СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение компетентностного подхода в спо при организации занятий по теории физической культуры с использованием метода «case studies»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевым понятием современного профессионального образования, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, выдвигается понятие компетенций, которое рассматривается как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.Необходимо учить cтудентов  быть компетентными и в вопросах физического воспитания.  

 

Просмотр содержимого документа
«Применение компетентностного подхода в спо при организации занятий по теории физической культуры с использованием метода «case studies»»

Е.Ю.Мурашевич

ГБПОУ ИО УИ ТОТ, г.Усть-Илимск

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СПО ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «CASE STUDIES»


Кейс-метод в физической культуре.

Ключевым понятием современного профессионального образования, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, выдвигается понятие компетенций, которое рассматривается как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, всё то, что мы называем общими компетенциями, становится важнейшими качествами личности студента. Компетенциям невозможно обучить, их можно только сформировать у студентов на основе приобретения ими знаний, умений, развития личностных качеств необходимых для конкретной трудовой деятельности. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда.

Предприятия всё больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства специалистами, способными ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов возможно в процессе реализации образовательных программ через организацию учебной деятельности, посредством применения, технологий активного обучения, одной из которых является технология Кейс-метод. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков теории физического воспитания. Современный учитель должен идти в ногу со временем, а для этого необходимо пересмотреть свою работу, сделать ее интересной, информационной.

В настоящее время все чаще приходится слышать о необходимости воспитания у студентов компетентности, комплекса общих учебных умений и навыков, которые помогут студентам найти себя в этой жизни, не пропасть и не затеряться. Необходимо учить их быть компетентными и в вопросах физического воспитания. Теоретическая часть программы СПО «Физическая культура» направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.

Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций, техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс» - чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить существующую жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод основан на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами.

Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей. В данной форме обучения индивидуальная работа совмещается с групповой.

Ниже приводится пример обучающего кейса, описывающего учебную (условную) ситуацию. Цель создания кейса- понимание типичных характеристик ситуации. Основная обучающая, образовательная задача кейса- анализ, осмысливание ситуации. Каждая группа получает задание и справочный материал.

Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-технология, то она будет содержать несколько шагов-этапов:

  • Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию

  • Преподаватель готовит кейс различного объема (до нескольких страниц).

  • Обучающиеся, как правило, предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

  • После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

  • Преподаватель совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Ознакомлении обучающихся с текстом кейса и предварительный анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения и реализуются как самостоятельная работа.

Ниже дан пример применения кейс-технологии (основные этапы) на уроке физической культуры. Я использую данный кейс в обучении студентов, обучающихся по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», при изучении темы «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями».



ПРИЛОЖЕНИЕ

Вид кейса: обучающий

Содержание кейса

Задание:

На лыжную базу отдыха прибыла группа спортсменов, вместе с тренером. Они долго добирались за город и очень устали. В составе группы были девушки и юноши, которым нужно было тренироваться в течение двух недель. Их каждая тренировка была продолжительностью два часа у девушек и три часа у юношей. В день проходило по одной тренировке утром, и одной вечером, каждый день по две тренировки. В команде были девушки и юноши 15-17 лет.

Задача: Составьте меню на один день, для спортсменов, с учётом возраста, пола, ежедневной физической нагрузки и состояния здоровья.

1-я группа

Вера, 16 лет, этап спортивного совершенствования, после болезни ОРЗ.

2-я группа

Даша, 16 лет, этап спортивного совершенствования, не любит молочные продукты.

3-я группа

Андрей, 16 лет, этап восстановления, после травмы.

4-я группа

Иван,16 лет, этап восстановления после областных соревнований.

5-я группа

Александр, 16 лет, этап спортивного совершенствования.



Дополнительная информация:

1.Режим питания подростков;

2. Режим питания подростков, занимающихся спортом;

3.Нормы калорийности питания и состава продуктов для различных

категорий населения;

4. Таблица калорийности продуктов и блюд;

5. Нагрузка на этапах тренировки лыжников;

6.Расход калорий при занятиях различными видами спорта.



Памятка для работы с кейсом (для преподавателя)

1.Вступительное слово преподавателя, постановка основных вопросов (в чем заключается деятельность студентов, и по каким критериям она будет оцениваться).

2.Распределение студентов по малым группам, определение докладчиков.

3.Подвести итоги по следующим критериям (Таблица 1): количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблемы; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез.



Памятка для работы с кейсом (для студентов)

    • ознакомиться с кейсом, прочитать ситуацию и обдумать ее

    • выявить проблемы, внимательно слушая высказывания каждого участника

    • организовать исследование объекта, сбор и изучение дополнительной информации по теме

    • организовать работу в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы, избегая крайностей, выделяя главные вопросы

    • обсудить варианты решений в группах, записывая все выводы

    • обобщить результаты дискуссии;

    • выделить наиболее важные моменты дискуссии

    • оформить итоги работы, представить результаты работы над темой

Таблица 1.Критерии оценок работы групп


Наименование критерия


Балл


Балл

Правильно ли дан ответ на вопрос?

1


Активность работы всех членов группы

1


Четкость и грамотность работы

1


Правильно ли сделан вывод?

1


Соблюдение регламента


1


Штрафные баллы (нарушение правил ведения

дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

-1




Итого:








Заключение

Кейс-метод используя технологию проблемного, практико-ориентированного, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, помогает преподавателю формировать умения, навыки и компетенции обучающегося.

Формирование умений:

-применять имеющиеся знания на практике;

-критически анализировать ситуацию;

-выделять и ранжировать проблемы;

-осуществлять поиск многообразных (в том числе альтернативных) и максимально возможны способов решения проблемы;

-осуществлять выбор и оценку оптимального решения;

-вырабатывать стратегию принятия решения

Развитие:

-аналитического, критического, проблемно-ориентированного и творческого мышления;

-социальных и профессиональных компетенций при работе в малых и больших группах;

-самостоятельности в принятии решении



Результат применения кейс-метода

Студенты должны уметь:

-Рассматривать ситуацию во всех её составляющих и взаимосвязях.

-Выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов

-Выделять проблемы

-Прогнозировать дальнейшее течение событий

-Выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д.



Литература

1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. - 2010.-№4.-с.61-65.

2.Современные образовательные технологии (кейс – метод). Методическая разработка. Составители: Л.В.Ерёмина, Н.Н.Наумова, Я.А.Погребная,

Москва,2014 г.- с.29-30.

3. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов. Содержит разнообразные ресурсы, которые будут полезны преподавателям, заинтересованным в использовании кейс-метода в своих учебных курсах. http://www.casemethod.ru/


4. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Кейс- технологии как один из инновационных методов образовательной среды.http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov




Скачать

© 2018 1967 20

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!