Рабочая программа по предмету «Технология» составлена РР в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 18.10.2013г., регистрированный №30213) «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.07.2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. №253»;
7. Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 06.07.2015 № 1920 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области на 2015-2016 учебный год;
8.Основная Образовательная Программа МКОУ Зюзинской СОШ (Педагогический совет Протокол №10 от 28.08.2015г.);
9. Примерная программа основного общего образования «Технология.» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология»
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
2. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно значимых продуктов труда.
3. Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельно; безопасными приемами труда.
4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
5. Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в процессе преподавания должны реализовываться актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• давать и углублять знания о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их решения, элементах машиноведения, к культуре дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов , об информационных технологиях;
• воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности;
• обучать способам деятельности:
- умению действовать автономно: защищать свои интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
- способности работать с разными видами информации: символами, текстами, таблицами;
- умению работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты т.д.
• формировать компетенции – коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую, личностно-саморазвивающуюся.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы творческой, проектной деятельности;
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией
с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
с производительностью труда; реализацией продукции;
с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
с экологичностью технологий производства;
с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте
навыками организации рабочего места.
Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.
Темы раздела включают в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений с использованием стендов и наборов раздаточного материала.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.
Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Технология» изучается в 8 классе – 1 час в неделю, 36 часов в год из расчета 36 учебных недель
Ценностные ориентиры в содержании учебного предмета
В результате обучения учащиеся овладеют:
-трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемыми видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
-с назначением и технологическими свойствами материалов;
- с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
- рационально организовывать рабочее место;
-находить необходимую информацию в различных источниках;
-применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
-выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов:
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов
преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников
информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления
интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием
ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных
и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии
и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства
Содержание учебного предмета
Введение. Техника безопасности (2 часа)
Семейная экономика (11 часов)
Семейная экономика- наука о повседневной экономической жизни семьи, умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.
Художественная обработка материалов (19 часов)
Цель изучения этого раздела — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников, поиск и подбор иллюстраций для составления коллекции архива кабинета и др.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления интерьера школы или коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Очень важно при этом, чтобы учитель подбирал высокохудожественные объекты труда. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своими основными задачами: сформировать у школьников эстетическое отношение к труду, научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием, ценить красоту.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии, интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки материалов.
Творческий проект (3 часа)
Под методом проектов в образовательной области "Технология" понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Кроме того, это-самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Большой объем учебного материала, заложенный в программе, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения проектов. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащимся могут быть предложены различные по сложности темы проектов.
Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне — взаимопонимания и взаимоуважения.
В дальнейшем для развития художественных способностей учащихся имеется возможность использовать время, выделенное для выполнения проектов в этих же классах.
Контроль уровня достижений учащихся
При выполнении проектов:
Учащиеся должны быть способны:
- планировать, организовывать и выполнять работу;
- оценивать результаты на каждом этапе;
- находить и использовать необходимую информацию.
Учащиеся под руководством учителя, используя полученные знания в предыдущих классах, выполняют самостоятельные творческие завершенные работы. При выполнении этих работ учащиеся участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идеи разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении, оценки, в том числе возможной реализации.
Тематика проектов является лишь ориентировочной, т.к. невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных учеников наибольший интерес. Дети, выбирая для себя объект проектирования, т.е. изделие, должны знать, что к выбору темы проекта предъявляются требования, которые необходимо воспринимать как инструкцию, руководство:
1. объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
2. необходимо предчувствие, что объект (изделие) позволит разработчику реализовать
себя творчески;
3. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе работы учащиеся поймут, что одинаковых работ не должно быть и внесут какие-то изменения, коррективы (в виде отделки, вышивки, каких-то конструктивных решений).
Изготовление творческих работ воспитывает обязательность выполнения задания в намеченные сроки, тщательность и добросовестность в работе. Работа, которая требует больших затрат времени, выполняется в домашней обстановке, тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей.
Сроки выполнения творческих работ в большей степени зависят от содержания, целей и задач этих работ и могут меняться от 3-4 недель до одного года. При длительном выполнении работы намечаются определенные основные и дополнительные цели и этапы работы с конкретными результатами на каждом этапе. Это позволяет сформировать творческие кавыки и развить инициативу подростка. Работа, выполняемая в течение года, создает дополнительную заинтересованность учащихся в получении знании, необходимых для ее выполнения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать:
- понятия домашняя экономика, семья, прибыль, предпринимательская деятельность, сертификат, сертификация продукции, маркировка, этикетка, вкладыш, штрих -код, бюджет семьи, доходы и расходы, налоги, накопления, сбережения;
-потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
-требования к рациональному питанию;
-варианты использования приусадебного участка;
-влияние доходов с приусадебного участка на семейный бюджет;
-последовательность выполнения творческого проекта;
-способы хранения информации; носители информации;
-правила оказания первой помощи при работе
-общие сведения из истории аппликации и вышивки; возможности техники «буфы»
-материалы, применяемые для вышивки и техники «буфы»
-правила сочетания разных видов буфов и вышивки;
-технологические приемы выполнения различных видов т аппликации, буфов и швов
«узелки» и «рококо»;
-правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения и модели
изделия;
-способы прикрепления бисера и блесток;
-особенности окончательной отделки изделий из разных тканей;
-правила ухода за изделиями с отделкой вышивкой, бисером и блестками.отделку изделия с вышивкой, бисером и блестками
Учащиеся должны уметь:
-подбирать материалы, подбирать и составлять рисунки для вышивки;
-выполнять буфы «соты», «волны», «плетенка»;
-подбирать фурнитуру к изделию;
-выполнять отделку изделий бисером и блестками, сочетать с вышивкой;
-выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой, бисером и блестками
-определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве;
-классифицировать человеческие потребности и выстраивать иерархическую лестницу;
-оценивать и сочетать личные потребности, планировать покупки;
-разбираться в информации о товарах;
-«читать» штрих-код и определять соответствие товара заданному образцу;
-определять структуру семейного бюджета, разделять постоянные, переменные и
непредвиденные расходы;
-составлять меню взрослого человека на день, ориентироваться в соответствии со
своими возможностями в ассортименте товаров общественного питания;
-самостоятельно вести личную книгу доходов и расходов;
-рассчитывать количество садово-огородных культур в соответствии с нормами
потребления и урожайностью;
-заполнять таблицу в Microsoft Excel;
-подсчитывать общую стоимость заданных продуктов при помощи компьютерного калькулятора;
-сохранять результаты работы на носители информации;
-выбирать тему проекта, руководствуясь актуальностью проблемы;
-проводить анализ творческих работ, корректировать и дорабатывать материал;
-логично излагать свои мысли, убедительно доказывать преимущества своего
творческого проекта;
-уметь представить проект на этапе защиты;
-решать ситуационные задачи по данной теме с подробным объяснением выполняемых
действий.
Контроль выполнения программы осуществляется по следующим параметрам
качества:
• степень самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий,
• характер деятельности (репродуктивная, творческая),
• качество выполняемых работ и итогового продукта.
Критерии оценивания:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения, общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением
технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении отдельных операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Учебно – методическое и программное обеспечение.
Литература для учащихся:
1. Технология. Обслуживающий труд : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ( Н.В.Синицина,О.В.Табурчак,О.А.Кожина и др.); под ред. В.Д. Симоненко. –М.:Вентана – Граф,2010
2. Лихачева Л.Б., Соловей А.В. Энциклопедия заблуждений. Мода. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 448с.
3. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.
4. Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. – 120с.
5. Фомина Ю.А. Интерьер к торжеству. Украшаем дом к приему гостей и делаем подарки. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с.
6. Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104с.
7. Махмутова Х.И. Предметы интерьера в технике батик и аппликация. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64.
8. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64с
9. Лучшие техники для любителей вышивки /Под ред. Анны Скотт; пер. с англ. А.Шевченко – М.: «Альбом», 2006. – 159с.
Литература для учителя:
1. Технология. Обслуживающий труд : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ( Н.В. Синицина, О.В. Табурчак О.А. Кожина и др.); под ред. В.Д. Симоненко. –М.:Вентана – Граф,2010.
2. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
3. Программа основного общего образования по образовательной области «Технология» (допущены Министерством образования Российской Федерации) по направлению
«Обслуживающий труд». «Сборник нормативных документов. Технология / сост. С23 Э. Д. Днепров, А.К. Аркадьев. – М.: Дрофа,2007.- 198, под ред. В.Д. Симоненко (М., 2007);
4.Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): развернутое тематическое планирование по программе В. Д. Симоненко / авт.-сост. Е.А. Киселёва (и др.).- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2010,-111 с.
5. Гаевая, Р. А. Хлеб на вашем столе / Р. А. Гаевая, М. А. Ященко. - Киев: Урожай,2006. 6. Технология: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в ОУ Волгоградской обл. / авт.-сост. Е. И. Колусе-ва. - Волгоград: Учитель, 2006.
7. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с
Интернет-ресурсы:
· информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //
http://master-class.narod.ru
· Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
· Начала экономики // www.besh.websib.ru
· Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
· Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
· Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
· Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
www.sneg.by.ru
· Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
· Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
· Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru
· Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru
· Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
· Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.
Календарно – тематический план изучения учебного материала по технологии (девочки) для 8 классов.
№ п/п | Тема урока | Кол-во час-ов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся(результат) | Дата проведения |
По плану | По факту |
Вводное занятие. – 2 часа. |
| Вводный урок Инструктаж по охране труда. | 1 1 | Лекция с элементами беседы. | Первичный инструктаж по ТБ в кабинете обслуживающего труда на рабочем месте. Обзор разделов, изучаемых в этом году. | Знать правила ТБ. Уметь использовать их на практике. Иметь представление о предстоящей работе. | 03.09 10.09 | |
Семейная экономика. – 11 часов. |
| Семья как экономическая ячейка общества | 1 | Лекция с элементами беседы. | Описать ресурсы семьи, задачи на развитие творческого мышления. | Знать понятия домашняя экономика, технология, семья. Уметь: -определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве; -успешно решать задачи на развитие логического и творческого мышления. | 17.09 | |
| Предпринимательство в семье. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практикум. | Игра-диагностика на влияние предпринимательских качеств личности учащихся. | Знать понятие бизнес, предпринимательская деятельность, благосостояние семьи. Уметь улавливать связи кругооборота ресурсов и денежных средств в экономике. | 24.09 | |
| Потребности семьи. | 1 | Беседа с элементами дискуссии. | Социоматрица, тест на влияние уровня самооценки и притязаний. | Знать понятие потребности семьи, материальные и духовные потребности. Уметь: -классифицировать человеческие потребности и выстраивать иерархическую лестницу; -верно оценивать и сочетать личные потребности и возможности при помощи тестов и социоматрицы. | 01.10 | |
| Информация о товарах. | 1 | Беседа. | Умения покупать по рациональной потребности. | Знать информацию о товарах, сертификацию товаров. Уметь покупать те вещи, которые необходимы вашей семье. | | |
| Торговые символы. Этикетки и штрих коды. | 1 1 | Беседа. | Знакомиться с назначение торговых символов, этикеток, штрих код, информаций, которая в них заложена. | Уметь получать информацию о товарах из маркировок. Знать расшифровки штрих кода, изобретения штрих кода, сфера применения штрих кода. | | |
| Бюджет семьи. Доходная часть семейного бюджет. Расходная часть семейного бюджета. | 1 1 1 | Беседа. Решение экономических задач. | Пакет задач по расчету платы за коммунальные услуги. Разработка проекта снижение затрат на коммунальные услуги. | Знать понятие бюджет семьи, доходы и расходы семьи, налоги. Уметь: - определять структуру семейного бюджета; - рассчитывать плату за коммунальные услуги. | | |
| Расходы на питание. | 1 | Беседа. Лабораторная работа. | Составление примерного меню рационального питания школьника в сутки. Оценка стоимости питания учащегося за неделю, с использованием компьютерной программы Microsoft Excel. | Знать: - требования к рациональному питанию; значение пищевых веществ в жизни человека. Уметь: -ориентироваться в соответствие со своими возможностями в ассортименте товаров общественного питания; правильно составлять меню взрослого человека в день, оценивать стоимость питания учащегося за неделю; -запускать Microsoft Excel,подсчитывать стоимость заданных продуктов при помощи компьютерного калькулятора; Сохранять результат работы на дискету и распечатывать на принтере. Иметь: -общие представления о работе за компьютером. | | |
| Сбережения. Личный бюджет. | 1 1 | Беседа. | Создание личной бухгалтерской книги «Финансы поют романсы». | Знать понятия накопления, сбережения. Уметь: - разделять постоянные, переменные и непредвиденные расходы; - самостоятельно вести личную книгу доходов и расходов. | | |
| Экономика приусадебного участка | 1 | Беседа . Практикум | Приусадебный участок, овощные и плодовые культуры, себестоимость продукции, минеральные соли, микроэлементы. | Знать что такое приусадебный участок Уметь: правильно распределить бюджет на участок и отдельные его составляющие | | |
Художественная обработка материалов-19 часов |
| Художественная вышивка. Подготовка к вышивке. Инструктаж по охране труда | 1 1 1 | Коби- ниро- ванный | Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты. Цвет и его свойства. Элементы построения узора вышивки. | Знать: -виды декоративно-прикладного искусства; -материалы и инструменты для вышивания; -свойства цвета и элементы построения вышивки | | |
| Техника Владимирского шитья | 2 | Практи- ческая | Правила посадки и постановки рук во время вышивания. Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Техника выполнения швов верхошов, накладная сетка | Уметь: -закреплять нити разными способами; -выполнять швы верхошов, накладную сетку | | |
| Белая гладь | 1 | Практическая работа | Стежки, инструменты, нитки, основная ткань. | Уметь: - заправлять нитку; -выполнять стежки на ткани | | |
| Атласная и штриховая гладь | 2 | Практи-ческая | Правила заправки ткани в пальцы. Техника выполнения атласной, штриховой гладью. | Уметь: -выполнять атласную и штриховую гладь; -закреплять ткань в пальцы. | | |
| Швы, «узелки» и «рококо». | 2 | Практическая | Техника выполнения швов «узелки» и «рококо» | Уметь выполнять швы: «узелки» и «рококо». | | |
| Двухсторонняя гладь. Художественная гладь Домашний компьютер в вышивке. | 1 1 1 | Практическая | Виды двухсторонней глади: прямая, косая гладь. | Уметь выполнять двухстороннюю глад разными приемами . Иметь представление составления схемы, получения вышивки с помощью компьютера. | | |
| Вышивание натюрморта | 2 | Практическая | Натюрморт, листья ленточные, зубчатые, фигурные, резные, круглые; набросок | Уметь выполнить элементарные стежки с усложнением | | |
| Вышивание пейзажа | 2 | Практическая работа | Пейзаж, ткань для вышивки, | Уметь вышивать первоочередные предметы и предметы заднего плана | | |
| Промежуточная итоговая тестовая работа | 1 | Тест | | | | |
Творческий проект- 3 часа |
| Проектирование как сфера профессиональной деятельности | 1 | Комбинированный. | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно – подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов). | Уметь: - выбирать посильную и необходимую работу; - аргументированно защищать свой выбор; - делать эскизы и подбирать материалы для выполнения. | | |
| Последовательность проектирования | 1 | Практическая работа. | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно – подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов). | Уметь: - выбирать посильную и необходимую работу; - аргументированно защищать свой выбор; - делать эскизы и подбирать материалы для выполнения. | | |
| Защита творческих проектов | 1 | Комбинированный | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия. | Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее. | | |
| Итого в год | 36 учебных часов |