СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пример применение технологии критического мышления и проблемного обучения в рамках урока обществознания .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - конкретный методический прием  работы с учщимися в рамках применения технологии критического мышления и проблемного обучения  на уроке обществознания. Столь кажущаяся простота подводит к глубокому размышлению ребят над своим дальнрейшим жизненным маршрутом.

Просмотр содержимого документа
«Пример применение технологии критического мышления и проблемного обучения в рамках урока обществознания .»

Старение – неизбежно, взросление – выборочно


Однажды, профессор на одной из лекций представил нам новенькую. В этот момент я почувствовала легкое прикосновение к своему плечу. Оглянувшись, я увидела маленькую сухонькую старушку, улыбающуюся мне так открыто, что невольно улыбка озарила и мое лицо.

«— Привет, красавица, меня зовут Роза и мне 87 лет», – сказала она.

– Могу я присесть рядом? – Я заулыбалась и подвинулась, чтобы уступить ей место.
— Конечно, присаживайтесь. Могу я узнать, что привело Вас в университет в столь невинном возрасте? – мне вдруг захотелось шутить.

— Я здесь, чтобы встретить богатого мужа и нарожать ему кучу детей, – подмигнув мне, парировала старушка.

— А если серьезно? – Роза нравилась мне все больше и больше. Меня заинтересовали мотивы появления здесь этой весьма пожилой женщины.

— А если серьезно… Я всегда хотела получить высшее образование, и вот я здесь, – ответила Роза.

После лекций мы отправились в студенческую столовую и вместе пообедали. С этого дня мы на протяжении трех месяцев обедали вместе. Роза стала душой компании почти всех студенческих тусовок. Все студенты охотно общались с ней, ни разу не высказав своей неприязни.

В конце семестра мы пригласили ее произнести речь на выпускном вечере. Когда она шла к трибуне, листки со шпаргалками выпали из ее рук. Смутившись, Роза попыталась подобрать их, но собрала далеко не все листочки.
— Прошу прощения, я стала такой рассеянной. Ради мужа я бросила пить пиво, поэтому от виски я пьянею значительно быстрее, – пошутила она.

— «Я уже не соберу шпаргалки, поэтому позвольте просто сказать мне, что я думаю. Пока затихал смех, она прокашлялась и начала свою речь:

— Мы не перестаем играть, потому что мы взрослеем. Мы взрослеем, потому что перестаем играть. Есть всего лишь несколько составляющих Вашего успеха, молодости и счастья. Вы должны улыбаться и каждый день находить что-то смешное в жизни. Вам необходима мечта. Когда Вы перестаете мечтать – Вы умираете. Вокруг нас столько людей, которые мертвы, и они даже не догадываются об этом!

Есть огромная разница между старением и взрослением. Если Вам 19 лет, и Вы целый год будете валяться на диване и ничего не делать – Вам станет 20. Если я проваляюсь на диване целый год и ничего не буду делать – мне исполнится 88.

Нет ничего сложного в том, чтобы стать старше. Нам не нужен талант или дар для того, чтобы постареть. Дар в том, чтобы открыть новые возможности для себя в переменах. Не жалейте ни о чем! Старые люди обычно не сожалеют о сделанном, они скорбят о том, чего они не успели сделать. Боятся смерти только те, в ком есть много сожаления».

Закончив свою речь фразой «с уважением, Роза», старушка вернулась на свое место. Мы все молчали, переваривая услышанное.

Через год Роза получила высшее образование, о котором она так долго мечтала. А еще через неделю она тихо умерла во сне. Более двух тысяч студентов пришло на ее похороны, в память о том, что эта маленькая светлая женщина научила их быть теми, кем они могут и хотят быть.

Запомните: старение – неизбежно. Взросление – выборочно.


Вопросы для размышления с ребятами:

1. Как данный рассказ подчеркивает двойственную сущность человека?

2. Что означает фраза «Взросление выборочно»?

3. Может ли «взрослым» быть ребенок?

4. Как в данном рассказе взаимосвязаны темы свобода, выбор, ответственность?

5. К каким выводам для себя вы пришли?



Размышления учащихся

Старение неизбежно, взрослениевыборочно

11 класс



  • В отличие от неизбежной старости, не каждый индивид может стать по-настоящему взрослым, т.е. самостоятельным и ответственным.



  • Взрослость не всегда зависит от возраста, но всегда от развития личностных качеств. Можно быть взрослым в очень юном возрасте, например, дети войны, помогающие своим матерям, взвалившие на свои плечи тяжелую мужскую работу; дети-партизаны, ценой своей жизни боролись за мирное небо.



  • Следует различать старение и взросление. Старение – это физиологический рост и угасание организма, оно не зависит от личности и характера человека. Старение – неизбежный процесс для всех живых организмов. Взросление же, эмоциональный и духовный рост, которым могут обладать только люди. Однако, взросление от старения отличается еще и тем, что это необязательный процесс: человек может оставаться ребенком даже в почтенном возрасте, и наоборот, быть сформированной личностью в подростковом.



  • Взрослеть – это не цифра в паспорте, а состояние, когда человек борется за свои интересы, ставит цели и добивается их, становится личностью и полезен для общества.



  • Чтобы взрослеть – нужно принять решение! Только приняв такое решение, человек открывает новые возможности, новые горизонты своей жизни. Человек со взрослением учится ценить себя, свои интересы.



  • Надо жить, а не проживать свои года! Добиваться своих целей, мечтать!



  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить каждый ее миг на то, что не приносит удовольствия, на то, что заставляет отвлечься от красоты и непостижимой необычности нашего мира. Старуха с косой достигнет каждого из нас, независимо от наших действий, вопрос лишь в том, хватит ли нам ума, смелости и ответственности, чтобы правильно распределить оставшееся нам время на реализацию своих идей и мечт, чтобы стать тем человеком, которым ты был бы полностью доволен.



  • Об этом нужно помнить особенно в нашем современном мире, где люди все принимают за должное, где с такой быстротой распространяется информация, где не нужно тратить особых усилий, чтобы удовлетворить какие-либо свои прихоти…. По-настоящему что-то ценное нужно заработать самим, и сделать это можно только выбрав «повзрослеть».



  • Наоборот же, дети –герои, что спасают людей из горящих домов, что переплывают ледяную реку ради спасения какой-нибудь жалкой дворняжки… Их поступки можно назвать мужественными и осознанными. Это ли не черты «взрослости», кои не имеют половины взрослых?



  • Взросление зависит от воспитания человека, его окружения, личных качеств самого человека. Старение же – биологический процесс и он практически одинаков у всех.



  • Если человек плывет по реке общественного мнения и стандартов – это взрослый человек?



  • Можно сделать вывод о том, что каждый человек, который живет в обществе, сам делает выбор своего жизненного пути. Пока одни решают идти по пути наименьшего сопротивления и лишь неизбежно стареют, другие пробуют себя в разных видах деятельности, находят себя и проживают лучшую жизнь.



  • Взрослым человека делает не возраст, а поступки.



  • Хочется отметить, что никогда не поздно ЖИТЬ. Нужно искать себя, свое призвание, любить себя и удовлетворять свои потребности. Никогда не поздно путешествовать, петь, сдавать на права или получать образование. Важно посвятить себя чему то, чтобы жизнь прошла не зря, и умереть было не страшно.



  • Если старость неизбежна и необратима, то личность и мировоззрение человека зависит только от самого человека как социального существа и совсем не всегда соответствует возрасту его организма.



  • Пойти учиться в вуз мечты, стать космонавтом или президентом…. Для этого нужно прежде всего работать над собой и свои окружением! И прямо сейчас – не откладывать. Это и есть взросление.



  • Чтобы стать личностью – одного нахождения в обществе людей недостаточно! Человек должен самостоятельно прикладывать усилия для того чтобы развиваться и идти вперед. Многие топчутся на одном месте позволяя лени или внешним факторам взять контроль над своей жизнью. Как только человек перестает работать над собой, превозмогать сложившиеся обстоятельства – он умирает как личность.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!