Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг/момент. Самоопределение к учебной деятельности – 4 мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу | М. Приветствие, мобилизация внимания учащихся. Эпиграф к уроку ««Так много в математике физики, как много в физике математики, и я уже перестаю находить разницу между этими науками» А. Эйнштейн. Ф. Эксперимент. Движение шарика -по горизонтальному жёлобу; - по наклонному жёлобу; -подвешенного на нити; -подвешенного на пружине. Как можно описать эти виды движения? Как определить координату движущегося тела? А как определить другие величины, характеризующие эти движения- скорость, ускорение? | Настраиваются на деловой ритм урока. Наблюдают, анализируют, делают умозаключения. Движение по жёлобу ПНРД, его можно описать при помощи уравнения х = хо + Vоt+at2/2 Из уравнения найти скорость и ускорение. А вот уравнение описывающее колебательный процесс? Надо уметь брать производную от выражения, чтобы определить скорость и ускорение. Учащиеся ставят проблему, формулируют тему урока и цель. Записывают в рабочих тетрадях число, тему урока. |
2.Повторение 10 мин | Повторить понятие производной. | М. Информация для учащихся о понятии «производная», физический смысл производной, правила дифференциации. Что называется производной функции в точке В чем заключается физический смысл производной? | Осознание понятия «производная» её физического смысла Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношения приращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления. Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл. Ответ: Физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости есть ускорение. |
3. Первичное закрепление – 6 мин | Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Ф. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)= - 2+4t+3t .Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2с. (х – координата точки в метрах, t – время в секундах). Решим задачу физическим способом М. Мы ее решили, используя только знания физики, а т.к. мы вспомнили, в чем же заключается физический смысл производной, давайте решим эту же задачу, используя производную | Учащиеся решают вместе с учителем Сравнительный анализ решения физических задач кинематическим способом и с помощью производной |
4. Актуализация знаний при решении задач по физике с использованием производной – 10 мин | Актуализация опорных знаний | Ф. Применение производной в физике очень обширно. Рассмотрим несколько примеров применения производной в физических задачах. Выясним, можно ли применить производную при решении физических задач и нахождении таких величин как сила, импульс, кинетическая энергия, ускорение, скорость, путь. Решение типичных задач на доске | Учащиеся работают на доске, отрабатывая базовые навыки нахождения производной при решении физических задач 1. Тело движется по закону x(t)=2t3 -2,5t2 + 3t +1. Найти скорость тела при t=1c. Ответ: 4 (м/с) 2.Тело движется по закону x(t)= 3t4 -3t3 + 4t + 2. Найти скорость тела при t=1с. Ответ: 11 (м/с) 3.Заряд q изменяется по закону q(t)= 0,4*10 -4 cos 5000t. Найти амплитуду силу тока Ответ: 2 (А) 4.Угол поворота тела вокруг оси изменяется по закону ϕ(t)= 0,3t2 – 0,5t + 0,4. Найти угловую скорость при t=10с. Ответ: 5,5 (рад/с ) 5.Температура тела Т изменяется по закону Т(t)=4t3 -7t+4. Какова скорость изменения температуры при t=2с? Ответ: 5,8 (0 С/с) |
5. Решение практико-ориентированных задач – 20 мин. | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | М. Каждой паре выдается карточка с заданием, обучающиеся работают над поставленной проблемой, делают выводы. 1 вариант 1.Найти импульс тела массой 2 кг через 5 секунд, если движение происходит по закону: х = 20+3t+t². 2.Движение тела по прямой происходит под действием силы в 5Н и задано законом s(t) = 3t4– 2t +13 (t – время в секундах, s- отклонение точки от начального положения в метрах). Найдите мощность в момент времени t=2с. 3.Найдите силу F, действующую на материальную точку с массой 10 кг, движущуюся прямолинейно по закону х(t) = 2t3- t2 при t = 2с. 2 вариант 1.Найти импульс тела массой 2 кг через 5 секунд, если движение происходит по закону: х = 20+3t+t². 2.Движение тела по прямой происходит под действием силы в 5Н и задано законом s(t) = 3t4– 2t +13 (t – время в секундах, s- отклонение точки от начального положения в метрах). Найдите мощность в момент времени t=2с. 3.Найдите силу F, действующую на материальную точку с массой 10 кг, движущуюся прямолинейно по закону х(t) = 2t3- t2 при t = 2с. | Работают в парах, на основании полученных результатов делают соответствующие выводы о применении производной в физике и технике С помощью интерактивной доски демонстрируют результаты проделанной работы, делают выводы. Другие обучающиеся записывают результаты исследований и выводы в тетрадь. |
6. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (5+3) | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | М. Мы рассматривали прямолинейное движение, но наибольшие затруднения учащиеся испытывают при решении задач на колебания, периодически повторяющиеся движения. Давайте решим задачу такого содержания. 3.Частица совершает гармонические колебания по закону х=24cos t см. Определите проекцию скорости частицы и ее ускорения на ось х в момент времени t = 4с. | Учащиеся работают в тетрадях вместе с учителем математики. |
7.Информация о домашнем задании (0,5 мин) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Ф. Вариант № 27, 28 задание № 18, автор Демидова, физика Автор Гущин А.Н., каталог заданий «физический смысл производной», с 1-6. математика | Записывают домашнее задание |
8.Рефлексия (2 мин). | Дать оценку работы в парах и отдельных учащихся. | М. Подводит итоги урока, отмечает ребят, которые были активны, оценивает их. | Самооценка учащихся «На сколько я усвоил материал на уроке?» |
9. Лирическое завершение урока (0,5 мин) | | Ф. Ответ египетского царя Птолемею I, просившему указать ему более легкий путь изучения точных наук:- Нет царского пути в изучении этих наук. | Смысловой анализ высказывания египетского царя. |