Применение педагогических технологий
на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
«Весь воспитательный процесс должен
быть пронизан уважением к личности
каждого ребенка»
Ш.А. Амонашвили
В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью, из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.
Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в современной школе. Активно разрабатываются проблемы результативности обучения на основе использования последних достижений психологии и информатики.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на наш взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.
В своей работе чаще всего мы используюм элементы технологий проблемного обучения, игровых, технологий метода обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах, в парах), ИКТ и здоровьесберегающие технологии.
Игра — это естественная для ребенка гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и многое другое.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Для формирования, сохранения и укрепления здоровья человека, в начальной школе прменяем здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Систематически в процессе обучения в начальных классах в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения.
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Демонстрационный и раздаточный материал
Наглядность это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.
Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения знаниями.
• Использование ИКТ
Важнейший показатель всесторонней и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями.
Опыт применения ИКТ показал, что у учащихся существенно повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, снимается психологическое напряжение школьного общения , повышается эффективность ученического труда, а также способствует повышению качества образования.
При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учёбе.
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний. создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Своё выступление хочу завершить словами Конфуция :
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне ,- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И я научусь»