие факторов здоровья. Экология человека.

8

Защита рефератов по выбранным темам.











Используемая литература:

  1. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: -М.: Дрофа, 2001. – с. 384

  2. Герасименко Н.Ф. Власть и здоровье нации - М.: Нива России, 1997. – с. 48

  3. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.: изд-во «Россия молодая», 2002. - 180.

  4. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 751 с.























































Приложение 1

Занятие 1.

Этнографические особенности населения России. Численность и география размещения крупных народов России. Регионально-национальные территории и образ жизни людей. Образ природы в культуре России.

Практикум. Оценка природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей.

Цель: используя картографический и справочный материал научить учащихся оценивать влияние природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей.

Оборудование: атлас по географии 8-9 класс, физическая карта России, карта народов и плотности населения.

Влияние природных условий на традиционный образ жизни людей оформляется в виде таблицы.

Название территории

Группы населения

Особенности природных условий

Хозяйственная деятельность







Вывод.





















Приложение 2

Занятие 6.

Лечебные ресурсы. Рекреационные ресурсы. Туризм и география отдыха в России. Развитие туризма в регионе.

Творческое задание. Составление маршрутного листа или каталога рекреационных зон России (по выбору учащихся).

Цель: закрепить знания учащихся о размещении рекреационных зон на территории России и развивать умения творческой деятельности при оформлении маршрутных листов или каталога.

Оборудование: атлас по географии 8-9 класс, физическая карта России, карта природного и культурного наследия, туристско-рекреационная карта России, справочная литература, энциклопедии.

1.Составление каталога рекреационных зон России познавательного, оздоровительного или спортивного характера по схеме в виде таблицы:

Название

Географическое положение

Тип характера

Краткое описание







2.Составить маршрутный лист с описанием одной из рекреационных зон России по плану:

1). Название рекреационной зоны.

2). Географическое положение.

3). Способ туристического следования.

4). Тип рекреационной зоны

5). Описание компонентов или природных условий, формирующих данную рекреационную территорию.

6). Прогноз и перспективы развития

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!