СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принадлежность двум мирам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Принадлежность двум мирам»

Обществознание. 6 класс Принадлежность к двум мирам Михайлова Надежда Михайловна

Обществознание. 6 класс

Принадлежность к двум мирам

Михайлова Надежда Михайловна

Высказывания о человеке Платон:  Человек – двуногое животное без перьев Паскаль:  Человек без ног остается человеком, а  ощипанный петух человеком не станет. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Высказывания о человеке

Платон:

Человек – двуногое животное без перьев

Паскаль:

Человек без ног остается человеком,

а ощипанный петух человеком не станет.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1.Теории происхождения человека Эволюционная теория (научная теория Ч. Дарвина) Религиозная теория Человек был сотворён Богом Человек вышел из мира животных в результате развития земной природы Ч. Дарвин Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1.Теории происхождения человека

Эволюционная теория

(научная теория

Ч. Дарвина)

Религиозная теория

Человек был сотворён Богом

Человек вышел из мира животных в результате развития земной природы

Ч. Дарвин

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Как менялся человек в процессе эволюции? Австралопитек → Человек умелый → Человек прямоходящий → Неандерталец → Человек разумный.

Как менялся человек в процессе эволюции?

Австралопитек → Человек умелый → Человек прямоходящий → Неандерталец → Человек разумный.

Становление человека Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 2

Становление человека

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2

Человек разумный  (лат. Homo sapiens ) (в биологии) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время   Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек разумный

(лат. Homo sapiens ) (в биологии) — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время

 

Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - биологическое существо БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИВОТНЫЕ ЧЕЛОВЕК ДЫШИТ ПИТАЕТСЯ ИМЕЕТ ПОТОМСТВО РАСТЕТ ИНСТИНКТЫ РАЗВИВАЕТСЯ НАСЛЕДУЕТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ (НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ) Создатель: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - биологическое существо

БИОЛОГИЧЕСКИЕ

СВОЙСТВА

ЖИВОТНЫЕ

ЧЕЛОВЕК

ДЫШИТ

ПИТАЕТСЯ

ИМЕЕТ

ПОТОМСТВО

РАСТЕТ

ИНСТИНКТЫ

РАЗВИВАЕТСЯ

НАСЛЕДУЕТ

СУЩЕСТВЕННЫЕ

ПРИЗНАКИ

(НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ)

Создатель: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Инстинкт – это врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействие среды (забота о потомстве, перелеты, нерест). Инстинкт отличается от рефлекса степенью сложности. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Инстинкт – это врожденный комплекс определенных, особых для каждого вида реакций на воздействие среды (забота о потомстве, перелеты, нерест). Инстинкт отличается от рефлекса степенью сложности.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речью, способностью создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе труда.   (С. И. Ожегов) Индивид  – одна особь из отряда гомо сапиенсов или один представитель рода человеческого. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речью, способностью создавать орудия труда, пользоваться ими в процессе труда.

(С. И. Ожегов)

Индивид – одна особь из отряда гомо сапиенсов или один представитель рода человеческого.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Владеет речью Способен к творчеству Умеет производить орудия труда Способен к прямохождению Осознаёт самого себя Способен к действиям по плану Обладает фантазией Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Владеет речью

Способен к творчеству

Умеет производить орудия труда

Способен к прямохождению

Осознаёт самого себя

Способен к действиям по плану

Обладает фантазией

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

На кого в семье вы похожи? Почему о родственниках часто говорят «похожи как две капли воды»? Если перед вами разложить фотографии малышей и их родителей, то вы без труда определите, где, чей ребенок. Почему? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • На кого в семье вы похожи?
  • Почему о родственниках часто говорят «похожи как две капли воды»?
  • Если перед вами разложить фотографии малышей и их родителей, то вы без труда определите, где, чей ребенок. Почему?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наследственность  — способность организмов передавать свои признаки потомству. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наследственность способность организмов передавать свои признаки потомству.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наследственность – биологическая сущность всех людей И з поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. О т родителей человек при рождении получает особенности своих эмоций: один – спокойный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. В сё это доказывает, что человек - существо биологическое . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Наследственность – биологическая сущность всех людей

  • И з поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить.
  • О т родителей человек при рождении получает особенности своих эмоций: один – спокойный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный.
  • В сё это доказывает, что человек - существо биологическое .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ученые, изучающие близнецов, провели многолетние исследования, и пришли к такому выводу. Двое одинаковый близнецов, живя в разных условиях, развиваются по-разному и даже часто начинают друг от друга отличаться. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ученые, изучающие близнецов, провели многолетние исследования, и пришли к такому выводу. Двое одинаковый близнецов, живя в разных условиях, развиваются по-разному и даже часто начинают друг от друга отличаться.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ольга Ивановна Скороходова (1911 / 14 -1982) Кандидат педагогических наук «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Ольга Ивановна

Скороходова

(1911 / 14 -1982)

Кандидат педагогических наук

«Как я воспринимаю и представляю окружающий мир»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Можно ли влиять на наследственность? М ногое зависит от условий жизни человека. О чень много зависит от воспитания человека. Н а человека, его характер и поведение влияют: О бразование К ультура Н равственные ценности З начит, человек – существо не только биологическое, но и социальное , т.е. общественное. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Можно ли влиять на наследственность?

  • М ногое зависит от условий жизни человека.
  • О чень много зависит от воспитания человека.
  • Н а человека, его характер и поведение влияют:
  • О бразование
  • К ультура
  • Н равственные ценности
  • З начит, человек – существо не только биологическое, но и социальное , т.е. общественное.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кто он? Маугли Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Кто он?

Маугли

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

УСЛОВИЕ Воспитание в обществе Человек становится человеком ТОЛЬКО  в человеческом обществе. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

УСЛОВИЕ

Воспитание

в обществе

  • Человек становится человеком ТОЛЬКО в человеческом обществе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - социальное существо СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА  СОЦИАЛИЗАЦИЯ Социализация - это  усвоение индивидом накопленного людьми, обществом опыта. Социализация -  это процесс становления личности. ЛИЧНОСТЬ  – социальная характеристика человека. Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - социальное существо

СОЦИАЛЬНЫЕ

КАЧЕСТВА

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация - это усвоение индивидом накопленного людьми, обществом опыта.

Социализация - это процесс становления личности.

ЛИЧНОСТЬ

– социальная характеристика человека.

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - социальное существо СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА  СОЦИАЛИЗАЦИЯ Человек (индивид) СМИ Традиции Социальное окружение: семья, друзья Обычаи Образование Воспитание НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Деятельность ЛИЧНОСТЬ Индивидуальность - неповторимость, уникальность Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Человек - социальное существо

СОЦИАЛЬНЫЕ

КАЧЕСТВА

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Человек (индивид)

СМИ

Традиции

Социальное

окружение:

семья, друзья

Обычаи

Образование

Воспитание

НРАВСТВЕННЫЕ

ЦЕННОСТИ

Деятельность

ЛИЧНОСТЬ

Индивидуальность - неповторимость, уникальность

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 СОЦИАЛИЗАЦИЯ  Человек Традиции СМИ Обычаи Социальное окружение: семья, друзья Образование Воспитание Гос. политика Самовоспитание и самообразование Нравственные ценности ЛИЧНОСТЬ (ПРИЗНАКИ) Ответственность, решение проблем Самостоятельность в поступках Контролирует поведение, сила воли Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Человек

Традиции

СМИ

Обычаи

Социальное

окружение:

семья, друзья

Образование

Воспитание

Гос. политика

Самовоспитание и

самообразование

Нравственные ценности

ЛИЧНОСТЬ (ПРИЗНАКИ)

Ответственность, решение проблем

Самостоятельность в поступках

Контролирует поведение, сила воли

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эволюционная теория Человек существо – био социальное Природа Общество Приобретённые свойства Прирожденные свойства Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эволюционная теория

Человек существо – био социальное

Природа

Общество

Приобретённые свойства

Прирожденные свойства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО! Socio (социальное или общественное) Bio (природное) Анатомия Речь Сознание Физиологические особенности Способность к созданию орудий труда Инстинкты Характер Личность Человек Индивидуальность Индивид Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО!

Socio (социальное или общественное)

Bio (природное)

Анатомия

Речь

Сознание

Физиологические особенности

Способность к созданию орудий труда

Инстинкты

Характер

Личность

Человек

Индивидуальность

Индивид

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

- наличие разума и его проявлений (сознание, мышление, фантазии, планирование, анализ, синтез и т.д.); - наличие личности и индивидуальных характеристик психики (сила воли, характер, эмоции и т.д.); - наличие словесной речи и письменного языка; - способность к осмысленному труду; - наличие духовных потребностей, в частности, потребностей к общению, познанию и творчеству.

- наличие разума и его проявлений (сознание, мышление, фантазии, планирование, анализ, синтез и т.д.);

- наличие личности и индивидуальных характеристик психики (сила воли, характер, эмоции и т.д.);

- наличие словесной речи и письменного языка;

- способность к осмысленному труду;

- наличие духовных потребностей, в частности, потребностей к общению, познанию и творчеству.

Выбери и запиши черты сходства и различия человека и животных:   1. способность к творчеству,  2. потребность в отдыхе,  3. наличие органов чувств,  4. сознательное выдвижение целей,  5. умение фантазировать,  6. потребность в общении Черты сходства Черты различия Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21

Выбери и запиши черты сходства и различия человека и животных:

1. способность к творчеству, 2. потребность в отдыхе, 3. наличие органов чувств, 4. сознательное выдвижение целей, 5. умение фантазировать, 6. потребность в общении

Черты сходства

Черты различия

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21

Закрепление материала Задание В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. потребность в пище и воде способность к творчеству способность к чувственному познанию наличие сознания Черты сходства Черты отличия Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление материала

Задание В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

  • потребность в пище и воде
  • способность к творчеству
  • способность к чувственному познанию
  • наличие сознания

Черты сходства

Черты отличия

Автор Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление  Заполни пропуски в тексте Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. прямохождению речью по плану головной мозг орудия труда Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

Заполни пропуски в тексте

Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.

прямохождению

речью

по плану

головной мозг

орудия труда

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вставьте понятия Индивид – каждый отдельный человек, отдельная особь из отряда гомо сапиенс. Индивидуальность  – неповторимость, уникальность каждого человека Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения) Социализация - это усвоение индивидом накопленного людьми, обществом опыта.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вставьте понятия

  • Индивид – каждый отдельный человек, отдельная особь из отряда гомо сапиенс.
  • Индивидуальность – неповторимость, уникальность каждого человека
  • Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения)
  • Социализация - это усвоение индивидом накопленного людьми, обществом опыта.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Записи в тетради. Выучить термины Заполнить таблицы, составить синквейн Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Записи в тетради.

Выучить термины

Заполнить таблицы, составить синквейн

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сравните человека и животное Общее Различия Человек Животное 1)…, 2)… 1)…, 2) … 1)…, 2)… Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Сравните человека и животное

Общее

Различия

Человек

Животное

1)…, 2)…

1)…, 2) …

1)…, 2)…

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление материала Заполните таблицу, используя набор слов: 1. Способность защищаться 2. Способность относиться к другим, как к себе 3. Способность делать запасы впрок 4. Способность отличать хорошее от дурного 5. Способность строить жильё 6.Определённый овал лица 7. Способность передвигаться 8. Способность мыслить 9. Способность утолять голод Что мы наследуем от родителей Общее у всех людей  Особенное у разных людей Чему мы должны научиться Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление материала

Заполните таблицу, используя набор слов:

1. Способность защищаться

2. Способность относиться к другим, как к себе

3. Способность делать запасы впрок

4. Способность отличать хорошее от дурного

5. Способность строить жильё

6.Определённый овал лица

7. Способность передвигаться

8. Способность мыслить

9. Способность утолять голод

Что мы наследуем от родителей

Общее у всех людей

Особенное у разных людей

Чему мы должны

научиться

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Составьте синквейн со словами 1ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ    1 строчка – одно слово, существительное, которое определяет содержание синквейна (тема). 2 строчка – два прилагательных, раскрывающих данное слово (тему). 3 строчка – три глагола, которые определяют действие одного слова (темы). 4 строчка – короткое предложение, которое характеризует тему. 5 строчка – одно слово, итог, синоним. ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕК Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Составьте синквейн со словами

1ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ

1 строчка – одно слово, существительное, которое определяет содержание синквейна (тема).

2 строчка – два прилагательных, раскрывающих данное слово (тему).

3 строчка – три глагола, которые определяют действие одного слова (темы).

4 строчка – короткое предложение, которое характеризует тему.

5 строчка – одно слово, итог, синоним.

ЛИЧНОСТЬ

ЧЕЛОВЕК

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!