МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 69 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
2018
Применение технологии долгосрочного проекта на уроках физики и внеурочное время
(из опыта работы)
КУРБАН Татьяна Дмитриевна
высшая категория, старший учитель
Муниципальное образовательное учреждение
«Школа №69 города Донецка»
тел.: 071-433-24-72
e-mail: tanya.kyrban@gmail.com
В наши дни необходимо, чтобы технологии обучения были связаны с жизнью, а поэтому появилась необходимость в новых образовательных технологиях, реализующих связь обучения с жизнью. Такой актуальной образовательной технологией, я считаю, является технология проектной деятельности.
Так что же такое образовательный проект и в чем заключается организация долгосрочных проектов на уроках физики и внеурочное время?
Образовательный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Определение характеризует не только содержание проекта, но и особенности его организации. Оно указывает на разную типологию проектов и структуру организации проектной деятельности учащихся.
Организацию проектной деятельности разбивается на 4 этапа: погружение в проблему; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация, самоанализ и самооценка результатов.
На первом этапе основная функция возлагается на меня, как учителя организатора и инициатора этой деятельности. Выбирается тема, проблема которой будет интересной учащимся, но которая, во-первых, отражает связь науки с природой, так как физика — это наука о природе. Во-вторых, с каждым годом мы сталкиваемся с тем, что интерес детей к чтению книг падает, а, следовательно, снижается мотивация к обучению как деятельности. В наших детях исчезают фантасты. Поэтому в последнее время при выполнении долгосрочных проектов я предлагаю учащимся темы проектов, которые связаны с чтением приключенческих романов или другой художественной литературы. Например, проект для учащихся 11 класса «Научная фантастика или научный факт в интеллектуальном триллере «Ангелы и демоны» современного писателя Дена Брауна».
На втором этапе я предлагаю учащимся сформировать несколько экспертных групп, которые будут совместно работать над одной из проблем. Например:
Филологи – «Современный писатель Ден Браун и его творчество».
Историки - «Исторические факты и вымысел» (например, о братстве «Иллюминатов» и входил ли в это тайное общество Галилей, всё ли является истинной о Копернике в романе и о создании Всемирной паутины…).
Физики – ««Ангелы и демоны» Дена Брауна: что правда, а что вымысел?» (о Европейском центре ядерных исследований и его задачах, о большом адроном коллайдере; о антивеществе и о его создании, хранении и мощности…).
Организаторы и оформители – портфолио проекта в электронном виде.
Так как такие проекты по типологии является исследовательски- информационно-творческими (очень сложными по реализации), то учащимся предлагается спланировать свою деятельность по решению задач проекта (установить рабочий график), для того чтобы они определились к какому сроку и с каким этапом работы над проектом будут готовы. Так же каждая группа выбирает учащегося, который координирует работу группы и поддерживает связь с учителем.
На третьем этапе учащиеся работают активно и самостоятельно по поиску, сбору и структурированию необходимой информации, подготавливают презентацию результатов своего продукта. Для совместной работы в группах учащиеся используют авторизированную информационно-аналитическую систему школы «Дневник».
Обычно на этом этапе моя роль, как учителя, минимальная и заключается в консультациях по необходимости и в ненавязчивом контроле.
На четвертом этапе учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи, найденный способ решения проблемы (презентация, видео …).
Можно сделать вывод, что технология метода проектов обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.