СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение средств оздоровительной физической культуры с детьми, имеющие нарушение осанки

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение средств оздоровительной физической культуры с детьми, имеющие нарушение осанки»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Институт физической культуры и спорта

(наименование института полностью)

Кафедра «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм»

(наименование кафедры)

49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

(код и наименование направления подготовки, специальности)

«Физическая реабилитация»

(направленность (профиль) / специализация)


Статья

Применение средств оздоровительной физической культуры с детьми, имеющие нарушение осанки







Специальность:

49.03.02. Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (2023 г.н.)

Форма обучения: очная

Научный руководитель: Чернова Елена Дмитриевна

Студентка: Сарбаева Евгения Алексеевна






Тольятти, 2023 г.



Аннотация: В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки для разнообразия и повышения эффективности занятий в реабилитационном центре

Abstract: This article discusses the use of means of physical Wellness culture within the posture correction for diversity and increase the effectiveness of exercise in the rehabilitation center


Ключевые слова:оздоровительная физическая культура; нарушение осанки

Keywords:wellness physical education; poor posture


В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально - экономического и экологического характера здоровье населения России, детей и подростков в особенности, ухудшилось и находится в критическом состоянии (Китайкина Н.А., Сетяева Н.Н.).  Проведенные еще в конце XX столетия обследования школьников показали, что от 30 до 60% имеют нарушения функции опорно-двигательного аппарата, т.е. разного рода искривления позвоночника, и как следствие – неправильную осанку. Через 10 лет эти цифры возросли до 50–90%.

Распространенность искривлений позвоночника растет от младших классов к старшим. Даже в детских спортивных школах обнаружено немало учащихся с нарушениями осанки и сопутствующими им заболеваниями. Осанка портится по нескольким причинам (Котишева И.А.). Это и неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности: сидения за столом, сгорбившись; передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка). Это и различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной [1, 2].

Средства оздоровительной физической культуры в настоящее время приобретают все большую популярность, в том числе при проведении оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими нарушения осанки. В практике коррекционной гимнастики используются ушу, работа на кардио и силовых тренажерах, аквафитнес, фитбол гимнастики, элементы оздоровительной аэробики (Калугина Г., Федорова А., Шарманова С.). Анализ научно-методической литературы показывает, что победители конкурсов педагогического мастерства все чаще обращаются к методикам фитнеса в процессе физического воспитания и укрепления позвоночника в том числе.

Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировки нагрузки, индивидуализации [3, 4, 5].

Объект исследования. Процесс коррекции нарушений осанки младших школьников в условиях реабилитационного центра.


Предмет исследования. Применение средств оздоровительной физической культуры в коррекции нарушений осанки младших школьников.


Гипотеза. Предполагается, что применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки позволит разнообразить и повысить эффективность занятий в реабилитационном центре. Использование фитбол гимнастики, гантельной гимнастики, элементов ушу и аэробики будет способствовать укреплению мышц спины и мышечного корсета в целом, возрастут показатели координации движений и интереса к лечебной физической культуре.


Цель исследования. Совершенствование процесса коррекции осанки средствами оздоровительной физической культуры.


Задачи исследования.

  1. Изучить инновационный педагогический опыт занятий по лечебной физической культуре, по данным литературы.

  2. Разработать содержание занятий в группе лечебной физкультуры с использованием средств ОФК для коррекции нарушений осанки.

  3. Определить эффективность реабилитационных занятий по показателям силы мышц спины, пресса и физических качеств.

Практическая значимость. Разработаны и реализованы комплексы ОФК (ушу, фитбол гимнастика, гантельная гимнастика, аэробика) в рамках коррекции нарушений осанки младших школьников в условиях реабилитационного центра. Продемонстрированы способы взаимодействия ЛФК и ОФК в рамках повышения эффективности коррекционных мероприятий.


Методы исследования: анализ научно - методической литературы, педагогическое наблюдение, анализ статистической документации, опрос, метод математической статистики, методы исследования при комплексной оценке состояния здоровья больных сколиозом.


Организация исследования: исследование проводилось на базе ЦГДБ г. Чайковский. В исследование приняли участие 10 детей занимающихся в группе ЛФК. Весь процесс подготовки настоящей курсовой работы с определенной долей условности можно представить в следующем виде:

          I этап (сентябрь 2009 – май 2010 года): выбор темы исследования, заключение договора о взаимном сотрудничестве с центром восстановительного лечения, организация занятий СПС и педагогической практики для студентов специализации физкультурно-оздоровительные технологии. Разработка комплексов ОФК с применением простейшего инвентаря и силовых тренажеров, имеющихся на базе центра.

         II этап (сентябрь 2010 года – май 2011 года): экспериментальные исследования по сбору материала. Непосредственное проведение занятий, разработка структуры занятия, недельных циклов и комплекса домашних заданий. Консультации с сотрудниками центра по медицинским параметрам изменения состояния осанки. Выполнение 1-3 глав нашего исследования, составление таблиц и графиков.

         III этап сентябрь 2011 – февраль 2012 года. Оформление работы, обсуждение полученных результатов, анализ статистической отчетности отделения восстановительного лечения, определение перспектив дальнейшего сотрудничества.

         Формулировка выводов и практических рекомендаций, заключительное оформление работы, процедура предварительной защиты работы, предоставление разработанных комплексов инструктору ЛФК.

Педагогическое наблюдение осуществлялось в отделении восстановительного лечения Чайковской городской детской больницы. Ею изучены методики проведения занятий по ЛФК и возможность применения средств ОФК; изучены показатели нарушений осанки, изменения угла наклона позвоночника, параметров физического развития. Нами проведены занятия с включением средств ОФК, таких как гантельная гимнастика, фитбол гимнастика, ритмическая гимнастика, элементы йоги. Определена эффективность занятий в группе детей младшего школьного возраста и группы подростков. В педагогическом наблюдении приняло участие 10 детей. Разработанные комплексы упражнений проведены в рамках СПС и педагогической практики.













По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы и обобщения:


1. Программа занятий в качестве инновационных подходов может сочетать двухразовые в неделю занятия ОФК и одного занятия покоррекционнойаквааэробике; включение в вариативную часть программы трех курсов в год лечебно - оздоровительного массажа, фитотерапии, физиопроцедур, занятий по психокоррекции. Исследователи изучают эффективность применения хатха-йоги, гимнастики тайцзицюань, гидрокинезотерапии, фитбол гимнастики.

Комплекс мероприятий по формированию и устранению нарушений осанки включает в себя в первую очередь контроль в семье, это касается двигательного режима ребенка, его положения тела во время выполнения уроков, уровня освещенности помещения, а также использование метода убеждения в коррекционных мероприятиях.

2. Разработанное содержание занятий в группе ЛФК на основе средств ОФК в коррекции нарушений осанки, положительно повлияло на процесс реабилитации детей. К использованным средствам  относятся: детская йога, фитбол гимнастика, гантельная гимнастика, оздоровительная аэробика. Разработанные методические рекомендации и комплексы упражнений представлены детям индивидуально, учитывая вид нарушений осанки.

В течение двух лет удалось сократить процент нарушений осанки со 100% до 75,5%. Наибольшие значения составляет С – образный левосторонний сколиоз, его динамика от 55,3% снизился до 38,9%. Положительная тенденция S – образного сколиоза, его показатели снизились от 28,4% до 25,2%. На начальном этапе у занимающихся процесс восстановления (стандартный тест) был на удовлетворительном уровне. К концу исследования на уровне нормы: около 70% испытуемых полностью восстанавливаются от нагрузок за 1 минуту, 25% испытуемых – за 2 минуты, а остальным 5% для восстановления требуется более 3 минут.

3. Проведенные мероприятия положительно повлияли на состояние опорно-двигательного аппарата. Результат подмышечной складки справа  составлял от 7,5 см до 7,0 см. Различия не достоверны. В упражнении наклон вперед результат от -5 см до 2,5 см (положительная динамика). На эффективный прирост подвижности позвоночника при разгибании в положении лежа на животе повлияли следующие упражнения: разгибание спины с опорой на скамейку, на фитбол, упражнений «самолет» - разгибание спины с опорой на пол, руки в стороны; статические асаны из детской йоги лежа на животе, прогнувшись в спине. Динамика сгибания – разгибания рук в упоре на коленях составила от 13,8 до 35,1 раз, различия достоверны.

Положение «планки» от 15,9 до 45,0 секунд, различия достоверны. Упражнение «планка» проводилось 1 раз в неделю от 10 сек до 30 секунд, также применялись статические упражнения для укрепления спины с фитболами, из детской йоги – статические асаны в упорах лежа, на локтях, на коленях.



















Библиографический список:


  1. Китайкина Н.А., Сетяева Н.Н. Методика коррекции нарушений осаник у младших школьников средствами ЛФК/ Китайкинна Н.А., Сетяева Н.Н.// ФК: воспитание, образование, тренировка -201-№2- С.-22.

  2. Котишева И.А. Нарушение осанки/Котишева И.А.// Автореферат, Москва-2004.

  3. Иваницкая В.Н., Нарзулаев С.Б., Петухов Н,А., Русанов С.А. Реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами АФВ и адаптивного спорта/ Иваницкая В.Н., Нарзулаев С.Б., Петухов Н,А., Русанов С.А.// ФК: воспитание, образование, тренировка-2011-№2 С.-29.

  4. Медников А.Б. Повышение эффективности ФВ…/МедниковА.Б.// Автореферат, Краснодар-2000.

  5. Поликарпова О.А. Профилактика нарушений осанки средствами гимнастики…/Поликарпова О.А.//Автореферат, С.-Петербург-2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!