СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок интересный

Просмотр содержимого документа
««Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении»»

Тема урока: «Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении»

Цели урока:

  1. Рассмотреть основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам.

  2. Уметь определять функцию каждого знака препинания.

  3. Совершенствовать умения работы с текстом.

Ход урока.

«Пунктуацию нельзя выучить,

надо научиться ее применять».

Валгина Н. С.

  1. Организация начала урока.

Слайд 1 (остается пока без темы урока)

-Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть ноябрь прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Я искренне надеюсь на то, что урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете применять. А вот где, вы поймете чуть позже.

-Откройте тетради и запишите число.

Слайд 2

Слово учителя: «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

-Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

- Да просто расставил правильно все знаки препинания»

К. Паустовский «Золотая роза»

- Как, по-вашему, связан этот отрывок с темой сегодняшнего урока? О чем пойдет разговор? (о пунктуации, о знаках препинания) (записать тему урока)



Слайд 3

-Что такое пунктуация?

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

- Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.

- А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

(10 знаков)

(Слайд 4)

В современном русском языке 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ( ).

- Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

(Слайд 5)

Задание 1. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

- Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

«Эдуарда убить, не смейте бояться - полезно».

«Эдуарда убить не смейте, бояться полезно».

-Так что иногда от постановки знаков препинания зависел и ход истории. Этот знак препинания в истории назвали кровавым, соответственно, и функцию определили ему - функцию палача. Какому знаку? (запятой)

Вывод: знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

- Но прежде чем поговорим о принципах, вспомним, какую роль выполняют знаки препинания в письменной речи.

(Слайд 6)

Три функции знаков препинания: завершения, выделения, разделения частей предложения;

-Попробуем убедиться в том, что без знаков препинания невозможно понять содержимое текста

Проведем лингвистический эксперимент

(Слайд 7)

Задание 2.

(На слайде) и раздаточный материал на каждой парте

Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13)

По Д.Гранину «Мой лейтенант»

- Что затрудняет чтение? Как исправить сложившуюся ситуацию?

- Чем вы будете руководствоваться при расстановке знаков препинания?(функции: завершения, выделения, разделения)

- Расставьте знаки препинания, объясните функцию каждого.

- Назовите цифры знаков завершения. Какие знаки завершения использовали?(2,3,7,9,12,13)

- Назовите цифры разделительных знаков. Что они разделяют?

(1,8 (части сложного предложения); 4,6 (однородные члены)

- Назовите цифры выделительных знаков препинания. Что они выделяют?

5 (деепричастный оборот), 10, 11 (вводное слово)

(Слайд 8)

- А теперь прочтите получившийся текст, соблюдая нужную интонацию.

Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так, ничего не сделав, ни разу не выстрелив? У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. Я, конечно, был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха!

По Д.Гранину «Мой лейтенант»

(Слайд 9)

- При выполнении данного задания мы руководствовались не только функциями знаков препинания, но и принципами русской пунктуации.

Давайте вспомним эти принципы.

-Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.

(Слайд 10)

Структурный принцип (синтаксический) обусловлен структурой предложения. Он способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки не могут быть авторскими, это фундамент, на котором строится современная русская пунктуация.

Смысловой принцип (логический). В основе правил постановки знаков

препинания лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое членение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое членение.

Интонационный принцип является выразителем семантики, т. е. значения и смысла языковой единицы. Устная речь оформляется интонацией, а письменная – пунктуацией. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении расчленять речь на ее составные части.


- А теперь, ребята, теоретические знания мы должны применить на практике. Для этого выполним задание.


(Слайд 11)

Задание 3.

На слайде строфа стихотворения Н. Гумилева «Слово».

- Предлагаю учащимся представить такую ситуацию:

стихотворение Н. Гумилева было утеряно, а когда отыскали черновой вариант, в первой строфе не оказалось ни одного знака препинания. Наша задача – попытаться восстановить утраченную пунктуацию. (записать в тетрадь, восстанавливая знаки препинания)

В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

Словарная работа (Слово «оный» (тот, тот самый)

- С чего вы начали свою работу? (вспомнить принципы, прежде, чем расставить знаки препинания, нужно вдуматься в смысл стихотворения)

И о каком принципе вы вспомнили?

- О смысловом, потому что нельзя расставить знаки препинания, не понимая

смысла. Далее я стал искать границы предложения. В конце строфы поставил

точку – знак завершения. Точку, потому что текст читается с интонацией

повествования, а не восклицания или вопроса. Далее я нашел сложное

предложение, внутри главной части которого есть придаточная, и вспомнил,

что придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон, если находится

внутри главной части. И получилось следующее:

(Слайд 12)

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Далее ученик объясняет постановку запятой между 3 и 4 строками. (разделение одн. членов)

- Какой же принцип помог вам осмыслить постановку знаков препинания?

- Структурный.

- Прочитайте глазами четверостишье и подумайте, о чем надо помнить, чтобы

прочитать его выразительно.

- Чтобы прочитать стихотворение осмысленно и выразительно, надо помнить и

о роли интонационного принципа. Когда я читал строфу уже со знаками

препинания, я чувствовал паузы, соблюдал их, и вырисовалась осмысленность

и выразительность. ( Ученик выразительно читает 1-ую строфу.)


Обобщение.

- О каких трех принципах русской пунктуации мы говорили

сегодня на уроке?

- Можно из трех этих принципов выделить основополагающий (-ие)?

( Синтаксический и смысловой, а интонационный оформляет смысловую

сторону текста)

Обобщение изученного материала. Работа с заданиями ЕГЭ ( задания 15-19)

Слайд 13 (КИМы)

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

    1. Там сверкали бенгальским огнем стены занесенных снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.

    2. Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.

    3. Озера прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.

    4. Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.

    5. Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.

Ответ

Слайд 14

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от берега.

Ответ

Слайд 15

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

Ответ

Вывод - обощение по теме урока.

Слайд 16

- Можно ли выучить пунктуацию?

Ребята вспоминают слова Валгиной Н. С.

«Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

- Согласны ли вы с таким высказыванием?

- О чем же мы должны помнить, когда пишем текст под диктовку, когда есть

необходимость расставить знаки препинания, объяснить их постановку?

- Надо помнить, прежде всего, о том, что лежит в основе русской пунктуации, о

ее назначении и функциях. Когда мы это осознаем, осмыслим, то и устная, и письменная речь обретут стройность, логичность и выразительность.


Домашнее задание. Учебник с.251-252, у.369

Слайд 17 У нас все получится! Спасибо за урок!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!