Обобщение закона сохранения энергии. (10-12 мин) Работа в парах 20 мин | Работа с текстом учебника §33. Работая с текстом, составляем схему-конспект. Работа с таблицей на странице 142, Обратить внимание на энергию маленькую и объекты, которые обладают огромной энергией. Энергия, используемая в военных целях. Учитель физики. «Верховным судьей всякой физической теории является опыт» сказал лауреат нобелевской премии Лев Давыдович Ландау. Поэтому проверить физическую теорию опытом! Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить «Закон сохранения энергии» и найти ответы на вопросы: История открытия закона. Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка). Экспериментальное подтверждение закона (опыт). Значение закона. Ресурсы. -ЭФУ:В.А. Касьянов. Физика 10 класс, профильный уровень. – Москва, ДРОФА, 2013 г. - Интернет ресурсы Задание для учащихся. «Закон сохранения энергии» 1 пара +1 Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы: 1.История открытия закона. 2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка). 3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт). 4.Значение закона. Определить потерю механической энергии за одно полное колебание груза. Оборудование: линейка, динамометр, шарик на нити. Объяснить, с чем связана потеря энергии. 2 пара +1 Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы: 1.История открытия закона. 2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка). 3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт). 4.Значение закона. Определить начальную скорость тележки Оборудование: линейка, динамометр, тележка с грузом на платформе из «L-micro» На столе тележка с грузом. Слегка толкаем тележку рукой. Пройдя некоторое расстояние, тележка останавливается. Определить начальную скорость тележки. Делаем вывод. Почему тележка останавливается? 3 пара +1 Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы: 1.История открытия закона. 2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка). 3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт). 4.Значение закона. Определить cкакой максимальной скоростью, груз подвешенный на пружине, совершает одно полное колебание. Оборудование: линейка, пружина, штатив, груз. Сделать вывод, объяснив, почему определяем скорость максимальную за одно полное колебание. 4 пара +1 Используя интернет-ресурсы, каждой паре учащихся, необходимо проверить, как работает «Закон сохранения энергии» на практике, и найти ответы на вопросы: 1.История открытия закона. 2.Закон сохранения энергии (кем открыт, дата открытия, формулировка). 3.Экспериментальное подтверждение закона (опыт). 4.Значение закона. Определить работу, совершаемую грузом при падении на шляпку гвоздя Оборудование: линейка, груз на нити, штатив, дощечка с гвоздем, спички. Выполнить необходимые измерения, и вычислить работу. Где используют этот прием на практике | Работа в тетрадях. В природе существую силы: потенциальные не потенциальные АF зависит от х0 и х (Fтр и Fсопр), АF˂0 (Fт, Fупр) Е = Еk+ Еp–полная мех. энергия ∆Е (Еk+ Еp) – (Еk0+ Еp0) = Аnp–закон ∆Е энергии Консервативная система – отсутствуют Fnp и Аnp=0 Еk+ Еp = Еk0 + Еp0 = const - закон сохранения механической энергии Применение закона. Для систем микрочастиц Не зависит от того, в какой момент времени протекает процесс. Закон сохранения энергии предполагает взаимное превращение Еk→Еp→Еk→Еp в равных количествах. Учащиеся анализируют таблицу «Энергия физических объектов и явлений», определяют, какой энергией обладают данные объекты, явления. Предполагают, сколько можно было выполнить работы – полезной. Используя интернет- ресурсы и оборудование, проводят эксперимент, делают математические расчеты и оформляют в тетрадях. Задания в приложение № 1- № 5 Потеря энергии равна разности значений потенциальной энергии груза в начальном и в конечном его положении через один период. ∆Е = Ер1- Еp2 = mgh1 – mgh2 = mg (h1 – h2); P = mg; ∆Е = Р(h1 – h2); р – это вес шарика, измеряют его динамометром Высота h1и h2 – измеряют линейкой Кинетическая энергия тележки в начальный момент времени ее движения равна работе силы трения на всем пути движения Ек = Атр Ек = mV2/2; Атр = FтрS mV2/2= FтрSV2=2FтрS / m V=2FтрS / m Массу тележки с грузом определяем динамометром, так же определяем силу трения. Путь, пройденный тележкой, определяем линейкой. Учащиеся выполняют работу, оформляют, делают вывод и защищают. Ек= Eп mV2 /2 = kx2 / 2; V = kx2 / m, mg = kx, k = mg / x |