СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение некоторых современных образовательных технологий на уроках историко-обществоведческих дисциплин

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс с учителями истории и обществознания

Просмотр содержимого документа
«Применение некоторых современных образовательных технологий на уроках историко-обществоведческих дисциплин»

Методическая разработка мастер - класса

Тема: Применение некоторых современных образовательных технологий на уроках историко-обществоведческих дисциплин

Автор – разработчик: Бондарева Г.Я. – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ

Дата: 20 ноября 2018г.

Участники: учителя истории и обществознания ОУ Менделеевского муниципального района РТ

ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию профессиональной компетентности у современных учителей истории и обществознания ОУ Менделеевского муниципального района РТ.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам применение приемов современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, кластер технологии, кейс- технологии, проблемного обучения-       прокомментировать эффективность применения приемов;

-       отработать приемы в совместном -деятельностном режиме;

Ведущий: Уважаемые коллеги!!!В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы некоторых современных образовательных технологий, способствующих личностному развитию обучающихся через формирование УУД: универсальных учебных действии: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, что является одним из главных требований ФГОС к современному уроку;

Прошу вас займите места. Участники рассаживаются по кругу.

У вас сегодня непростой день,вы сегодня в качестве экспертов были на уроке моей коллеги ,сейчас вам предстоит быть сразу в двух ролях участников и экспертов, что тоже непросто. Возможно, у вас уже накопилась усталость, некая дискомфортность. Для снятия напряженности, внутреннего зажима мы выполним некоторые упражнения из «гимнастики для ума и сердца».

-первое упражнение: держим себя за кончик носа левой рукой, а правой рукой держимся за мочку уха! Хлопаем в ладоши! Поменяли позицию наоборот. Продолжаем…. Вместе дружно… хлопок. .поменяли руки . хлопок.. поменяли руки….

- проговариваем скороговорочку:

«Ехал грека через реку,

Видит грека в реке –рак,

Грек просунул руку в реку.

Рак за руку грека цап!»

Учитель дирижирует: показывая жестом, мимикой: кто ,какая группа проговаривает: тихо, громко.. шепотом. кричим….»

Комментарий: Благодаря «гимнастике ума, нестандартным веселым упражнениям». нам удалось снять напряжение, внутренний дискомфорт. Мы открыты, и мы готовы к действиям!

Ведущий: рассаживайтесь по кругу. Я задам вопрос, на который вы должны ответить однозначно, без комментариев, перебивать друг друга, высказывать свое согласие или несогласие нельзя. Всем понятно!

-Вопрос:В российском обществе процветает Добро или Зло?

- Отвечаем по кругу. Затем, сторонники аналогичных ответов объединяются в отдельные группы.

Задание: прокомментируйте свой ответ после мини –обсуждения. - по звону колокольчика прекращаются обсуждения!!!

- обмен мнениями, дискуссионность поощряется!!!

Комментарий: сейчас была продемонстрирован ИНДУКТОР или проблемная СИТАУЦИЯ –начало мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором





Структурные требования:

·   I.  



·      Организация работы участников

Основными методическими приемами на этом этапе являются:

1.    социоконструкция

Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер разбивает задание на ряд задач.

Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Комментарий: мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).

2.    социализация

Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Комментарий: когда группа выступает с отчетом о выполнении задания, важно. Чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

3.    афиширование

Представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

·      Практическая демонстрация приема

Социоконструкция: создание рабочих групп: на основе полученных карточек до начала занятия, участники МОЛЧА формируют Группу на основе цветового сходства.

Задание: расположите карточки, исходя из сюжета: способ разрешения конфликтной ситуации путем консенсуса:

-по команде ведущего демонстрируют все разом первую карточку, затем 2..3…4..5…6

Комментирование: когда группа демонстрирует отчет о выполнении задания, важно. Чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога





II Содержательная часть:

А) надпредметность.

Б)проблемность

Ведущий: завершается 2018 год, объявленный в Республике Татарстан –годом великого русского писателя Л.Н.Толстого. Почему? Именно в Татарстане!!! Я сначала даже слегка удивилась этому факту. Как вы думаете?

-да,7 лет прожил в Казани, оставшись без родителей, на попечении своей тети.

- да,именно в Казанском университете проучился более 2 лет;

- Мы сегодня не будем анализировать литературное творчество Л.Н. Толстого! Мы не будем искать ответы - почему Лев Николаевич отказался от Нобелевской премии

Мы сегодня не будем обсуждать его интереснейшую биографию.

Мы сегодня будем говорить о гражданственности графа Толстого!!! Какая была его гражданская позиция? Мировоззренческая?

Мы будем о Толстом –философе! Мы будем искать ответы какие у него были педагогические идеи? Почему он отдал 7 лет из своейжизни –педагогике??? анализировать его педагогические идеи! Продолжатели философских идей Толстого – кто они?!

-Итак, первая группа составляет кластер на тему: Л.Н.Толстой как школьный педагог, на основе предоставленной информации –путем изучения материалов рабочих папок.





Комментарий:

Подведение итогов мастер - класса структурирует основные результаты совместной деятельности. Эмоциональная рефлексия как последний и обязательный этап – это отражение чувств, ощущений, эмоций на происходящее.

20 Ноября 1910 года… станция от воспаления лёгких на станции Астапово в возрасте восьмидесяти двух лет. Его оплакивали в России и во всём мире. Сегодня 20ноября и мы говорим о Толстом –гражданине но мы не оплакиваем..мы ищем ответы на сегодняшние проблемы современной жизни…добро побеждает зло, так и Учитель в этом духовно-безграмотном мире………………………………………..

На Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков. В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказалась именно «Война и мир» (на втором — «1982» Оруэлла (GeorgeOrwell), на третьем — «Улисс» Джойса (JamesJoyce)).

Критики восхваляют необыкновенно высокую психологичность образов героев у Толстого, ветераны войн заверяют, что никто не умел лучше писать о сражениях. На Востоке, особенно в Японии, ценят философию Толстого.
«Во всём мире идёт гигантский всплеск популярности Толстого. Его любят везде, только не у нас [то есть в России]», — признался Дерябин.
Как предполагает Дерябин, причина такого сдержанного отношения кроется в собственном трудном пути России и в её неспособности придумать национальную идею.


«Мы её уже давно ищем. А ведь ответ уже дал Толстой: задача человечества — быть счастливыми сейчас».
Дерябин признаёт, что для большинства россиян прошедшее столетие было ужасным, то есть больше соответствовало духу Достоевского, чем Толстого.
«Прошлый век, с его акцентом на тьме и страданиях, был веком Достоевского. Я надеюсь, что теперь придёт черед Толстого», — говорит он.


Праправнук писателя Владимир Ильич Толстой согласен с тем, что в болезненном ходе истории XX столетия чувствуется явная достоевщина.
«Я надеюсь, что XXI век станет веком Толстого”, — говорит он.
Владимир работает директором государственного литературного музея в Ясной Поляне. Благодаря огромному лбу в нём мгновенно опознаётся представитель знаменитого рода Толстых.


 «Достоевский заостряет внимание на болезненных проблемах, на тёмной стороне человеческой души. Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семейные отношения. Он даёт положительные ответы на вопросы, задаваемые человечеством, и в этом смысле он даёт больше надежды», — рассуждает Владимир.





































































·      Например, мастер-класс на тему «Танец как здоровьесберегающая технология» (см. в приложении) начинается с загадки о здоровье (индуктор). Далее проводится аналогия с понятием «усталость» (школьника после учебы) как одним из разрушающих здоровье факторов и подводится обсуждение проблемы к решению ее через занятия танцами (постановка педагогической проблемы).

Или другой пример (мастер-класс «Свобода тела»), мастер-класс начинается с экспресс-диагностики на стрессоустойчивость (индуктор), которая интригует участников, настроившихся на спортивное занятие. Органичный переход с констатации проблемы, о том, что наша жизнь наполнена стрессовыми ситуациями (постановка педагогической проблемы) к возможным способам борьбы с их последствиями, невольно увлекает в процесс.

·      Организация работы участников

Основными методическими приемами на этом этапе являются:

1.    социоконструкция

Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Комментарий: мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).

На основе карточек создаются группы по 4-6 человек: педагогическая ситуация

2.    социализация

Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Комментарий: когда группа выступает с отчетом о выполнении задания, важно. Чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.

3.    афиширование

Представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.

·      Практическая демонстрация приема

Педагог-мастер проводит мастер-класс с участниками и слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. Участники одновременно играют две роли: воспитанников и экспертов, присутствующих на занятии.

·      Комментарий к приему

Обязательный момент мастер-класса. В комментарии педагог-мастер должен сделать акцент на особенности приема и на оригинальное его использование. Отметить педагогическую целесообразность для решения поставленной проблемы в начале мастер-класса.

·      Рефлексия

Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников.

Содержательные требования:

·      Надпредметность

Материал, представляемый на мастер-классе должен выходить за узкие рамки своего предмета. Приемы и методы, демонстрируемые в рамках мастер-класса участники должны иметь возможность переложить на свою деятельность.

·      Практическая направленность

Мастер-класс в отличие от семинара или лекции должен состоять их практических действий Мастера и участников.

·      Видимая результативность

В итоге мастер-класса или демонстрируемого приема участники и слушатели должны увидеть результат деятельности, а не только его процесс.

Сценические требования:

·      Зрелищность

Мастер-класс – это не просто открытое занятие или его часть, не выступление на заданную тему, а главным образом демонстрация педагогических находок Мастера. Поэтому важно, чтобы предлагаемый материал был интересен в процессе демонстрации, как участникам, так и зрителям.

·      Музыкальное сопровождение

Очень важно тщательно продумать музыкальное сопровождение.

Музыкальное сопровождение имеет разные функции

·      Культура поведения на сцене

·      Четкая грамотная речь

·      Правильное обращение к участникам (не идентифицировать их с детьми)

Типичные ошибки мастер-класса:

·      Отсутствие комментария к демонстрируемому приему

·      Нарушение временных рамок

·      Идентификация участников с детьми

·      Увлечение методикой частного предмета

·      Излишняя теоретизированность

·      Отсутствие анализа работ, выполненных участниками

 приложение

Мастер-класс «Танец как здоровьесберегающая технология»

Проводит: Сенчило Анна Викторовна (педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории)

Дата: 27 августа 2009 года

Место: МУДО «Дворец творчества детей и молодежи»

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Участники:  педагоги дополнительного образования

ЦЕЛЬ:обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей современного человека у воспитанников.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;

-       прокомментировать эффективность применения приемов;

-       отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

-       фонограммы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

     1. Постановка педагогической проблемы.

     2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

     3. Рефлексия.

I.                  ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

-       Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки.

-       Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье).

 

-       В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формирования у воспитанников одной из базовых компетентностей  современного человека – ответственное отношение к собственному здоровью.

II.               ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ

-       Сегодня Вы прослушали выступления, были участниками 3 мастер-классов и как никто понимаете, что чувствует ребенок  после учебы, после 5-6 уроков в школе? (усталость).

-       И нам необходимо не просто сменить деятельность, а снять накопившуюся усталость. В этом мне помогают элементарные приемы из восточных оздоровительных техник, где переплетаются стрейчинговые (упражнения на растяжку), силовые упражнения (для укрепления и разогрева опорно-двигательного аппарата) с дыхательными упражнениями. Обычно подобная работа проводится вначале занятия как разминка и в конце как заминка.

-       Их цель – восстановить моральные и физические силы, создать настрой на внутренние ощущения, на понимание происходящих внутри себя процессов и использование этих ощущений в работе над движением в танце.

-       Сейчас мы сделаем несколько элементов разминки, где у вас будет возможность почувствовать её воздействие. Как правило, хореографы с жесткой классической базой дают названия элементам по классической лексике (ронд, батман, плие и т.д.). Я буду называть элементы движений, используя европейский стиль названия элементов в восточных техниках. Дети на данный момент работы уже знакомы с терминологией и особенностями движений. Т.к. мы знакомимся с упражнениями ранее на занятиях спортивно-оздоровительного блока, но там акцент делается на качество движений, на их воздействие на системы организма, а не на внутренние ощущения. Поэтому в новом ракурсе раскрытые знакомые элементы становятся для детей ещё более интересными.

(Разминка)

Комментарий:

Подобную разминку я использую в процессе работы над танцем в стиле Джаз Модерн. Нам русским людям в силу своей эмоциональности близок вид Модерна, где движения во взаимосвязи с эмоциями (кто знаком с видологией Модерна понимает, о чём я говорю). И подобные упражнения не похожие на традиционные разминочные или классические упражнения у станка позволяют расширить границы восприятия  танцевального искусства и ощутить многообразность танцевальной лексики. К тому же движения и позы, принимаемые в разминке, являются своеобразной подготовительной работой над танцем в плане освоения лексики, а не как традиционная подготовка всех систем организма к работе.

-       Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе  использовать данный прием и где или для чего?

-   Далее я хочу поделиться с Вами некоторыми приемами работы по постановке танца в стиле  Джаз Модерн. А именно с работой над техникой движений по плоскостям. Эта техника разработана канадцем Вильямом Форсайдом и широко используется в сценических постановках театральных спектаклей в Германии, причем не только хореографами. Методика фундаментальна своей этапностью. Танец Джаз Модерн дают детям среднего и старшего возраста, когда воспитанники уже сами участвуют в процессе создания и постановки танца.

 Первое с чем мы начинаем работать это с пространством. Обратите внимание на схему. Современный танец, в частности Джаз Модерн, работает в III – х мерном пространстве.

I плоскость – оранжевая – плоскость, определяющая направление «вперед-назад» - плоскость «Колеса»;

II плоскость – желтая - плоскость, определяющая направление «вправо-влево» - плоскость «Двери»;

III плоскость – зеленая - горизонтальная полу – плоскость, определяющая направление «вверх-вниз» - плоскость «Пола» или плоскость «Стола» (в которой выполняются повороты, наклонные положения, движения на полу, сброс корпуса и т.д.).

-       Я попрошу Вас разбиться на группы по 3-4 человека и, используя движения из 2-3 плоскостей составить небольшую хореографическую композицию на 2 «восьмерки». Вы можете использовать те движения и «позы», которые были в разминке. Любой танец начинается с образа, будь то образ человека, животного, растения и т. д. Я предлагаю Вам взять образ птицы. Хочу обратить Ваше внимание на то, что когда Вы сочетаете движения рук, ног, тела или головы в разных плоскостях одновременно это придает танцу именно современный окрас, что несвойственно для классического танца. Современный танец очень мобилен и информативен.

(Показ примера готовой постановки танца в стиле джаз-модерн)

Комментарий:

Наши занятия в дополнительном образовании дают возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень танцевальной подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы. Именно танец в стиле Джаз Модерн способствует раскрытию детской индивидуальности. Он не зажат строгими классическими хореографическими канонами (не требует натянутых колен или носков, четких линий при движении и их удержания). В процессе такой работы ребенок чувствует себя свободным и получает от процесса максимум удовольствия.

Работа над техникой движения по плоскостям более объемна и дальнейшее глубокое ее изучение я, к сожалению, в рамках одного мастер-класса показать не смогу.

-       Следующий прием, с которым я хочу поделиться – работа над качеством движения.

     Обратите внимание на схему.

-       Каждое движение рассматривается с 3-х позиций: сила, направление и время. Таблица дает некоторую подсказку определением движения.

-       Рассмотрим несколько движений  с точки зрения их характеристики.

(Показ и объяснение движений)

-       Я попрошу Вас в своих группах создать хореографическую композицию, использую эти сведения по качеству движений. Хочу обратить Ваше внимание на то, что при постановке танца достаточно выбрать 3-4 качества для определения сути танца. Т.е. определенной музыке соответствуют определенные качества движений, и их перебор приведет к неправильному восприятию, к своеобразному хаосу. В то же время однообразные по времени выполнения и по силе выполнения движения внесут монотонность, и зрительский интерес будет потерян.

Комментарий:

Это практически последний этап работы по изучению техники движений по плоскостям, где дети вооружены хорошим объемом сведений, и эти знания позволяют ставить вполне осознанные и интересные танцевальные композиции.

Всем известно, что движения человека- это проявление его внутреннего состояния или характера. Этот этап работы позволяет мне как педагогу отследить переживания ребенка и помочь скорректировать воспитательный процесс, не навязчиво через танец.  Именно на этом этапе работы дети понимают, что танец - это не просто механическое выполнение или повторение движений за кем-то, а главным образом удовольствие от движения, возможность сказать о своих ощущениях и переживаниях через движение. У девочек старшего возраста это осознание происходит глубоко и весь процесс работы по созданию танца очень увлекает. Подчеркивать оздоровительное воздействие  подобной работы я думаю излишне.

-       Что понравилось в работе по приему, что вызвало затруднения? Что бы Вы могли использовать в своей работе?

-       Создание танца – увлекательнейший процесс.

-       Но есть необходимая работа, без которой тяжело будет делать все вместе, слаженно. Как Вы думаете, о чем я говорю? (Работа по созданию сплоченного коллектива).

-       Для этого я использую специальные занятия в тренинговой форме, где ребенок не только познает других, учится взаимодействовать, но и познает себя, учится владеть своими эмоциями и позитивно реагировать на любую ситуацию.

-       Сейчас я продемонстрирую Вам один из таких приемов.

Упражнение «Спина друга». Выполняется в паре.

-  Разделитесь на пары. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии полуметра. А теперь постарайтесь без помощи рук, опираясь спинами друг о друга, устоять.

Упражнение «Один в поле не воин». Выполняется всей группой участников.

-  Для следующего упражнения встаньте в круг, лицом друг к другу, возьмитесь за руки. А теперь, не отпуская рук, примите позу «Ласточки». Почувствуйте поддержку друг друга, энергию ближнего.

Комментарий:

Прием  создает атмосферу сотрудничества и взаимодействия с помощью тренинговых упражнений.

III.            РЕФЛЕКСИЯ

- Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Танец как здоровьесберегающая технология». Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга.

Комментарий: последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Мастер-класс «ВОЛШЕБНИК - ПЕДАГОГ»

 

Дата:15 февраля 2011 года

Место проведения:актовый зал МОУ «СОШ №5 УИМ»

Аудитория:жюри городского конкурса «Учитель года - 2011», педагоги учреждений дополнительного образования города Магнитогорска

Участники:участники городского конкурса «Учитель года - 2011» в номинации «Педагог дополнительного образования»

Цель:обобщение и распространение опыта работы клуба авторской песни «Лабиринт»

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам приемы работы с подростками («работа над образом», «работа в группах над творческим заданием»);

-       прокомментировать эффективность применения приемов;

-       отработать приемы в деятельностном режиме;

-       представить основные результаты внедрения технологии проектирования.

Оборудование:

-       проектор, экран;

-       гитара;

-       микрофоны

дидактический материал:

-       10 презентационных пакетов для жюри городского конкурса «Учитель года - 2011»;

-       6 презентационных пакетов для участников мастер класса

Основные этапы мастер - класса:

-       организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);

-       демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме);

-       заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Организационный этап(приветствие, введение в тему мастер - класса)

-       Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам эффективные приёмы работы с подростками.

-       Вашему вниманию предлагается песня в моем исполнении на слова Юлии Малыхиной, музыка Дениса Коновальчика «Я хочу летать»…

Комментарий

Исполнение авторской песни сопровождается видеорядом.

Организационный этап мастер – класса направлен на погружение в тему.

Цель: эмоциональный настрой на работу.

демонстрационныйэтап(демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)

-       Какие ассоциации возникли у Вас при прослушивании данного произведения? (крылья, птица, цветок, бабочка, полет, свобода, небо, облака, ветер, солнце, красота). Какие образы? Опишите их, пожалуйста.

-       Я руководитель клуба авторской песни. На мой взгляд, данный приём помогает настроить подростков на «творческую волну». Авторская песни – это, прежде всего, образное восприятие действительности. И у каждого автора это свои …только его образы. Каждый человек уникален и неповторим. А для подростков, с которыми я работаю, это еще и возможность самовыражения.

-       На первом этапе мастер-класса был продемонстрирован приём ассоциаций (или как его ещё называют создание ассоциативного ряда). Он  хорошо знаком. Используете ли Вы данный прием на своих занятиях? Поделитесь своим опытом.

Комментарий:

Демонстрация приема «работа над образом» посредством ассоциативного ряда, отработка в деятельностном режиме, комментарий и обсуждение позволят каждому участнику мастер – класса поделится собственным опытом работы, т.к. предложенный приём является традиционным. Вместе с тем, участники сделают вывод, что средства создания образа разнообразны: пластика, музыка, рисунок, слово и т.д.

-       А какие ассоциации у Вас возникают на образ педагога дополнительного образования? …. У меня свой образ – образ волшебника.

По жизни оптимист

С душою окрыленной.

Ты раскрываешь детям свой талант.

Ты тренер, программист, в профессию влюбленный.

Художник. Хореограф. Музыкант.

Комментарий:

Исполнение авторской песни «Волшебник-педагог» настроит участников мастер – класса на сотворчество.

-       Это был только первый куплет моей песни. Я предлагаю Вам стать соавторами песни «Волшебник-педагог». Чтобы сочинить припев, поработаем с рифмами. У нас есть две пары рифм. Обратите внимание на слайд. Вы видите слова. Выберите рифмы: дорогу – (педагогу), на планете – (дети).

-       Другим эффективным приёмом является работа в группах над творческим заданием. Это  мой любимый приём. Его можно применять в основной части занятия. Работа в группе формирует умения слышать друг друга, высказывать собственное мнение, находить компромиссы,  работать в команде и проявить лидерские качества. Все эти умения очень важны не только для профессиональной деятельности, но и для любой жизненной ситуации. А для подростков умения выстроить коммуникацию особенно важно.

Комментарий:

Участники мастер – класса работают в группах по три человека. Каждая группа предлагает свой вариант припева. Обсуждается и выбирается оптимальный. Демонстрируется, комментируется и отрабатывается прием «работа в группах над творческим заданием».

-       Уважаемые коллеги! Вот мы и стали соавторами песни. Предлагаю стать её исполнителями.

Комментарий:

Исполнение авторской песни эмоционально объединяет аудиторию и участников мастер – класса.

По жизни оптимист

С душою окрыленной.

Ты раскрываешь детям свой талант.

Ты тренер, программист, в профессию влюбленный.

Художник. Хореограф. Музыкант.

Припев:

Ты искрою души

Зажёг огонь священный,

Огонь надежды, красоты, добра.

Ты как волшебник необыкновенный,

Как жарко возле этого костра!...

Припев:

Но  дети подрастут, найдут свои пути,

А искру от костра возьмут с собою.

И ты свети, пожалуйста, свети!

С тобою я живу одной судьбою…

-       Спасибо. Вы почувствовали полет? Свободу творчества? И это очень важно.

Комментарий:

Ограниченность времени мастер – класса не позволяет раскрыть технологию проектирования, которая является основной технологией работы с подростками в клубе авторской песни «Лабиринт». В этой связи участникам мастер – класса наглядно демонстрируются основные результаты, а именно реализованные проекты.

-       Песня. Она пишется и исполняется для окружающих нас людей. «Я хочу, я могу и это надо людям». Это ни что иное, как условия для создания проекта.

-       Технологию проектирования я использую давно. К сожалению, время мастер - класса ограничено. Я могу только показать результаты этой технологии. Наш первый проект – это дебютный альбом песен и стихов участников клуба и их гостей  «Проба», 2004 год. Его авторы – старшеклассники и студенты. Возникла идея – все наши песни и стихи оформить в сборник. Работали командой. Десять участников клуба выступили в роли авторов. Чугунова Надежда сделала иллюстрации. Верстали макет сборника и печатали его тираж друзья клуба, а редактировала я сама.

-       Второй сборник вышел к пятилетию клуба «Лабиринт» в 2005 году. За это время в клубе появились свои традиции, интересные авторы стихов и песен. На презентацию сборника мы пригласили участников других творческих коллективов, социальных партнеров. У зрителей остались яркие впечатления от нашей деятельности. А мы поняли, что готовы участвовать в любых социально значимых акциях, будь то «День матери», «День двора», «День пожилого человека», «Международный день защиты детей».

-       Главное в технологии проектирования это не только идея (или как ещё говорят «мысль,  брошенная вперед»), но и практическое воплощение этой идеи в жизнь.

-       На сегодняшний день мои выпускники разрабатывают и реализуют собственные проекты. Например, Санарова Елена, молодой специалист, моя коллега - руководитель проекта старшеклассников «Вектор». Данный проект стал в этом году лауреатом турнира по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива».

-       В начале нашей встречи прозвучала песня «Я хочу летать». Именно эта песня вошла в диск авторских песен «Весеннее настроение». И это ещё один проект нашего клуба.

заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)

-       Подведем итоги нашего мастер - класса. Были продемонстрированы эффективные приемы работы с подростками, которые Вы можете использовать на своих занятиях. Мы стали со-авторами песни «Волшебник-педагог». Представила опыт работы по внедрению технологии проектирования.

-       Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи я хочу пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия, гармонии семейных отношений. Мне самой по жизни всегда сопутствует музыка. Она бывает в зависимости от ситуации разной. И, конечно, рядом моя спутница – гитара. Когда я держу её в руках, жизнь наполняется яркими красками. С помощью струн я могу сыграть песню, созвучную моему настроению, состоянию души. Форма корпуса гитары напоминает женский силуэт. А если она расположена горизонтально – это знак бесконечности. Музыка бесконечна и безгранична. Я благодарю Вас за участие в мастер - классе и  прошу высказать свои эмоциональные ощущения от встречи. Я буду передавать Вам гитару по кругу (есть такая традиции в кругу друзей, когда поются песни, читаются стихи), чтобы Вы могли высказать своё мнение.

-       Спасибо. На память о нашей встрече я дарю Вам  свой диск «Весеннее настроение».

Комментарий:

Подведение итогов мастер - класса структурирует основные результаты совместной деятельности. Эмоциональная рефлексия как последний и обязательный этап – это отражение чувств, ощущений, эмоций на происходящее.

20 Ноября 1910 года… станция от воспаления лёгких на станции Астапово в возрасте восьмидесяти двух лет. Его оплакивали в России и во всём мире. Сегодня 20ноября и мы говорим о Толстом –гражданине но мы не оплакиваем..мы ищем ответы на сегодняшние проблемы современной жизни…добро побеждает зло, так и Учитель в этом духовно-безграмотном мире………………………………………..

На Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков. В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказалась именно «Война и мир» (на втором — «1982» Оруэлла (GeorgeOrwell), на третьем — «Улисс» Джойса (JamesJoyce)).

Критики восхваляют необыкновенно высокую психологичность образов героев у Толстого, ветераны войн заверяют, что никто не умел лучше писать о сражениях. На Востоке, особенно в Японии, ценят философию Толстого.
«Во всём мире идёт гигантский всплеск популярности Толстого. Его любят везде, только не у нас [то есть в России]», — признался Дерябин.
Как предполагает Дерябин, причина такого сдержанного отношения кроется в собственном трудном пути России и в её неспособности придумать национальную идею.


«Мы её уже давно ищем. А ведь ответ уже дал Толстой: задача человечества — быть счастливыми сейчас».
Дерябин признаёт, что для большинства россиян прошедшее столетие было ужасным, то есть больше соответствовало духу Достоевского, чем Толстого.
«Прошлый век, с его акцентом на тьме и страданиях, был веком Достоевского. Я надеюсь, что теперь придёт черед Толстого», — говорит он.


Праправнук писателя Владимир Ильич Толстой согласен с тем, что в болезненном ходе истории XX столетия чувствуется явная достоевщина.
«Я надеюсь, что XXI век станет веком Толстого”, — говорит он.
Владимир работает директором государственного литературного музея в Ясной Поляне. Благодаря огромному лбу в нём мгновенно опознаётся представитель знаменитого рода Толстых.


 «Достоевский заостряет внимание на болезненных проблемах, на тёмной стороне человеческой души. Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семейные отношения. Он даёт положительные ответы на вопросы, задаваемые человечеством, и в этом смысле он даёт больше надежды», — рассуждает Владимир.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!