ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Актуальность темы заключается в том, что принцип наглядности играет важную роль в обучении детей рисованию подросткового возраста, так как мышление требует образности и конкретности воспринимаемого материала. Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
Цель работы: рассмотреть теоретические основы принципа наглядности и показать примеры применения его в обучении подростков на занятиях изобразительного искусства.
Объект исследования. Принцип наглядности, как один из методов обучения.
Предмет исследования. Средства наглядности и способы реализации принципа в обучении подростков. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1.Показать историческое становление принципа наглядности.
2.Рассмотреть дидактические принципы обучения и их реализацию.
3.Дать классификацию наглядных пособий.
4.Рассмотреть реализацию принципа наглядности в образовательном учреждении.
Методологической основой для данной курсовой работы послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Яна Амоса Коменского, Иоганна Генриха Песталоцци, Константина Дмитриевича Ушинского и других.
Методы исследования составили: изучение и культурно-исторический, художественно-эстетический и теоретический анализ психологической и педагогической литературы по теме работы.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений и для формирования понятий, для понимания отвлечённых связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.
Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.
Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
Однако одной наглядности для успешного усвоения на практике законов рисунка мало. К ней надо присоединить активность самого ученика. При показе наглядных пособий ученик получает известные зрительные образы, которые помогают ему многое уяснить. Но при этом он остается только зрителем, его роль сводится к созерцанию того, что показывает педагог. Насколько школьник усвоил учебный материал, может показать только его самостоятельная и активная работа, когда он сам начинает проверять на практике то, что ему показал преподаватель. Отсюда вытекает принцип активности и сознательности обучения.