Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38», ГО Сухой Лог
Применение технологии «Интеллект-карта» в конструировании
Воспитатель: Булгакова С.Ю.,
Куратор зам.зав ВНР Бондарь К.В.
МАДОУ №38, ГО Сухой Лог
«Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Тони Бьюзен
- Метод интеллект-карт, был создан американским учёным, психологом, бизнесменом Тони Бьюзеном. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, предложив способ повышения его эффективности.
- Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие и речевые способности детей, активизируется мышление.
- В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
- Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Применение интеллект-карт в организованной деятельности дошкольников по конструированию
- Классификация по определенному признаку.
- Закрепление и обобщение материала. Итоговая работа по пройденной теме.
- Развитие речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
- Формирование познавательной активности в воспитательно-образовательном процессе.
- Организация индивидуальной, групповой и коллективной деятельности воспитанников.
- Конструирование учебного содержания в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
- Осуществление индивидуально-личностного подхода к детям.
- Организация самостоятельной работы.
- Организация проектной деятельности с детьми.
- Развитие творческих и интеллектуальных способностей , мышления, памяти.
3D интеллект-карты
Конструирование интеллект-карты – необычный игровой вид деятельности, эффективный и универсальный способ работы с информацией, составлять 3D интеллект-карты можно по самым разным темам.
Сам процесс конструирования интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся: в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами.
Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты с помощью конструктора можно назвать визуализацией мышления в 3D формате.
Алгоритм построения интеллект-карты
I этап – определение объекта
IV этап – защита проекта
II этап – построение первичной ИК
ИК
III этап – реконструкция и ревизия
- Сконструированная интеллект-карта - это технология отображения информации в 3D формате. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
- Интеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и 3 D образов, созданных из конструктора. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника объемного представления информации.
- В центре интеллект-карты располагается ключевое понятие, которое конкретизируется понятиями первого порядка, включающими основные разделы темы, затем понятиями второго порядка, третьего и т.д.
Практическое применение
интеллект- карт
в организованной деятельности
по конструированию
на примере
подготовительной группы №7
МАДОУ №38 ГО Сухой Лог
МЕНЮ
1.Составление МЕНЮ кафе «Минутка» для сюжетно-ролевой игры (совместная деятельность)
Сюжетно-ролевая игра «КАФЕ»
3D ИК
2. По «Сказке о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкина
3. «Что такое Новый год?»
Пересказ сказки
Составление рассказа НГ
Блок «День семьи». Тема: составление МЕНЮ кафе «Минутка» для сюжетно-ролевой игры (совместная деятельность)
- I этап. Определение темы объекта: для сюжетно- ролевой игры «Кафе» не хватает меню
I этап. Определение темы объекта
Фруктовое меню
Овощное меню
Фруктовое меню
Овощное меню
1.Пироженка с виноградом
1.Салат капустный с кукурузой
2. Сендвич с кабачками и томатами
2. Мороженное с лимоном, с клубникой
3. Фруктовый пирог с яблоками и сливой
3. Бутерброд с тыквой и зеленым луком под томатным соусом
4. Пирог с капустой
4. Фруктовое желе (апельсин, киви, черника)
5.Фруктовый лед (ежевика, яблоко)
5. Пицца с огурцом, помидорами и морковкой
6.Фруктовый бутерброд с яблоком и абрикосами
6. Морковная котлета
7. Торт с зефиркой
7. Сок тыквенный
8. Сок томатный
8. Салат фруктовый
10. Пирожки с зеленым луком
9.Торт Фруктовый с персиками и ананасами….
1
11. Пирожки со щавелем
12.Хот-дог
13. Ватрушки с картошкой ….
II этап. Построение первичной ИК
III этап. Реконструкция и ревизия
Фруктовое меню
Овощное меню
Мороженное
Напитки
Десерты
Выпечка
Интеллект-карта «Меню»
IV этап. Защита проекта
Блок «День театра» Интеллект-карта по «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина
- I этап. Определение темы, главных героев произведения.
II этап. Построение первичной ИК
III этап. Реконструкция и ревизия
IV этап. Защита проекта. Пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке» по ролям
Дед поймал золотую рыбку. Золотая рыбка сказала: «Отпусти меня в море.». Дед отпустил в море, пришел и сказал про золотую рыбку. Баба загадала желание – новое корыто. Дед пошел к золотой рыбке, и желание исполнилось. Потом второе желание – дом новый. И рыбка выполнила. Баба захотела стать дворянкой. Дед сходил к морю, позвал рыбку и попросил, чтобы рыбка исполнила желание. Пошел домой, там уже терем, старуха – дворянка. Баба приказала деду опять идти к морю. Она хотела стать царицей. Он позвал золотую рыбку. И это желание исполнилось. Бабка стала царицей, выгнала деда. Она захотела стать владытчецой морской, что бы рыбка сама ей служила. Стражу послала искать деда. Привели, к золотой рыбке идти строго приказала. Пошел дед к золотой рыбке. Рыбка приплыла, не исполнила желание. Дед пошел домой. А там опять бабка со сломанным корытом .
Блок Новый год Интеллект- карта «Что такое Новый год?»
- I этап. Определение темы объекта. Единогласно решили, что главный атрибут Нового года – елка!
II этап. Построение первичной ИК
III этап. Реконструкция и ревизия
IV этап. Защита проекта
Полезные свойства интеллект-карт из конструктора
- Наглядность Обозначенная тема (проблема ) объемная, оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом, ее можно поворачивать и вращать, рассматривая под любым углом.
- Привлекательность. . Не всякий ребенок хорошо владеет навыками графического рисунка. Интеллект – карта построенная из конструктора будет интереснее, аккуратнее , эстетичнее, ярче и привлекательней для ребенка.
- Процесс организованной деятельности не будет скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, используя объемные обозначения.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию объемных образов и цвета 3D интеллект-карта легко запоминается детьми.
- Инновационность . Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
- Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Полезные свойства интеллект-карт из конструктора
- Доступность. Детям со слабо развитой моторикой руки доступнее и легче сконструировать интеллект- карту, чем нарисовать. А взрослому - прочесть и понять. Все дети, независимо от уровня развития, с интересом конструируют интеллект -карты. Для детей с нарушением речи это возможность раскрыть себя, показать, что они могут и на что способны.
- В любой момент конструирования интеллект-карты ребенок может пересмотреть и исключить или заменить один объект на другой, исправить обнаруженную ошибку. Чего не сделаешь с графическим изображением.
- Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Интеллект-карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: рабочей группой, командой.
- Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации
Значимость технологии Конструирование интеллект-карт
Создание интеллект-карт на занятиях по конструированию позволяет дошкольникам учиться, играя, и обучаться в игре.
Дает возможность поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников. Способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
Это технология развивающего обучения, объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Расширяет кругозор, развивает творческие способности, мелкую моторику рук, логическое мышление и творческо-поисковую активность детей.
Позволяет каждому ребенку работать по своему замыслу и в своем темпе, самостоятельно решая поставленную задачу. Учит сравнивать, анализировать, строить логическое рассуждение, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Это средство для интеллектуального развития дошкольников, в котором прослеживается интеграция различных видов деятельности.
Спасибо за внимание