Урок алгебры в 10 классе по теме:
«Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Дата проведения: 14.04. 2016
Цели:
Образовательные:
повторить определение возрастающей, убывающей функций, точек минимума и максимума, наименьшего и наибольшего значений функции;
формировать представления о связи свойств функции с её производной ;
ознакомить учащихся со способом исследования функции с помощью производной.
Развивающие:
развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы по результатам собственной деятельности;
развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру у учащихся;
способствовать развитию интереса к исследованиям и поиску закономерностей, умению осуществлять наблюдение, формулировать выводы.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся волю и настойчивость для достижения конечного результата;
воспитывать у учащихся умение выслушать и принимать во внимание взгляды других людей, умение справляться со сложностью.
Планируемый результат урока:
Знать: признак возрастания функции на интервале, признак убывания функции на интервале, признаки максимума и минимума функции;
Уметь: по графику производной и схематическому изображению знаков производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума функции.
Организационные формы общения: индивидуальная.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Постановка учебной задачи.
Лабораторная работа. Обсуждение результатов деятельности учащихся, теоретическое обоснование этих результатов.
Первичное закрепление.
Включение в систему знаний и повторение.
Вывод по уроку.
Рефлексия деятельности.
Оборудование кабинета: ПК, проектор, экран.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учеников. Знакомство с учениками. Проверка отсутствующих учеников.
2. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: актуализация опорных знаний, активизировать внимание, показать недостаточность знаний для определения свойств функции.
(1,2 слайд).
- Друзья, это история произошла со мной совершенно недавно. Мой друг занимается видео редактированием и однажды, с ним случился такой случай. (Слайд 2) В одном из его видео перед ним стояла задача отрегулировать движение камеры. Она должна была двигать по кривой, которая описывалась графиком. И в точках когда камера уходила на максимальное расстояние от объекта или слишком приближалась к объекту она должна была задержаться. Но вот незадача, программа выдала только формулу графика, а самого рисунка графика не выдала. Посмотрите внимательно на формулу и скажите, можем ли мы помочь моему другу построить эту функцию и найти эти точки? Конечно это очень сложная задача, ведь вы таких функций еще не изучали. И как же быть?
- Тогда расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о функциях? (Беседа с детьми о свойствах функций. Демонстрируются слайды 3, 4, 5). Повторение определений возрастающей, убывающей функций, точек минимума, максимума, определения производной.
- Мы вспомнили некоторые свойства функций и что у функции есть производная. А вот интересно, есть ли какая-нибудь связь между производной функции и ее свойствами (монотонностью и точками экстремума)?
Объявления темы урока. (6 слайд).
Тема урока: Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы.
Исходя из темы урока, какие цели и задачи на сегодня мы должны поставить?
(Дети самостоятельно пытаются поставить цели и задачи урока).
Постановка цели и задач урока. (Слайд 7, 8)
Лабораторная работа. Обсуждение результатов деятельности учащихся, теоретическое обоснование результатов.
Цель: обсудить выводы учащихся по результатам лабораторной работы, познакомиться с теоремами, показывающими, как по знаку производной можно установить характер монотонности функции на промежутке, внести необходимые корректировки в сформулированные гипотезы, составить алгоритм исследования функции на монотонность и экстремумы.
- Для выполнения поставленных перед нами целей и задач, предлагаю провести вам самим некоторые исследования. Скажите, какую самую простую функцию вы изучали в школе? (График прямой y = kx+b).
- От чего зависит вид такого графика? (От коэффициента k).
- Сейчас вы должны построить два разных графика прямой, найти их производные и посмотреть как ведет себя этот график в зависимости от значения его производной.
Учащиеся озвучивают сформулированную ими гипотезу о связи между характером монотонности функции и знаком её производной.
- Мы с вами выяснили некоторую закономерность для знака производной и монотонности функции. А как же быть с точками экстремума? - Можно ли на примере прямой выяснить это обстоятельство. (Нет так как у прямой нет точек экстремума).
- А можете ли вы предложить какую-нибудь функцию из известных для исследования, но так чтоб у нее была хоть одна точка минимума или максимума. (Предложить детям исследовать график квадратичной функции).
Открываются слайды 9-10, идёт сопоставление построенных графиков и выдвинутых гипотез.
Учитель формулирует Теоремы 1,2 и теоремы 3,4 ( § 30-31 – учебника). Сравнение выдвинутой гипотезы с содержанием теоремы.
Формулируется учащимися окончательный вывод: чтобы исследовать функцию на монотонность и экстремумы, необязательно строить график производной, достаточно определить знаки производной на промежутках, на которые стационарные и критические точки разбивают область определения функции.
Составляется алгоритм исследования непрерывной функции на монотонность и экстремумы: (Слайд 11).
Найти производную функции y = f(x). Найти стационарные и критические точки. Отметить эти точки на числовой прямой и определить знаки производной на получившихся промежутках. Сделать выводы о монотонности функции и, о её точках экстремума. |
4. Первичное закрепление.
Цель: научить применять полученные выводы для решения задач
двух видов:
по графику производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума функции;
по изображению знаков производной находить промежутки возрастания и убывания, точки экстремума.
На этом этапе учащиеся выполняют следующее задание:
Непрерывная функция y = f(x) задана на . На рисунке изображён график её производной. Укажите количество промежутков возрастания и убывания функции, точки минимума и максимума. (Слайд 12)
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: формировать навыки самостоятельного применения алгоритма исследования функции с помощью производной.
Учащимся предлагается выполнить задания из задачника
№ 30.14 - а,б; 30.15 - б; 30.26 - в; 30.27 в. При выполнении заданий учитель контролирует учащихся «группы риска».
Ученикам быстро выполнившим все задания предлагается решить задачу с видео камерой.
Итог урока.
Цель: дать оценку успешности достижения цели урока.
На этом этапе проговариваются выводы, сделанные учащимися в ходе выполнения лабораторной работы.
Учитель обязательно отмечает, что каждый ученик на уроке занимался исследовательской деятельностью, создавая свой интеллектуальный продукт.
Рефлексия. Цель: дать оценку уроку учащимися, высказать предложения. Отмечаются позитивные моменты урока.