СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы обучения русскому языку в начальной школе и основной школе: проблема преемственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.

Просмотр содержимого документа
«Принципы обучения русскому языку в начальной школе и основной школе: проблема преемственности»

Принципы обучения русскому языку в начальной школе и основной школе: проблема преемственности

Учитель: Маховицкая Л.Г.

Одним из основополагающих  общедидактических принципов является принцип научности,который проявляется в том, что лингвистические понятия для изучения языкового материала отбираются с учетом современных достижений лингвистической науки. Одним из средств реализации этого принципа является историзм в изложении материала (использование исторических справок и комментариев, этимологического анализа).

Принцип научности дополняется принципом доступности и посильностисообщаемых знаний, отрабатываемых умений и навыков. С целью обеспечения доступности учебного материала по русскому языку его следует отбирать на основе следующих критериев: связь с жизнью детей; концентризм в изложении учебного материала; обязательная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Принцип преемственности.Этот принцип выражает объективную необходимость обеспечения логических взаимосвязей, взаимообусловленности и оптимального отношения между отдельными сторонами, частями, этапами обучения и внутри их; осуществление опоры на предыдущие знания, обеспечение их дальнейшего развития и подготовка учащихся к требованиям содержания, форм и методов обучения в будущем, осуществление посильных, оптимальных требований к учащимся и поступательно-восходящего характера развертывания учебного процесса по его организации, содержанию и методам работы с целью обеспечения высокой эффективности обучения.

Принцип последовательности и систематичности логически вытекает из системы самого языка, которая представляет сложную иерархическую структуру и предполагает отбор такого языкового материала и в такой его последовательности, который, будучи минимальным с точки зрения системы языка, не разрушает ее функционального единства. Этот принцип основан на поэтапном приобретении знаний и формировании навыков и умений, что тесно взаимосвязано с этапами развития языковой личности. Системность в изложении научных знаний в первую очередь обеспечивается программой. Концентризм расположения программного материала – это та педагогическая система, которая облегчает младшим школьникам усвоение знаний, овладение умениями и навыками. Такая система предполагает постепенное расширение сведений о ранее изученных предметах и явлениях, установление сходства и различия между ними.

Суть принципа сознательности и активности заключается в том, что процесс обучения школьников должен обеспечить им полное понимание материала, сознательное отношение к учению, развитие самостоятельности и творческого мышления, умения активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. Процесс овладения лингвистическим материалом предполагает путь от сознательных учебных действий к подсознательному, автоматизированному, произвольному употреблению изучаемых языковых явлений. Вместе с тем, подсознательное употребление языковых средств сочетается с понимаем и осмыслением содержания языковой информации и сознательно выполняемой речевой деятельности.

Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, поэтому принцип сознательности всегда рассматривается в совокупности с принципом активности.

Сознательность и активность тесно связаны с наглядностью обучения.

Русский язык очень часто представляет явления в обобщении, отвлечении от конкретных явлений и фактов. Чем абстрактнее материал, тем труднее он для усвоения учениками, тем больше он нуждается в конкретизации на первых порах изучения. Наглядность в обучении облегчает путь от конкретного к абстрактному, что особенно важно для младших школьников. Понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если подкреплены конкретными фактами, примерами. Именно так, с привлечением конкретных примеров, ведется работа с правилами. Кроме того, в качестве наглядности при изложении материала используются различные пособия, помогающие зрительному восприятию информации (таблицы, схемы, словарные плакаты, демонстрационные карточки, раздаточный материал и т.д.).

Важное место при организации обучения занимает принцип прочности. Данный принцип выражается в том, что вводимые в память школьников понятия, определения, рекомендации, регламентирующие написания различных орфограмм, должны в ней удерживаться, сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы языка, когда у них возникает необходимость в их применении.

Прочность усвоения знаний и практических навыков обеспечивается ярким преподнесением языкового учебного материала при ознакомлении с ним младших школьников. В этом случае у них создаются живые образы, устанавливаются соответствующие ассоциации, когда в момент ознакомления затронуты либо чувства (эмоциональное воздействие на учащихся), либо мышление (необходимость таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и т.д.). Кроме этого, очень важны тренировки при введении лексико-грамматического материала в речевую деятельность. Прочность усвоения знаний возрастает при самостоятельном творческом применении изучаемого языкового материала для передачи необходимого содержания высказывания.

Принцип индивидуального подхода предполагает всесторонний учет способностей, мотивов, интересов, предпочтений учащихся. Педагогическое воздействие на учеников принесет ожидаемые результаты только в том случае, если оно опирается на реальный уровень его психофизиологических возможностей, т.к., согласно теории понимания личности С.Л. Рубинштейна, гуманистическая парадигма предполагает выбор технологий, основывающихся не только на требованиях социума, но и на индивидуальных психических и личностных свойствах учащихся.

Эффективность процесса обучения в значительной степени зависит от того, насколько психофизиологические возможности школьников соответствуют применяемым методам обучения.

Помимо общедидактических принципов, методика преподавания русского языка как самостоятельная наука разрабатывает и внедряет в процесс преподавания частнометодические принципы, вытекающие из закономерностей овладения языком и речью.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в начальной школе является принцип коммуникативной направленности, который предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К таковым относятся ответы на вопросы, составление сообщений, пересказ, обмен мнениями по поводу выполняемой работы, ролевые игры и др. Полученный в результате выполнения этих заданий речевой материал используется для решения лингвистических задач на уроках грамматики и правописания.

Принцип единства развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления. Речь – это канал развития интеллекта и, что особенно важно, канал, доступный для внешнего воздействия.

Совершенствуя и развивая речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне – будь то слово, предложение или текст. Речь организует, упорядочивает и активизирует мышление школьников, помогает им устанавливать несложные смысловые связи между частями воспринимаемого материала и тем самым способствует осуществлению познавательной деятельности.

В процессе обучения русскому языку следует опираться на предметы и явления, которые дети или наблюдают в данный момент, или рассматривали ранее. Полученная таким образом информация и будет являться тем материалом, которым оперирует мышление и который одновременно используется как база для развития речи.

Не менее значимым для обучения младших школьников русскому языку является принцип повышения языковой и речевой мотивации. Исследования показали, что использование дополнительных приемов усиливает интерес учащихся к языковому материалу, побуждает их к более объемным и продуктивным высказываниям. Развитие активной языковой и речевой деятельности невозможно без системы различных стимулов, которые обеспечивают создание соответствующих мотивов обучения.

Тесно связан с предыдущими принцип формирования чувства языка и опоры на него. Чувством языка, или языковым чутьем, называют неосознанное, приобретенное просто памятью в процессе подражания знание нормы, традиции употребления. Интуитивное усвоение законов языка проявляется на всех его уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом и стилистическом. При этом не только осуществляется правильное употребление знакомых слов и их сочетаний, но и происходит очень сложный процесс развития интереса к языковой материи, к осмыслению различных средств языка (слов, словосочетаний, предложений), к активному использованию этих средств.

Совокупность методических принципов, неукоснительная реализация их в процессе обучения родному языку, их взаимодействие с общедидактическими принципами способствуют повышению потенциала уроков русского языка, более успешной реализации целей обучения.


Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школой

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.

Изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека. Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература - предметы, познавательная ценность которых велика. На этих уроках прививается чувство любви к Родине, национальной культуре. Ребенок начинает понимать, что язык народа - «цвет его духовной жизни», величайшая сокровищница нации.

Задача учителя – филолога - воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь.

Но всегда ли это удается учителю? Какие проблемы возникают в преподавании русского языка?

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.

Очень важно, чтобы учитель, который продолжит образование пятиклассников, раньше начал контактировать с классом, вел его изучение с помощью работающего в классе учителя начальной школы.

Предметник должен побывать на уроках учителя начальной школы, познакомиться с его системой работы, перенять какие-то методы, подвижные способы обучения, физминутки. Тогда, придя в 5 класс, дети увидят знакомое лицо. Исчезнет страх перед новым строгим учителем.

Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Оно находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, о необходимости учитывать логику предмета.

Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между IV и V классами должно выражаться:

а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;

б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I- IV классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.

Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме существительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической неободимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами.

На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения.

В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.

Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся.

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской для 5 класса построен на основе системы научных понятий, осознанных учениками в начальной школе. Система упражнений, заданий в этих учебниках разработана таким образом, чтобы организовать самостоятельный поиск способов решения. Поэтому материал представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.

Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полученные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр. 2). качество подготовки в начальной школе не соответствует требованиям средней школы (дети плохо читают, не умеют работать с литературой, недостаточно развита устная монологическая речь.

Происходит смена терминологии в среднем звене. Например,


Начальная школа

Среднее звено ( 5 класс)

Разбор простого предложения.


Синтаксический разбор предложения.

Перечисление в предложении.

Однородные члены предложения.

Звуко-буквенный разбор слова.

Фонетический разбор.

Разбор слова по составу.

Морфемный разбор.


Также можно наблюдать расхождения в следующих разделах языка:

*В разделе «Фонетика» при характеристике согласных звуков понятие парные-непарные употребляется только при разграничении звонких и глухих и не используется применительно к твёрдым-мягким.

*В разделе «Морфемика» при выделении морфем, не всегда учитывается лексическое значение слова (обращать на это внимание). При изучении, например, корней с чередованием гласных, становится очевидным, что дети применяют правило не к тем словам. РАСТерять-РАСТение.

*В разделе «Синтаксис» постоянная путаница понятий часть речи и член предложения!

*При работе с текстом необходимо уделять больше внимания формированию умения найти главное в абзаце, параграфе, статье…

Начальная школа - пятый класс

1.Изучение простого предложения.

Учителям среднего звена нужно иметь в виду, что расстановка знаков препинания при обращениях проводится в начальной школе на уровне ознакомления.

2. Слово.

1) предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём;

2) углублять, обогащать и увеличивать словарный запас учащихся;

3) сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида.

Как же решается проблема преемственности?

В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов должны провести открытые уроки для учителей русского языка и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. Словесники готовят контрольные диктанты, а для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями они должны не только посещать уроки, но и сами проводить уроки в своих будущих классах.

Рекомендуем проводить совместные заседания ШМО учителей русского языка и учителей начальных классов, на которых обсудить вопросы:

- Как учить, чтобы не переучивать? (Единый орфографический режим, виды разбора, синтаксический анализ текста и др.)

- Каковы типичные ошибки и как их избежать?

- По каким УМК продолжить обучение? Взаимопосещение уроков также важно.

Принцип преемственности осуществляется по целям и содержанию учебных программ, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса.

Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.

Проанализировав учебники по русскому языку в 4-5 классах можно дать общие рекомендации учителям начальных классов:

1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!