СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии интеллект – карт для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном процессе

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии интеллект – карт для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном процессе»

Применение технологии интеллект – карт

для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

в инклюзивном образовательном процессе

Дорогу осилит идущий,

а математику мыслящий (Т. Эдисон)

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту [1] цели школьного образования при компетентностном подходе к обучению сводятся тому, чтобы научить детей учиться; научить объяснять явления действительности; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, решать проблемы и др. При этом возникает ряд вопросов: как научить учиться? Каковы приемы эффективного запоминания? Каков путь к творческому мышлению?

Для разрешения поставленных целей предлагается использовать инновационную технологию составления и использования интеллект-карт, которая позволяет изучать материал в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся с направляющей и организующей ролью педагога.

Интеллект-карты, или иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта» - это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Реализуются они в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи [2]. Отправной точкой является центральный объект. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Интеллект-карта - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал (рис. 1) [2].

рис.1

Когнитивная технология построения интеллект-карт способствует развитию ассоциативно-визуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления.

Прием информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушариями одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ и упорядоченность, а правое полушарие связано с ритмом, восприятием цветов, воображением, представлением образов, размеров и пространственными соотношениями. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления [2]. Зарубежные ученые во главе с Т.Бьюзен [3] создали инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся. «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации» (см., например, [3] и цит. там литературу). Применение технологии интеллект-карт приводит к усвоению информации обоими полушариями головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). Зрительные образы, используемые при построении карт, создают глубокие впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

Технология интеллект-карт эффективна в инклюзивном процессе обучения. Происходит включение в образовательный процесс всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (овз). Применение данной технологии способствует активизации компенсаторных механизмов у детей с овз и приводит к неограниченным возможностям детей в обучении.

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными для детей с овз, хорошо усваиваются связи между объектами. Изучаемый материал можно охватить «единым взором» и воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных целей и задач. Технология построения и использования интеллект-карт развивает мыслительные процессы у детей с овз, повышает уровень их умственного развития, ведет к четкости организации действий и социальной адаптации в инклюзивной среде. При работе с интеллект-картами ребенок с овз идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учится различать видовые понятия. Происходит развитие критического мышления, связной речи, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога и товарища по группе. У детей с овз формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. Таким образом, индивидуальная и групповая работа по технологии интеллект-карт способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, усидчивости и настойчивости в достижении цели.

Применение интеллект - карт как метода графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации позволяет на занятиях организовывать интересные ситуации и, тем самым, разнообразить формы и этапы урока, осуществить дифференциальный подход в обучении, что так необходимо в современной школе, особенно в инклюзии.

Методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: MindMaps, PowerPoint. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы, иллюстрации и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы. Карта раскрашивается (рис. 2) [2].

рис.2

Рисование интеллект-карт как эффективного способа работы с информацией «переносит» детей с овз в увлекательный и необычный вид игровой деятельности. В поиске нестандартных путей решения задачи у детей развивается творчество. Интеллект-карта позволяет наглядно рассмотреть всю проблему с ее многочисленными сторонами, выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Пересмотр интеллект-карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее (благодаря использованию образов и цвета), а также увидеть новые идеи. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно (рис. 3) [2].

рис.3


Возможности интеллект-карт неограниченны. Их можно использовать на разных формах и этапах урока: при изучении нового материала, повторении пройденного, проверке изученного материала, обобщении и систематизации, конспектирование и др. (рис. 4,5).

рис.4

рис.5

Подача целостного образа учебного материала способствует формированию у детей с овз высокого уровня системности знаний. Интеллект-карты ориентированы на понимание и анализ, и как следствие - непроизвольное запоминание. Это способствует уменьшению затрат времени на освоение учебной темы.

В форме интеллект-карт удобно составлять план занятия, презентации и проекты. Она является маршрутной картой-памяткой, которая позволяет с самого начала организовать информацию так, чтобы с ней было легко работать (рис. 5, 6).

рис.6

Применение технологии интеллект-карт дает большие возможности, как учителю, так и ученику в процессе обучения. Интеллект-карты при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ - это инструмент, позволяющий эффективно организовывать и управлять учебно-познавательной деятельностью, диагностировать сформированность ЗУНов и компетентностей, систематизировать и обобщать предметное содержание, познавать себя и регулировать свою деятельность (рис. 7[2] , 8).

рис.7

рис.8

Таким образом, технология интеллект-карт является незаменимым помощником в обучении детей, особенно детей с овз (рис. 9) [2].

рис.9

Практика показывает, что применение интеллект - карт на занятиях по математике способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции у детей с овз, их интеллекта, мышления. Происходит активизация познавательной деятельности, творческих процессов, осуществляется коррекция знаний в области математики, выявление причин когнитивных затруднений. Интеллект-карта становится дополнительным средством изучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности, их успеваемость. Применение интеллект-карт дает значительный положительный эффект [4].

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html.

2. Когнитивные образовательные технологии ХХI века/Бершадский М. Е. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32

3. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. - 4-е изд. - Мн.: "Попурри", 2007, с. 224.

4. Грищенко, Е. В. Влияние компенсаторных механизмов на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. [Текст] // Гуманизация образования . - 2014. - № 5 – с. 74-81.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!