Конспект урока по изобразительному искусству
в седьмом классе.
Тема урока: Природа и архитектура. Организация архитектурно –
ландшафтного пространства. Выполнение композиции "Уголок сада.
Цели:
1.Раскрыть значение ландшафтных элементов, их влияние на создание архитектурного образа сооружения; дать общие понятия об исторически сложившихся системах парковой планировки, выделить особенности японского сада; ознакомить с образцами крымского паркостроения; формировать навык воплощать замысел композиционными средствами и приемами.
2.Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, зрительную и эмоциональную память, умение проводить аналогию.
3.Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, гражданскую позицию по сохранению природных ресурсов.
Коррекционная цель: развитие активного творческого мышления
учащихся.
Оборудование (материалы по выбору учащихся) цветная бумага, картон,
клей, фольга, краски, бумага для рисования, кисти, палитры, баночки для воды.
Зрительный ряд: видеофрагмент о парке Гоэль - Антонио Гауди в
Барселоне, фотографии с изображением различных парковых систем, презентация по теме урока.
Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Печальная песня»,
А.Вивальди «Концерт для мандолины», Г.Ф. Гендель «Музыка фейерверка», релаксирующая музыка.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Мотивация учебной деятельности:
Демонстрация видеофрагмента о парке Гоэль Антонио Гауди в Барселоне.
-Думаю, вы уже догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (высказывания учащихся)
Объявление темы урока.
-Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у каждого из вас есть любимый уголок природы. Расскажите, почему вы считаете это место красивым, что произвело на вас такое сильное впечатление? (высказывания учащихся)
-А какую роль играет природа в жизни человека? (высказывания учащихся)
Ответы на эти вопросы мы получим на этом уроке, рассмотрев архитектурные сооружения в тесной связи с природой, ознакомившись с работой ландшафтных архитекторов.
4.Изучение нового материала.
Слово учителя
Основное предназначение мастеров искусства - замечать красоту во всем и открывать её другим. Природа – неиссякаемый источник красоты.
Эпиграф урока: Надо не выдумывать, не измышлять,
а искать, что творит и приносит сама природа.
Эти простые слова принадлежат американцу Френсису Бекону. Мир человека и мир природы гармонично объединены. Человек вписывается в природный мир, как дом вписывается в ландшафт.
- А что такое ландшафт? Как вы понимаете это слово? (высказывания учащихся)
Природа является источником вдохновения и средством выражения человеческих чувств. Нередко и здания располагаются среди природы, в этом случае сооружения следует включать в ландшафт так, чтобы они казались как бы естественно возникающими из него и его заканчивающими (Слайд: Генуэзская крепость в Судаке).
Некоторые сооружения, например средневековые замки, располагавшиеся на скалистых кручах, будучи связанными с ландшафтом, подавлял собой все окружение(Слайд: аббатство Мон Сен-Мишель, Франция).
Другие же здания, особенно хотелось бы отметить японскую архитектуру, как бы «растворялись» в пейзаж (Слайд: сад Кенрокуэн, Япония).
Своеобразной областью архитектуры являются искусственные зеленые насаждения – сады и парки. Парки представляют собой сложные композиции, которые разрабатывают ландшафтные архитекторы. По отношению к садам и паркам применимы те же архитектурные принципы. Композиция парка может быть самой разнообразной. Во многих парках планировка подсказана рельефом местности.
-Выделите основные принципы каждой парковой системы, рассмотрев предложенные иллюстрации на слайдах. Детям предлагаются 3 парковые системы:
итальянская (А.Вивальди «Концерт для мандолины») - симметрия, расположение на склоне горы, лестницы, пандусы, гроты, террасы, каскады воды;
французская (Г.Ф. Гендель «Музыка фейерверка») - симметрия, равнинная местность, причудливо стриженая зелень, фонтаны, водоемы, парковая скульптура;
английская (П.И.Чайковский «Печальная песня») - асимметрия, изогнутые тропинки, отсутствие регулярности, имитация форм естественной природы. Демонстрация слайдов сопровождается музыкальными фрагментами.
5.Практическая работа
-Давайте вернемся к эпиграфу урока, а скажите, как эти слова относятся к работе ландшафтного архитектора? (высказывания учащихся)
Обратите внимание на то, что большинство современных парков сочетают в себе элементы всех трёх парковых систем.
Приведите примеры знаменитых крымских парков.
Какие парковые системы послужили примером для их планировки?
-А теперь на какое-то время вы превратитесь в ландшафтных архитекторов и создадите свой сад. Ученики объединяются в 3 группы для выполнения задания в нескольких техниках: полу объёмная аппликация, монотипия (симметричная), макетирование из бросового материала.
6.Завершение урока. Подведение итогов.
Викторина для учащихся, которые закончили работу с использованием фотоматериала или слайдов:
Демонстрация детских работ и обсуждение работ учащихся. Оценивание работы учащихся на уроке.