Урок № 5-6
Обществознание, 10
Природа человека
Д.З.: § 3, ?? (с. 34), задания (с. 35)
© Куликов Р.В.
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
Понятия, термины
- Категория;
- Мир;
- бытие человека;
- Человек – продукт биологической, социальной, культурной революции;
- Индивид;
- Индивидуальность;
- Личность
Изучение нового материала по вопросам
- Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
- Цель и смысл жизни человека.
- Науки о человеке.
1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днём, высоко подняв над головой зажжённый фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали:
-Кого ищешь, Диоген?
-Ищу человека, - отвечал философ.
Человек весь соткан из парадоксов:
- Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе
- У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом
- Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе
- У человека есть разум, но есть и бессознательное
- Кто же есть человек?
- В чём его особенности?
Теории происхождения человека
Космическое происхождение человека (происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками космических пришельцев)
Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
из животного мира
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле .
В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов а также версия, что труд и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens) - Ф. Энгельс "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека"
Антропогенез - процесс становления и развития человека
Рамапитек
(14-20 млн. лет назад)
Австралопитек
(5-8 млн. лет назад)
Питекантроп
homo habilis
(человек умелый) около 2 млн. лет назад
homo erectus , человек прямоходящий,
1-1,3 млн. лет назад
Завершает процесс антропогенеза вид, получивший название кроманьонец ( homo sapiens ) – человек разумный
Биологические и социальные начала в человеке
Как вы понимаете – биологические и социальные начала в человеке?
Биологические начала – те признаки, что присущи человеку как части животного мира, то, что роднит его с животными
Социальные начала – те признаки, которые отличают человека от любого животного, что дало ему взаимодействие с другими людьми.
Составьте таблицу!
Биологические начала в человеке
Инстинкты, потребности в пище, сне, воздухе, наличие тела,
Социальные начала в человеке
?
Биологические и социальные начала в человеке
Человек существо биосоциальное
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens . Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы.
Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум, свобода и ответственность.
Социогенез
Антропогенез
Процесс становления и развития человека
Процесс становления и развития общества
Антропосоциогенез
Человек
Цели и смысл жизни Зачем я ? Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы её прожить.
Человеку свойственно
планировать свою жизнь
Служение
обществу?
Обладание
вещью?
Власть?
Цели и смысл жизни
Дайте характеристику основных подходов к определению смысла жизни
П. 3 с. 30 учебника, таблица
Автор
Точка зрения
Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее вам близок?
Подходы к пониманию смысла жизни
- Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).
- Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).
- Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
- Религиозный: самоотверженное служение Богу.
- Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
- Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
Что будет после меня?
Мы ценим жизнь потому что она не бесконечна
Смертный человек-
часть «бессмертного»
человеческого рода
Личная
сторона
Общественная
сторона
3. Науки о человеке
Сущность человека
Практические выводы:
1. Человек - существо историческое. Каждый из нас как бы "стоит на плечах" многих поколений своих предков. На человеке лежит ответственность за жизнь на Земле и будущее человечества.
2.Необходимо осознать значимость человека, понять в чём смысл жизни, выбрать достойные цели, осознанно сделать выбор жизненного пути, ради чего стоит жить.
3.Важно понять, что человеческая жизнь самоценна, а перспектива человечества состоит в развитии личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром.
Контрольные вопросы
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /