СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Приобщение школьников к истокам национальной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Приобщение школьников к истокам национальной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания"»



Приобщение школьников к истокам национальной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания

В процессе учебно-воспитательной деятельности перед учителями начальных классов стоит основная задача – это сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальной культуры.

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Цель - создание условий для приобщения школьников к духовно–нравственным ценностям, воспитание готовности следовать им, формирование духовно–богатой личности ребёнка–школьника через возрождение национальных традиций, введение духовно–нравственных начал в основу воспитания и обучения в школе.

Актуальность проблемы:

национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору;

сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию;

культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой часть его души.

Основные задачи :

1. Воссоздание неповторимой среды калмыцкого быта, ориентированной на национальную культуру.

2. Создание творческих объединений педагогов, объединённых единой целью духовно –нравственного воспитания и обучения.

3. Разработка соответствующих учебно–тематических планов, методических рекомендаций, пособий, педагогических технологий, форм, методов и приёмов воспитания и обучения на основе содержания народной педагогики.

4. Интегрирование народного искусства в различные виды деятельности школьников.

5. Введение в традиции народных праздников, обрядов, театрализованных представлений;

Для достижения поставленной цели по приобщению детей к истокам национальной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания я выбрала следующие направления работы:

- ознакомление с бытом и трудом калмыцкого народа;

использование народного фольклора во всех его проявлениях;

приобщение детей к истокам праздничной и традиционной культуры;

- воспитание гражданских чувств через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой.

- ознакомление детей с народным искусством;

- ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством калмыцкого народа.

Опыт работы в школе по приобщению детей к истокам национальной культуры является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания школьника окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первого класса я приобщаю к национальной культуре и закладываю фундамент нравственности, патриотизма, которые формируют основы самосознания и индивидуальности.

Учителя, родители должны знать и помнить культурное наследие своего народа, богатство души, религию, философию чтобы это играло главную роль в становлении личности. Особенно детям запомнился классный час «Семейные традиции» в котором мы привлекли бабушку нашего ученика и она раскрыла свои семейные традиции. Это подтолкнуло детей к исследованию своей семьи и их традиций.

Привлекаю родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение национальных праздников такие как: «Пасха», «Рождество».

Эти праздники проводятся с руководителями фольклорного кружка .В этом процессе родители- самые непосредственные участники. В их ведении пошив костюмов, участие в конкурсах, школьных и городских, запись фонограмм, организация выставок, экскурсии, совместные праздники. Учащиеся моего класса принимают активное участие во всех школьных мероприятиях.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину. Источником формирования высоких нравственных качеств, является родная природа. В конкурсе стихотворений «Поэты родного края» дети с удовольствием декламировали стихи мордовских писателей.

Таким образом необходимо воспитывать у школьников эмоциональную восприимчивость к прекрасному в природе, пробуждая в них чувство любви к родному краю, стране, Родине.

Воспитание народными методами не будет полным и невостребованным, если дети не научатся любить и ценить красоту родной природы с её степями, полями, животным и растительным миром.

Формируя у них устойчивое отношение к культуре родного края, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Самым ярким, любимым произведением мордовского народа, ставшим в его сознании, священным, является грандиозная героическая эпопея «Масторава».

Основная идея эпоса – идея единения и благополучия народа. В течение четырех лет учащиеся знакомятся с боевыми подвигами любимых богатырей. Заучиваем наизусть замечательную клятву богатырей.

Дети не только изучают, но и делают инсценировки, творческие импровизации. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

От поколения к поколению передается накопленный веками лучший нравственный потенциал и опыт жизни.

Ян Амос Каменский - по его мнению, учитель должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу;

Классики педагогики указывали на необходимость приобщения детей к народной культуре, народному фольклору.

Так, приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем у школьников национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям , воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого мы формируем эмоционально окрашенные чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, способствуем лучшему пониманию ценностей родного языка, развиваем самостоятельность, инициативу и творческие способности у детей в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!