СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение приёмов технологии критического мышления на уроках математики в рамках реализации ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение приёмов технологии критического мышления на уроках математики в рамках реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Применение приёмов технологии критического мышления на уроках математики в рамках реализации ФГОС»

МОУ СОШ №20 г. Сочи

Применение приёмов технологии критического мышления на уроках математики в рамках реализации ФГОС

Автор: Шамоян Аза Аскоевна, учитель математики

  «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек», -

писал известный педагог В.А.Сухомлинский



Технология развития критического мышления



Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Требования, предъявляемые к выпускнику школы, не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления. Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.



Что дает ТРКМ ученику:
  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.


Учитель, владеющий технологией развития критического мышления, способен:

  • создать условия для развития личности, способной критически мыслить,
  • проектировать пути и способы достижения поставленных задач,
  • анализировать собственную деятельность;
  • использовать разнообразный комплекс методов и приёмов ТРКМ, так как данная технология является общепедагогической, личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.


Приёмы обучения в технологии развития критического мышления


Приём «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (МОЗГОВАЯ АТАКА)

Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.


Пример   использования   приёма  
«Мозговой  штурм»  
 в 6 классе по теме «Сложение и вычитание отрицательных чисел»


Ситуация: 



Над  Компанией  нависла  угроза банкротства.  Компания будет объявлена банкротом в  случае  невыполнения следующего задания:  Докажите, что значения данных выражений:  а) (5 – 17) + 3 ; б) (– 26 – 54)( – 23 + 13) в) ( – 15 + 12 ) + (– 6) являются натуральными числами. Спасите Компанию.

Пример   использования   приёма  
«Мозговой  штурм»  
 в 5 классе по теме «Возведение числа в квадрат»



Великий греческий математик Пифагор имел к числам особенное отношение, присваивал каждому числу какой-либо символ, например, «5» - символ цвета, «6» - холода, «7» обозначало разум и здоровье, «8» - любовь и дружбу. Именно Пифагор разделил все числа на четные и нечетные. А сейчас вы попробуйте повторить открытие, сделанное Пифагором.



Занимательная задача:



На доске записаны все нечетные числа от 1 до 19 (1,3,5,7,9,11,13,15,17,19). Найдите сумму первых двух, потом первых трех, затем четырех и т.д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал Пифагор? (4,9,16,25,36,49,64,81,100)



Пример   использования   приёма «Мозговой  штурм» по теме  «Сложение и вычитание десятичных дробей»

 

С давних времен разные растения, деревья и кустарники люди наделяли определенной символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир.

Выполните вычисления с определением соответствия чисел и растений. По совпадающим ответам выясните, какие деревья символами каких качеств являются:

Лиственница

2,6 + 0,42 = ?

Щедрость

2 + 3,2 = ?

Сосна

0,25 + 18 = ?

Смелость

4 – 0, 98 = ?

Грецкий орех

7,5 – 1,8 = ?

Верность

0,25 + 2,25 + 15,5 = ?

Рябина

10 – 8,5 = ?

Грация

10 – 3,2 = ?

Апельсин

8,6 – 3,4 = ?

Стойкость

2,2 + 1,6 = ?

Вишня

4 – 0,2 = ?

Благоразумие

0,75 + 0,75 = ?

Береза

5,6 + 3,4 – 2,2 = ?

Хитрость

(придумать свой пример)



















Карточки с названиями деревьев расставить по алфавиту

ОТВЕТЫ:
  • лиственница – смелость,
  • сосна – верность,
  • рябина – благоразумие,
  • апельсин – щедрость,
  • вишня – стойкость,
  • берёза – грация,
  • грецкий орех (оставшееся дерево) символизирует хитрость




Приём «Лови ошибку»   
6 класс, тема: «Уравнения»


При объяснении нового материала учитель решает сам уравнение, а учащиеся прилежно списывают: 2 * (4х + 15) – 3 = 2х – 43; 8х + 15 – 3 = 2х – 43; (явная ошибка) 8х + 12 = 2х – 43 8х + 2х = 12 – 43 (скрытая ошибка), естественно при проверке ответ не сходится, среди учащихся волнение. Учитель объявляет громко: «Найдите ошибку!». Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.















Пример   использования   приёма  
«Лови ошибку»  
в 6 классе по теме: «Уравнения»


  • Найдите ошибки и подчеркните их.
а) 6у + (у – 1) = 2у – (2у – 26) 6у – у – 1 = 2у – 2у + 26 5у + 1 = 26 5у = 26 – 1 5у = 25 у = 25 + 5 б) 6у – (у – 1) = (2у + 26) – 2у 6у – у + 1 = 2у + 26 + 2у 5у + 1 = 4у + 26 6у = 30
  • Найдите ошибки, исправьте их, вставьте пропущенные знаки и продолжите решение уравнения
14 – 3(2х – 5) = 3 – 2(х – 5) 14 + 6х – 15 = 3 … 2х … 10 Умение увидеть ошибку, указать ее причину и исправить всегда приводит к возрастанию активности учащихся на уроке.

Приём «ДО – ПОСЛЕ»

Описание: приём может быть использован на 1 этапе урока, как приём актуализации знаний учащихся или на этапе рефлексии.



Приём формирует:
  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод
В таблице из двух столбцов в начале урока заполняется часть "До", в которой учащиеся записывают свои предположения о теме урока, о решении задачи, могут записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Что должно быть записано в пустых ячейках таблицы?

Приём "Синквейн"


Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
  • 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
  • 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
  • 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
  • 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.



Пример   использования   приёма "Синквейн"  
  • Треугольник
  • Равнобедренный, равносторонний
  • Строится, является, называется
  • Сумма сторон треугольника –
  • Периметр
  • Дроби
  • Правильные, неправильные
  • Сравниваются, складываются, вычитаются
  • У которых есть числитель и знаменатель
  • Обыкновенные






Приём «Ромашка»



Делается цветок, на каждом лепестке, которого содержится пример или вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и решает пример или отвечает на вопрос или дает определение термину.

Приём «Верные и неверные утверждения». Урок математики 6 класс по теме
«Рациональные числа»:
  • – 12 – число отрицательное? (да)
  • 56 – число положительное? (да)
  • При сложении отрицательных чисел получается число положительное (нет)
  • – 13 + (– 15) = 28 (нет)
  • – 5 + (– 24) = – 29 (да)
  • Нуль больше любого отрицательного числа (да)
  • Из двух отрицательных чисел то больше, модуль которого больше (нет)
  • Из двух чисел то число больше, которое находится правее на координатной прямой (да)
Приём "Кластеры"



Прием "Кластеры" используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.


В зависимости от цели  организуется индивидуальная или самостоятельная работа учащихся или коллективная – в виде общего совместного обсуждения. 


Кластер по теме
«Квадратные уравнения»









  •  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;  
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.


Ценность данной технологии 
и в том, что она учит:
- детей слушать и слышать,
- развивает речь,
- даёт возможность общения,
- активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес,
- побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Всё это необходимо не только на уроке математики. В этом заключается метапредметность данной технологии и её значимость.

«Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!