СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейс-технологии в текстоцентрической методике при обучении говорению на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс-технология относится к методам активного обучения, когда  обучение происходит в процессе деятельности. Впервые технология  «case-study» был применена в Школе Права Гарвардского университета.

Особенностью кейс–технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Цель технологии – совместными усилиями группы учеников проанализировать проблему (кейс), возникающую в определенной учебной ситуации, и выработать  лучшее, или возможное, практическое решение в контексте поставленной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Применение кейс-технологии в текстоцентрической методике при обучении говорению на уроках иностранного языка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа № 2»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия









Представление инновационного педагогического опыта










Применение кейс-технологии в текстоцентрической методике при обучении говорению на уроках иностранного языка












Ромазанова Ильмира Ринатовна,

учитель иностранных языков

МОУ «Лямбирская СОШ № 2»













2016

Преподавателям слово дано не для того,

чтобы усыплять свою мысль,

а для того, чтобы будить чужую.  

                                                                    В. Ключевский


При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации образовательного процесса. В связи с данными требованиями акцентируется внимание на деятельностный характер обучения, предполагающий интерактивный подход во взаимодействии всех участников образовательных отношений.

В последнее время в системе школьного образования широкое распространение получили активные технологии, среди них проекты, компьютерное моделирование, деловые игры, кейс-технология.

Проанализировав различные технологии, свой выбор я остановила на кейс-технологии.

Кейс-технология относится к методам активного обучения, когда обучение происходит в процессе деятельности. Впервые технология «case-study» был применена в Школе Права Гарвардского университета.

Особенностью кейс–технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Цель технологии – совместными усилиями группы учеников проанализировать проблему (кейс), возникающую в определенной учебной ситуации, и выработать лучшее, или возможное, практическое решение в контексте поставленной проблемы.

Кейс-технология

Таблица 1

Особенности кейс-технологии

Основные этапы работы ученика с кейсом

Части кейса

Присутствие исследовательской стадии процесса;

Коллективное обучение или работа в группе;

Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;

Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.


1 этап–знакомство с ситуацией, ее особенностями;

2 этап–выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3 этап–предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап–анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап–решение кейса – предложения одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы предотвращения конфликтов и их разрешения.

Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

Описание конкретной ситуации;

Задания к кейсу.

Как видим из таблицы, материалом для составления кейсов служит текст, поэтому применение кейс-технологии будем рассматривать как один из способов реализации текстоцентрической методики (основана на представлении о тексте как результате и продукте творческой деятельности. Текст рассматривается как целостный завершенный объект исследования. При этом в зависимости от предмета рассмотрения в качестве самостоятельных направлений изучения текста выделяются: семантика и грамматика (или отдельно синтаксис) текста, основу которых составляет взгляд на текст как на структурно-семантическое целое (Золотова Г.А., К. Кожевникова, Ковтунова И.И.).

Материал таблицы 1 позволяет нам говорить о том, что основная реализация кейс-технологии лежит в области активной коммуникации, которая на уроках иностранного языка достигается через такой вид речевой деятельности как говорение процесс выражения мыслей человека, его чувств и желаний посредством языка с целью воздействия на собеседника в процессе общения» (В. Артемов)).

Поэтому нам представляется интересным рассмотреть взаимосвязь трех элементов: текста, кейс-технологии и говорения. Связующим звеном столь разноплановых категорий, на наш взгляд, является текст, поэтому будем рассматривать кейс-технологию и говорение в контексте текстовых категорий.

В лингвистике выделяется большое количество текстовых категорий, но мы рассмотрим только три, выделяемые всеми учеными, соответственно, являющиеся одними из ведущих. Это: целостность, адресат-адресант, информативность.

Таблица 2

Сопоставительная таблица соотношения текстовых категорий

с кейс-технологией и говорением

Целостность – текстовая категория, которая конкретизируется в понятии замысла (мотива, темы) существующие до готового текста и затем находящие своё выражение в нём, всегда претерпевая те или иные изменения. В то же время смысловая целостность текста проявляется в единстве темы, которую называют смысловым ядром текста.



Кейс-технология

Говорение




Целостность выражается в том, что любой кейс строится на поиске проблемы, которая является замыслом кейса.

Целостность проявляется в том, что любой процесс говорения осуществляется при наличии определенного замысла со стороны говорящего, Этот замысел может быть фатическим (этикетное общение), информационным, дискуссионным, монологическим.

Адресант-адресат - текстовая категория, которая характеризуется тем, что организует все составляющие коммуникативных процессов.



Кейс-технология

Говорение



Адресант в кейсе выступает в роли создателя кейса, предъявляющего свою проблему.

Адресат предстает в виде человека, который решает кейс. То есть вступает во взаимодействие с адресантом.


Адресант в процессе говорения воспроизводит текст, а адресат – воспринимает этот текст.

Информативность- текстовая категория, которая заключается в том, что в нем имеется определенным образом организованная совокупность сведений, данных, информации, вложенных в него отправителем для адресата с тем, чтобы адресат совершил при освоении этих сведений определенную совокупность действий.


Кейс-технология

Говорение


Информативность выражается в том, что деятельность по решению кейса предполагает постоянную работу с информацией различного вида. Причем поиск решений кейса предполагает представление его в виде информации.


Информативность заключается в том, что в процессе общения коммуниканты обмениваются информацией, работа с которой происходит практически сразу. В процессе диалогического взаимодействия важна не только информационная составляющая, но и реакция собеседника на получаемую информацию.

Как видим из сопоставительной таблицы, как в кейс-технологии, так и в говорении, текстовые категории находят свое выражение. Поэтому мы можем с полной уверенностью говорить, что применение кейс-технологии в процессе изучения иностранного языка, особенно при обучении говорению, является методически оправданным.

Применение кейс-технологии на уроках иностранного языка способствует раскрытию индивидуальности обучающихся, их способностей решать ситуации максимально приближенные к реальности. Так, возможность работать с кейсом на занятиях по иностранному языку способствует развитию навыков находить проблему (в соответствии с возрастными особенностями обучающихся), что является важным навыком для осуществления эффективной деятельности в будущем. Это позволяет работать с большим количеством информации, представленной в разных видах. Максимальное погружение и вживание в роль решаемого кейса позволяет добиваться понимания не только его проблематики, но понимания вариативности решений, что позволяет в будущем видеть несколько решений, одно из которых является наиболее оптимальным.

Нами был проведен опрос обучающихся, с целью определения эффективности использования кейс-технологии при обучении говорению на уроках иностранного языка в рамках текстоцентрической методики. Образец и анализ опроса представлен в приложении.

Перспектива применения кейс-технологии

В 2016\2017 учебном году планируется введение в сетку предметов 5-ых классов второго иностранного (французского) языка. В школе создана соответствующая материально-техническая база, оборудован и функционирует лингафонный кабинет.

В заключение следует отметить, что применение кейс-технологий открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку.

















































Приложение

Опрос обучающихся

(кейс-технология, текстоцентрическая методика, говорение)


  1. Что тебе больше всего нравится делать на уроке английского языка?

  1. Читать тексты

  2. Говорить на английском языке

  3. Слушать

  4. Писать

  1. Получается ли у тебя говорить на английском языке?

  1. Да, получается всегда

  2. Да, получается не всегда

  3. Нет, не получается, хотя я стараюсь

  4. Нет, не получается совсем


  1. Комфортно ли ты чувствуешь себя, когда кто-то другой говорит на английском языке?

  1. Да, я всё понимаю

  2. Да, но я много не понимаю

  3. Нет, я ничего не понимаю, но мне хотелось бы

  4. Нет, я ничего не понимаю, потому что не проявляю интереса


  1. Как ты думаешь, зачем тебе нужно изучать иностранный язык?

А) Для общения со своими сверстниками из других стран.

Б) Для путешествий в другие страны

В) Для того, чтобы играть в компьютерные игры

Г) Для того, чтобы читать и понимать простые тексты, вывески

Д) Пригодится в будущем.

  1. С каким видом информации вам легче всего работать?

Текст_1___2_____3____4___5____

Таблица_1___2_____3____4___5____

Рисунок_1___2_____3____4___5____


  1. После прочтения текста, всегда ли ты можешь определить его проблему?

  1. Да, всегда

  2. Да, но не всегда

  3. Нет, не всегда, но я стараюсь

  4. Нет, у меня это не получается


  1. Можешь ли ты сократить предложения или отдельные фрагменты текста на английском языке?

  1. Да, всегда

  2. Да, но не всегда

  3. Нет, не всегда, но я стараюсь

  4. Нет, у меня это не получается


  1. При какой форме работы на уроке вы чувствуете себя комфортнее всего? (самостоятельная работа, работа с соседом по парте, командная работа)

  1. Результаты опроса

  2. Сроки проведения опроса: первый этап – февраль 2015 г.; обучающиеся 3 а, 3 б классов (32 чел.); второй этап – февраль 2016 г. обучающиеся 4 а, 4 б классов (31 чел.)

  3. Анализ данных опроса показал следующее:

на первом этапе опроса обучающиеся:

- основным видом деятельности на уроке иностранного языка отмечали письмо и слушание (81%); чтение отметили 11%; говорение 8%. Эти данные подтверждаются результатами следующего вопроса, направленного на определение готовности обучающихся говорить на изучаемом языке. Определяется как низкая или отсутствующая совсем.

Возможно, это вызвано тем, что говорение является самым сложным видом речевой деятельности, когда обучающиеся должны продуцировать собственное речевое высказывание правильно, соблюдая стилистические, грамматические законы иностранного языка.

Следующий вопрос был направлен на выяснение уровня комфортности обучающихся во время слухового восприятия иноязычной речи (28%). Примечательно, что большинство респондентов говорят о мотивации (65%) к пониманию иностранной речи, что позволяет судить о готовности обучающихся к изучению языка.

Эта мотивация может быть вызвана разными факторами. Опрос показал, что чаще всего обучающиеся (45%) отмечали изучение иностранного языка как необходимость комфортно чувствовать себя во время компьютерных игр. Изучение иностранного языка для путешествий отметили 24%. Изучение иностранного языка с целью применения его в будущем отметили всего лишь 14%. Это связано с возрастными особенностями респондентов.

В качестве наиболее предпочитаемой формы работы обучающиеся выделяли самостоятельную работу (42%), работу с соседом по парте отметили 40 %, а преимущества командной формы работы увидели 18% обучающихся.

Второй этап опроса обучающихся показал следующие результаты:

- основными видами деятельности на уроке иностранного языка отметили слушание и говорение (57%); чтение отметили 25%; письмо18%.

Показатель по говорению улучшился так, как обучающие стали чувствовать себя более комфортнее (41%), при произношении речи на иностранном языке, а так же при восприятии чужой иноязычной речи (55%)

- показатели мотивации к изучению иностранного языка так же немного изменились. Повысилось осознания того, что иностранный язык нужен для общения, активной коммуникации со своими сверстниками из других стран (10%).

- осознание необходимости работы с текстом повысилось на 16%.

- преимущества командной работы, ее результативность оценили 30 % (было 18%).

  1. Данные опроса позволяют нам говорить о целесообразности применяемой кейс-технологии в аспекте текстоцентрической методики при обучении говорению.


Скачать

© 2016 977 13

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!