2.6. Благоприятный нравственно-психологический климат в детском коллективе.
Аналитическая справка на основе наблюдения, анкетирования, опроса, социометрии.
Воспитателем (ФИО) организуется работа по формированию и совершенствованию благоприятного нравственно-психологического климата в детском коллективе. В ходе контроля организации учебно-воспитательного процесса в группе №1, из наблюдений, бесед с воспитанниками, посещения проводимых мероприятий выявлено, что психологическую атмосферу в детском коллективе можно назвать благоприятной:
1. В группе преобладает доброжелательный тон взаимоотношений между ребятами, а также жизнерадостность, бодрость и оптимизм в настроении.
2. Отношения между воспитанниками группы строятся на принципах взаимной помощи, доброжелательности. В отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика чаще всего высказывается с добрыми пожеланиями. Между ребятами существует взаимное расположение, понимание и сотрудничество. Детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.
3. В группе существуют нормы уважительного отношения ко всем его членам. Ребята стараются поддерживать слабых и помогать новичкам.
4. Воспитанники группы активны, они откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, а также добиваются хороших показателей в учебной и досуговой деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных ребят группы вызывают сопереживание всех членов коллектива.
Следует отметить, что формированию благоприятного климата в детском коллективе способствуют:
- личностные качества воспитателя (ФИО): открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность;
- её профессиональные качества, педагогический такт, знание теории и методики организации учебно-воспитательного процесса;
- ориентация педагога на эмоциональный комфорт воспитанников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
(ФИО) в своей работе использует следующие эффективные способы формирования и поддержания психологического климата в детском коллективе:
- создаёт условия для организации совместной деятельности детей; поощряет активность, инициативу, творчество;
- находит общие интересы, которые объединяют детей и на их основе организует общие дела;
- формирует традиции детского коллектива;
- создаёт ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь коллектива каждого ребенка;
- поощряет детей к открытости, доброжелательности, учит конструктивным способам разрядки негативных эмоций; учит не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- развивает коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- формирует толерантное отношение детей друг к другу.
О том, что в группе №1 царит благоприятная, здоровая атмосфера отмечают и коллеги ФИО (воспитатели других групп, педагогические работники детского дома), а также классные руководители, которые посещают проводимые в детском доме мероприятия.
Таким образом, благодаря проводимой работе, воспитанники ФИО чувствуют себя комфортно как в детском доме, так и в образовательных учреждениях во время учебного процесса, а также в общении с одноклассниками. Они имеют активную жизненную позицию, отличаются воспитанностью и сплочённостью. Отношения в коллективе конструктивные, доброжелательные, отмечается устойчивая группа лидеров. Все приобретённые навыки важны для социальной адаптации воспитанников.
Прилагается СПРАВКА ПСИХОЛОГА об итогах анкетирования, опроса, социометрии.