СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приёмов ТРКМ на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая цель ТРКМ - научить умению работать с текстом научным и художественным, а также создавать собственные творческие письменные работы. Но другой важной задачей является еще и обучение сотрудничеству со всеми людьми. 

Просмотр содержимого документа
«Применение приёмов ТРКМ на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»

Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы


Сегодня и учитель, и учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, анализируя новые идеи с различных точек зрения, правильно и связно оформлять свои мысли, приводить разумные и действенные аргументы в письменной и устной форме.

Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.

Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.

  1. Стадия вызова.

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка «известной информации», рассказ:

-предположение по ключевым словам;

-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

-перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

  1. Стадия осмысления.

Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  

Учащиеся читают текст (параграф, статью, сочинение), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

-маркировка с использованием значков (по мере чтения ставятся на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

  1. Стадия рефлексии.

Способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.

Деятельность учителя. Задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных ответов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);

-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Примеры применения методов и приемов из опыта работы.

I. Первая стадия – вызов – обязательна на каждом уроке. Стадию вызова можно осуществлять многими методами:

«Мозговая атака»;

«Ключевые слова»;

«Кластер»;

«Древо предсказаний»;

«Верите ли вы, что……»;

«Знаю – хочу узнать – узнал»;

«Корзина идей»;

«Мысль по кругу»;

«Верное – неверное утверждение» и др.

Прием "Корзина идей" определяет "поле интересов". Алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.

  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д. Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Например, начиная разговор о творчестве писателя, произведения которого уже изучали в предыдущих классах, всегда задаю детям примерно такие вопросы (ответы даются как устно, так и письменно):

  • Что мы можем предположить о судьбе этого писателя, смотря на годы его жизни?

  • В какую эпоху выпало творить писателю? Как это могло отразиться на его творчестве?

  • Каких еще передовых ученых, художников, литераторов, исторических деятелей этой эпохи вы можете назвать?

  • Какие идеи этого времени вам известны из истории, философии, обществознания?

  • Что вам уже известно об этом писателе (поэте)?

  • Какие биографические сведения вы можете рассказать о нем?

  • Какие произведения вы читали у этого автора?

Через несколько минут совместно «собираем» всё, что известно об этом писателе (поэте). Ребятам бывает интересно сравнить свои знания со знаниями одноклассников, по чьей-то подсказке вспомнить что-то свое, о чем не сказали другие.

Иногда начинаю урок с высказывания писателя, цитаты, афоризма писателя (поэта) и прошу детей сказать, как это характеризует человека, создавшего эти высказывания. Например, начиная в 10 классе работу по творчеству Л.Н.Толстого, прошу детей подумать над тем, что можно сказать о писателе, произнесшем следующие слова:

Каждый  человек –  алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. ( Л.Н. Толстой).

Какими действиями или поступками Л.Н.Толстой доказал правдивость этих слов?

Использование этого приёма позволяет на начальном этапе урока решить две проблемы: активизирует мышление отдельного ученика и позволяет вовлечь в работу всех учащихся класса.

Приём «Мысль по кругу» способствует развитию у участников умение слушать другого человека, а это пригодится во взрослой жизни. Используя приём «Мысли по кругу», участники высказывают мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею, он пропускает ход.

Пример. Учитель: «Проблема может быть…» Учащиеся по очереди отвечают: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, социальная, национальная…

Часто начинаю урок изучения новой темы с вопроса, что можно сказать о теме сегодняшнего урока. Например, 6 класс «Разносклоняемые существительные». Расскажите, что вы можете предположить об этих словах, что в них может быть особенного? При этом ученики не открывают учебник. Выслушав несколько версий, обращаемся к статье учебника, устанавливаем, кто был ближе всего к верному ответу. Это помогает ребятам внимательно относиться не только к словам, но и частям, его составляющим, учиться толковать неизвестные слова.

Прием «Верное – неверное утверждение» удобно использовать в начале урока при повторении темы, чтобы активизировать работу учащихся.

Алгоритм работы приема "Верное — неверное утверждение"
  • Объявляется тема урока.

  • Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.

  • Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".

  • На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Вопросы можно не только зачитывать, но и вывести их на экране, активизируя и слуховое, и зрительное восприятие. Прием "Верно — Не верно" подходит и при изучении художественных текстов, позволяя учащимся додумывать развитие событий. Прием работает и на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

Прием "Верно — Не верно" использую и в качестве домашнего задания. Прошу учащихся дома составить вопросы и предположения по теме, которая только будет изучаться на следующем уроке. Не нужно заранее изучать тему самостоятельно. Важнее, чтобы учащиеся высказали предположения, не заглядывая в текст нового параграфа. Предположения должны строиться только на основе уже изученного. Таким образом, развивается умение строить логические цепочки, наглядно увидеть взаимосвязь известного и нового.


Пример задания. Предмет: русский язык

Тема: Обобщение по теме «Причастие»

Вопросы:

  1. Верно ли, что причастие отвечает на вопросы сколько? который?

  2. Верите ли вы, что причастие может быть сказуемым?

  3. Верно ли, что причастие может быть I или II спряжения?

  4. Верно ли, что в причастии совмещены признаки прилагательного и наречия?

  5. Верно ли, что причастия имеют краткую форму? И т.д.


Предмет: литература, 9 класс

Тема: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Вопросы:

  1. Верно ли, что Михаила Юрьевича воспитывала бабушка?

  2. Верите ли вы, что М.Ю.Лермонтов долго никому не показывал своих стихов?

  3. Верно ли, что М.Ю.Лермонтов участвовал в восстании декабристов?

  4. Верно ли, Михаил Юрьевич написал роман «Граф Нулин»?

  5. Верно ли, что основной темой творчества М.Ю. Лермонтова была тема одиночества? И т.д.

Приём «Ключевые слова». Этот прием на стадии вызова, заставляет творчески мыслить, говорить.

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты. За 3-5 минут пишется «легенда», «рассказ», «история».

Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы.

Пример. По «ключевым словам» биографии и творчества писателя догадайтесь, о каком писателе пойдёт речь сегодня на уроке?

- поэзия, «Руслан и Людмила», «француз», лицей, няня, дружба, роман в стихах, «наше всё»;

- врач, Таганрог, Сахалин, «Лошадиная фамилия», театр.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.  Вначале каждый ученик выполняет  работу самостоятельно, затем  свой вариант обнародует.  Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение  с  авторским. 

Пример. Составьте, пожалуйста, текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».

- Какие  вопросы  вызывает  заголовок?  Что  непонятно? 

- Подберите  определения  к  заголовку. 

-Каковы  функции  такого  заголовка?  (привлекает  внимание, заинтриговывает). 

- Можно  ли  по  заголовку  определить  стиль  данного  текста? 

- Спрогнозируйте  сюжетную  канву  текста. 

- Спрогнозируйте  сюжет  на  основе  ключевых  слов  1-й  части  текста. 

Предновогодний  вечер - оживленные  лица - девочка - мальчик - суета - мужчина - женщина - спешат – мандарины - яблоки - свертки - недоступно - желанно - запахи - головокружительный - вкусным - забытым.

 
II. Вторая стадия - осмысление. Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

На этой стадии можно использовать следующие приёмы:

«Чтение с остановками»;

«Инсерт»;

«Кластер»;

«Фишбоун»;

«Взаимоопрос»;

«Толстые и тонкие вопросы»;

«Ромашка Блума» и др.

Для приёма «Чтение с остановками» важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для класса, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом (рассказы Бунина «Роман горбуна», Петрушевской «Страна», «Как ангел», М.Самарского «Сирота», новелла О.Генри «Пока ждёт автомобиль» и др.). Необходимо заранее текст разделить на смысловые части, продумать вопросы и задания, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т. д. Неважно, что их предположения могут не подтвердиться, важно, чтобы каждый ученик вдумчиво относится к тексту, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.

Приём «Кластер» - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Предметная область не ограничена, их использование возможно при изучении самых разнообразных тем.

Например, при разговоре об основных темах творчества писателя я прошу ребят составить кластер, где коротко были бы перечислены все темы, мотивы или идеи. Ребята обычно легко справляются с этим заданием, оно заставляет детей четче разграничивать этапы рассказа учителя или чтения статьи учебника.

Пример кластера «Что такое рассуждение?"




Используя прием «Мозаика», делю класс на группы, и каждой группе предлагаю задать вопросы по тексту учебника или произведения. Учащиеся творчески интерпретируют информацию. В результате анализа отдельных эпизодов создается общее представление о произведении.

Одним из действенных приёмов является приём «Пометки на полях» (Инсерт). Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Этот приём хорошо работает при изучении объемных тем по русскому языку, например: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них», «Второстепенные члены предложения», «Сложные предложения», т.е. темы, изучение которых проходит через все классы начального и среднего звена школы. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала. Чаще всего работаю с детьми с использованием карандаша, не составляя таблицу, что позволяет сделать урок более динамичным.

Приём "Ромашка  Блума" или «Ромашка вопросов и ответов» достаточно популярен в мире современного образования. Он основан на работе с текстом. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Приём учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Пример. Прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» Я предлагаю поделиться нам на 6 групп.

1 – я группа - фиолетовый лепесток ромашки (простые вопросы). Попробуйте составить несколько простых вопросов на знание текста. Что у вас получилось?

Прикрепите ваши вопросы к серединке ромашки на доске.

2 – я группа - желтый лепесток (уточняющие вопросы)

Прикрепите желтый лепесток к этой ромашке.

3-я группа - зеленый лепесток (интерпретационные (объясняющие) вопросы), но там уже есть ваши вопросы. По очереди от каждой группы выйдет один участник и, не читая вопроса вслух, громко на него ответит. Задача каждой группы верно воспроизвести интерпретационный вопрос.

4-я группа - голубой лепесток (творческие вопросы). Какой творческий вопрос предложили бы вы?

5-я группа - розовый лепесток (оценочные вопросы). На лепестке розового цвета предложен список разнообразных вопросов, найдите среди них оценочный, а остальные вычеркните. Какой вопрос вы оставили?

6-я группа - белый лепесток ( практические вопросы)

Получилась ли у вас ромашка?

Какие вопросы было труднее формулировать?

Как «Ромашка вопросов » помогает при работе с текстом?

Приём «Взаимоопрос». Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

Приём «Интервью» (авторский). После изучения темы один из учеников вызывается быть «специалистом» по данной теме. Остальные ученики становятся журналистами и задают вопросы специалисту. Данный приём хорошо работает и на уроках русского языка, и на уроках литературы. «Журналисты» придумывают интересные вопросы, стараясь найти необычные формулировки темы. Один из вариантов – «специалистами» становится группа из 2-3-х человек и совместно отвечают на вопросы «журналистов». Особенно эффективно мне удалось использовать этот прием при повторении тем «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Типы речи», «Выразительные средства языка».


III. Третья стадия - рефлексия. На этой стадии можно использовать и приёмы предыдущих стадий, и свои приёмы:

«Письмо по кругу»;

«Синквейн»;

«Эссе»;

«Шесть шляп критического мышления»;

«Фантастическая добавка»;

«Ключевые слова»;

«Перепутанные логические цепочки»;

«Групповая дискуссия».

Учащиеся превращают информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Главное здесь для меня – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Проблему недостаточности рефлексии в школе устраняю с помощью приемов устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит правильно строить свою речь, публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

- Какие предположения подтвердились?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволяет ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т. е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов: «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», «Письмо по кругу», «Психорисунок».

Эссе — письменные размышления на заданную тему. Чаще всего использую этот прием в старших классах, например:

««Почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождем толпы?»; «Согласны ли Вы с мыслью автора романа «Война и мир» о том, что воспитание души невозможно без падений и ошибок?»  (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»);

«Что значит «футлярный» человек?» (А.П.Чехов «Человек в футляре»);

«Беспощаден кто-то к человеку!» (И.Бунин «Роман горбуна») и др.

Разновидность эссе — прием «Напишите письмо»— когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. Например, написать письмо от имени Печорина юношам XXI века. («Герой нашего времени» Лермонтова), Чичиков напишет предпринимателям («Мёртвые души» Гоголя), а Катерина — выпускницам школы («Гроза» Островского). Или написать письмо герою произведения из своего времени, например, «Письмо герою из ХХI века» (при изучении «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского)

Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.

3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.

Например, синквейнов по произведению В.Распутина «Уроки французского» (6 класс):

Учительница

Отзывчивая, понимающая

Учит, играет, помогает

Дала урок доброты на всю жизнь

Милосердие


Мальчик

Одинокий, голодный, совестливый

Учится, выживает, играет

Хочет приносить пользу людям

Благодарность


Синквейны по произведению М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс):


Мастер

Талантливый, искренний, ранимый

Творит, любит, страдает

Рукописи не горят

Покой


Маргарита

Любящая, бесстрашная

Спасает, борется, летает

Королева бала Воланда

Ведьма


Понтий Пилат

Властвующий, одинокий

Наказывает, страдает, предает

Получает вечную муку за трусость

Вечность


Иешуа

Понимающий, прощающий

Исцеляет, проповедует, спасает

Все люди добры

Любовь

Использование технологии синквейна  помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления»)

Приём «Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.

  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

  • Синяя — нейтральная, оценочная. Эта группа оценивает успешность и правильность выполнения заданий остальными группами.

Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.

Пример вариативного использования приема в работе со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок». Урок был в форме путешествия во времени. Машиной времени выступал паровоз – любимый механизм писателя. А ученики «разместились» в вагончиках разного цвета. В зависимости от цвета было дано разное задание группам.

Белый вагончик (ученые, информация, факты)

1) О чём и о ком рассказывается в произведении? 

2) Что рассказано об этих героях?(

3)Что в этом рассказе от сказки, а что от были?

4) На сколько частей можно разделить рассказ. Составьте его план.

Черный вагончик  — скептики, реалисты.

Каковы трудные стороны жизни героев произведения?

1) Какой была жизнь цветка на пустыре? (Найдите и прочитайте в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.)

2) Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

3) Почему именно Даша услышала благоухание цветка, шагнула на пустырь и заговорила с цветком?

4) В каких условиях живет цветок-сын через год? (Прочитать в тексте)


Красный вагончик — это люди эмоций, доверяющие своей интуиции, чувствам.

  1. Какие чувства испытывает цветок, живя одиноко на пустыре?

  2. Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? (Прочитайте строки: « Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери».))

  3. Какие чувства испытывала Даша в рассказе?

  4. Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?


Желтый вагончик — оптимисты; солнечный, радостный, позитивный.

  1. Каковы положительные моменты рассказа?

  2. Что же помогло цветку выжить в таких сложных условиях?

  3. Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?

  4. Какие душевные качества проявили пионеры, помогая неизвестному цветку?

5)Как земля отблагодарила ребят?

6)Почему цветок-сын и цветок-отец были самыми красивыми среди других цветов?

Зеленый вагончик — творческий. Различные идеи. Новые идеи.

Попробуйте рассказать от лица Даши или цветка о том, что с ними происходило. Включите в свой рассказ словосочетания из произведения Платонова: «один лишь ветер гулял по пустырю», «сухая мёртвая глина», «трудился день и ночь», «не хотел жить печально», «на других непохожий», «они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй»

Синий вагончик  — нейтральный, оценочный. Эксперты, аналитики, которые выслушивают предложения всех групп и находят оптимальное решение, делают выводы.

  1. Какие выводы можно сделать из сказки?

  2. Что хотел сказать А.Платонов своим читателям? Детям?

  3. Почему именно детям посвящена сказка?


Приём «Дискуссия». Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

Пример работы с таблицей «Перекрестной дискуссии» на уроке литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

Тема урока: «Виновен ли Печорин в смерти Бэлы?»

Цель дискуссии на стадии рефлексии: возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности.

Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Печорин в смерти Бэлы? Предлагается записать в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенному вопросу.

Он разрушил жизнь горцев, по его вине Азамат вынужден бежать, его отец убит, Казбич потерял коня, Бэла лишена возможности вернуться домой.

Печорин виноват, но косвенно. Нельзя забывать о б особенностях нравов горцев, об их горячности и страстности в поступках.

Печорин идет на поводу у своих желаний.

Лермонтов сам судит своего героя.

Печорин эгоистичный индивидуалист. Увидел, приручил, заставил полюбить себя и почти бросил.

История с Бэлой показала ему, что он напрасно искал счастья, он несчастлив с девушкой. А он надеялся, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски.


При проведении дискуссии сначала высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против». Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь под таблицей. В зависимости от ответа обучающиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. По результатам полемики обучающиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений: «Да, Печорин виновен, потому что…», «Нет, Печорин не виновен, потому что…», «Я не могу дать однозначного ответа, потому что…».

Интересно проходят дискуссии по произведениям:

А.С.Грибоедова «Горе от ума» («Умен ли Чацкий?», «Живо ли «фамусовское общество» в XXI веке?»);

Л.Н.Толстого «После бала» («Почему главный герой охладел к Вареньке?»);

А.Н.Островского «Гроза» («Проявление силы или слабости характера поступок Катерины?», «Виноват ли Тихон в измене жены?» );

А.И.Куприна «Гранатовый браслет» («Оправдано ли самоубийство Желткова?»);

М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» («Спасение или наказание получил Мастер в финале романа?», «Можно ли назвать Маргариту положительной героиней?» и др.)

Таким образом, приёмы ТРКМ могут быть использованы как отдельные элементы урока, а могут составлять основу урока и включены во все его этапы (см. приложение 1).

Такая структура урока (вызов — осмысление прочитанного — рефлексия), по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить в жизни. Таким образом, каждый ученик находит себя, раскрывает свои внутренние способности. Участие в таких уроках требует от каждого ребёнка определения своей собственной позиции, личного мнения, способностей. Но именно через такую работу с информацией, текстами и оттачивается мастерство речевой деятельности. Ведь не достаточно иметь свое мнение по любому вопросу, надо ещё уметь его выразить, правильно донести до слушателя, чтобы не возникло ни разночтения, ни недопонимания.

Кроме перечисленных приёмов, я активно использую и другие способы чтения, осмысления, анализа и создания текста. Одним из них является ведение «Тетради для правил» учащимися, начиная с 5 по 11 класс. Для «Тетради для правил» используем тетради со съемными листами. Каждая тема записывается на отдельном листе в виде схемы, таблицы, опорного конспекта. В 5 – 7 классах я учу ребят способам обработки и записи правил по русскому языку, а потом они сами выбирают удобный для себя способ и находят свои варианты записи. Впоследствии темы дополняются, расширяются, вставляются новые листочки (см. приложение 2).

Ещё одним творческим способом переработки и записи текста является ведение читательского дневника. При оформлении читательского дневника ребята несколькими способами представляют информацию: сжатым (краткое содержание произведения), аналитическим (отзыв о произведении, выделение понравившихся эпизодов, героев, цитат, эмоциональное восприятие произведения) и творческим (оформление странички записи, рисунка). Трудно переоценить такой вид работы с текстами. Здесь проявляются и развиваются все способы речевой деятельности ребенка. Вместе со списком литературы дети и родители получают памятки и советы по ведению читательского дневника (см. приложение 3).

При подготовке выпускников к итоговой аттестации (ГИА) также активно использую технологию критического мышления для усовершенствования речевой деятельности учащихся. После знакомства с композицией сочинений ОГЭ и ЕГЭ, детальной проработки каждой части и тренировки в написании сочинений и изложения, даю возможность ребятам побыть экспертами, самим оценить сочинения школьников. Сначала это бывают сочинения, подобранные учителем, а потом ребята проверяют сочинения друг друга и выставляют баллы по критериям оценивания экзаменационных заданий. Данная работа вначале трудна для учащихся, требует не только осмысления исходного текста, создания своего хотя бы в устной мысленной форме, но и аналитической работы, умения понять уже вторичный текст, проследить за логической и образной цепочкой мысли сочинителя. Но когда ребята приобретают навыки оценки сочинений одноклассников по экзаменационным критериям, они делают это очень осознанно. Обычно данная работа проходит в три этапа:

    1. Знакомство с исходным текстом (каждый ученик читает текст самостоятельно, затем текст читается вслух). Проговариваем совместно основные понятия (9класс) и проблемы (11 класс), представленные в тексте, находим аргументы и примеры-иллюстрации.

    2. Знакомство с сочинением по исходному тексту (каждый ученик получает распечатку сочинения с полями, на которых он делает пометки и записи по критериям).

    3. Совместное обсуждения выставленных баллов по критериям, аргументирование своей позиции, особенно если баллы разнятся.

Последний этап обычно проходит очень эмоционально, ребята активно защищают свои баллы, аргументируют, приводя в пример и исходный текст, и сочинение. И здесь оттачивается мастерство учащихся в создании устных и письменных текстов при подготовке к ГИА. Приёмы, наиболее часто используемые на таких уроках: инсерт, ключевые слова, корзина идей, мозговой штурм, кластер, дерево предсказаний, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации. Некоторым детям нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под контингент учащихся, что не возбраняется условиями применения данной технологии.

Развитие речевой деятельности учащихся с использованием технологии критического мышления продолжается и во внеурочной деятельности, на факультативных занятиях и спецкурсах. Мною проводятся занятия, направленные на совершенствование речевой и коммуникативной компетенций учащихся по следующим программам:

10 – 11 классы: «Практический курс русской стилистики»;

9 класс: «Культура общения и речь»;

5 - 8 класс: «Секреты русской орфографии».


Характер уроков с применением стратегий и приемов критического мышления меняется в корне. Уроки становятся более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт большое поле для деятельности и размышлений, а также дает учителю возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволит учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития. Таким образом, использование технологии критического мышления в преподавании русского языка и литературы позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!