Методическая разработка мастер - класса
Тема: Применение некоторых современных образовательных технологий на уроках историко-обществоведческих дисциплин
Автор – разработчик: Бондарева Г.Я. – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ
Дата: 20 ноября 2018г.
Участники: учителя истории и обществознания ОУ Менделеевского муниципального района РТ
ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию профессиональной компетентности у современных учителей истории и обществознания ОУ Менделеевского муниципального района РТ.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам применение приемов современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, кластер технологии, кейс- технологии, проблемного обучения- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в совместном -деятельностном режиме;
Ведущий: Уважаемые коллеги!!!В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы некоторых современных образовательных технологий, способствующих личностному развитию обучающихся через формирование УУД: универсальных учебных действии: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, что является одним из главных требований ФГОС к современному уроку;
Прошу вас займите места. Участники рассаживаются по кругу.
У вас сегодня непростой день,вы сегодня в качестве экспертов были на уроке моей коллеги ,сейчас вам предстоит быть сразу в двух ролях участников и экспертов, что тоже непросто. Возможно, у вас уже накопилась усталость, некая дискомфортность. Для снятия напряженности, внутреннего зажима мы выполним некоторые упражнения из «гимнастики для ума и сердца».
-первое упражнение: держим себя за кончик носа левой рукой, а правой рукой держимся за мочку уха! Хлопаем в ладоши! Поменяли позицию наоборот. Продолжаем…. Вместе дружно… хлопок. .поменяли руки . хлопок.. поменяли руки….
- проговариваем скороговорочку:
«Ехал грека через реку,
Видит грека в реке –рак,
Грек просунул руку в реку.
Рак за руку грека цап!»
Учитель дирижирует: показывая жестом, мимикой: кто ,какая группа проговаривает: тихо, громко.. шепотом. кричим….»
Комментарий: Благодаря «гимнастике ума, нестандартным веселым упражнениям». нам удалось снять напряжение, внутренний дискомфорт. Мы открыты, и мы готовы к действиям!
Ведущий: рассаживайтесь по кругу. Я задам вопрос, на который вы должны ответить однозначно, без комментариев, перебивать друг друга, высказывать свое согласие или несогласие нельзя. Всем понятно!
-Вопрос:В российском обществе процветает Добро или Зло?
- Отвечаем по кругу. Затем, сторонники аналогичных ответов объединяются в отдельные группы.
Задание: прокомментируйте свой ответ после мини –обсуждения. - по звону колокольчика прекращаются обсуждения!!!
- обмен мнениями, дискуссионность поощряется!!!
Комментарий: сейчас была продемонстрирован ИНДУКТОР или проблемная СИТАУЦИЯ –начало мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором
Структурные требования:
· I.
· Организация работы участников
Основными методическими приемами на этом этапе являются:
1. социоконструкция
Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер разбивает задание на ряд задач.
Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Комментарий: мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).
2. социализация
Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Комментарий: когда группа выступает с отчетом о выполнении задания, важно. Чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
3. афиширование
Представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
· Практическая демонстрация приема
Социоконструкция: создание рабочих групп: на основе полученных карточек до начала занятия, участники МОЛЧА формируют Группу на основе цветового сходства.
Задание: расположите карточки, исходя из сюжета: способ разрешения конфликтной ситуации путем консенсуса:
-по команде ведущего демонстрируют все разом первую карточку, затем 2..3…4..5…6
Комментирование: когда группа демонстрирует отчет о выполнении задания, важно. Чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога
II Содержательная часть:
А) надпредметность.
Б)проблемность
Ведущий: завершается 2018 год, объявленный в Республике Татарстан –годом великого русского писателя Л.Н.Толстого. Почему? Именно в Татарстане!!! Я сначала даже слегка удивилась этому факту. Как вы думаете?
-да,7 лет прожил в Казани, оставшись без родителей, на попечении своей тети.
- да,именно в Казанском университете проучился более 2 лет;
- Мы сегодня не будем анализировать литературное творчество Л.Н. Толстого! Мы не будем искать ответы - почему Лев Николаевич отказался от Нобелевской премии
Мы сегодня не будем обсуждать его интереснейшую биографию.
Мы сегодня будем говорить о гражданственности графа Толстого!!! Какая была его гражданская позиция? Мировоззренческая?
Мы будем о Толстом –философе! Мы будем искать ответы какие у него были педагогические идеи? Почему он отдал 7 лет из своейжизни –педагогике??? анализировать его педагогические идеи! Продолжатели философских идей Толстого – кто они?!
-Итак, первая группа составляет кластер на тему: Л.Н.Толстой как школьный педагог, на основе предоставленной информации –путем изучения материалов рабочих папок.
Комментарий:
Подведение итогов мастер - класса структурирует основные результаты совместной деятельности. Эмоциональная рефлексия как последний и обязательный этап – это отражение чувств, ощущений, эмоций на происходящее.
20 Ноября 1910 года… станция от воспаления лёгких на станции Астапово в возрасте восьмидесяти двух лет. Его оплакивали в России и во всём мире. Сегодня 20ноября и мы говорим о Толстом –гражданине но мы не оплакиваем..мы ищем ответы на сегодняшние проблемы современной жизни…добро побеждает зло, так и Учитель в этом духовно-безграмотном мире………………………………………..
На Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков. В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказалась именно «Война и мир» (на втором — «1982» Оруэлла (GeorgeOrwell), на третьем — «Улисс» Джойса (JamesJoyce)).
Критики восхваляют необыкновенно высокую психологичность образов героев у Толстого, ветераны войн заверяют, что никто не умел лучше писать о сражениях. На Востоке, особенно в Японии, ценят философию Толстого.
«Во всём мире идёт гигантский всплеск популярности Толстого. Его любят везде, только не у нас [то есть в России]», — признался Дерябин.
Как предполагает Дерябин, причина такого сдержанного отношения кроется в собственном трудном пути России и в её неспособности придумать национальную идею.
«Мы её уже давно ищем. А ведь ответ уже дал Толстой: задача человечества — быть счастливыми сейчас».
Дерябин признаёт, что для большинства россиян прошедшее столетие было ужасным, то есть больше соответствовало духу Достоевского, чем Толстого.
«Прошлый век, с его акцентом на тьме и страданиях, был веком Достоевского. Я надеюсь, что теперь придёт черед Толстого», — говорит он.
Праправнук писателя Владимир Ильич Толстой согласен с тем, что в болезненном ходе истории XX столетия чувствуется явная достоевщина.
«Я надеюсь, что XXI век станет веком Толстого”, — говорит он.
Владимир работает директором государственного литературного музея в Ясной Поляне. Благодаря огромному лбу в нём мгновенно опознаётся представитель знаменитого рода Толстых.
«Достоевский заостряет внимание на болезненных проблемах, на тёмной стороне человеческой души. Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семейные отношения. Он даёт положительные ответы на вопросы, задаваемые человечеством, и в этом смысле он даёт больше надежды», — рассуждает Владимир.
· Например, мастер-класс на тему «Танец как здоровьесберегающая технология» (см. в приложении) начинается с загадки о здоровье (индуктор). Далее проводится аналогия с понятием «усталость» (школьника после учебы) как одним из разрушающих здоровье факторов и подводится обсуждение проблемы к решению ее через занятия танцами (постановка педагогической проблемы).
Или другой пример (мастер-класс «Свобода тела»), мастер-класс начинается с экспресс-диагностики на стрессоустойчивость (индуктор), которая интригует участников, настроившихся на спортивное занятие. Органичный переход с констатации проблемы, о том, что наша жизнь наполнена стрессовыми ситуациями (постановка педагогической проблемы) к возможным способам борьбы с их последствиями, невольно увлекает в процесс.
· Организация работы участников
Основными методическими приемами на этом этапе являются:
1. социоконструкция
Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Комментарий: мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.).
На основе карточек создаются группы по 4-6 человек: педагогическая ситуация
2. социализация
Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Комментарий: когда группа выступает с отчетом о выполнении задания, важно. Чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
3. афиширование
Представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними.
· Практическая демонстрация приема
Педагог-мастер проводит мастер-класс с участниками и слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. Участники одновременно играют две роли: воспитанников и экспертов, присутствующих на занятии.
· Комментарий к приему
Обязательный момент мастер-класса. В комментарии педагог-мастер должен сделать акцент на особенности приема и на оригинальное его использование. Отметить педагогическую целесообразность для решения поставленной проблемы в начале мастер-класса.
· Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и участников.
Содержательные требования:
· Надпредметность
Материал, представляемый на мастер-классе должен выходить за узкие рамки своего предмета. Приемы и методы, демонстрируемые в рамках мастер-класса участники должны иметь возможность переложить на свою деятельность.
· Практическая направленность
Мастер-класс в отличие от семинара или лекции должен состоять их практических действий Мастера и участников.
· Видимая результативность
В итоге мастер-класса или демонстрируемого приема участники и слушатели должны увидеть результат деятельности, а не только его процесс.
Сценические требования:
· Зрелищность
Мастер-класс – это не просто открытое занятие или его часть, не выступление на заданную тему, а главным образом демонстрация педагогических находок Мастера. Поэтому важно, чтобы предлагаемый материал был интересен в процессе демонстрации, как участникам, так и зрителям.
· Музыкальное сопровождение
Очень важно тщательно продумать музыкальное сопровождение.
Музыкальное сопровождение имеет разные функции
· Культура поведения на сцене
· Четкая грамотная речь
· Правильное обращение к участникам (не идентифицировать их с детьми)
Типичные ошибки мастер-класса:
· Отсутствие комментария к демонстрируемому приему
· Нарушение временных рамок
· Идентификация участников с детьми
· Увлечение методикой частного предмета
· Излишняя теоретизированность
· Отсутствие анализа работ, выполненных участниками
приложение
Мастер-класс «Танец как здоровьесберегающая технология»
Проводит: Сенчило Анна Викторовна (педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории)
Дата: 27 августа 2009 года
Место: МУДО «Дворец творчества детей и молодежи»
Аудитория: педагоги дополнительного образования
Участники: педагоги дополнительного образования
ЦЕЛЬ:обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей современного человека у воспитанников.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;
- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;
- фонограммы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
3. Рефлексия.
I. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
- Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки.
- Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье).
- В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формирования у воспитанников одной из базовых компетентностей современного человека – ответственное отношение к собственному здоровью.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ
- Сегодня Вы прослушали выступления, были участниками 3 мастер-классов и как никто понимаете, что чувствует ребенок после учебы, после 5-6 уроков в школе? (усталость).
- И нам необходимо не просто сменить деятельность, а снять накопившуюся усталость. В этом мне помогают элементарные приемы из восточных оздоровительных техник, где переплетаются стрейчинговые (упражнения на растяжку), силовые упражнения (для укрепления и разогрева опорно-двигательного аппарата) с дыхательными упражнениями. Обычно подобная работа проводится вначале занятия как разминка и в конце как заминка.
- Их цель – восстановить моральные и физические силы, создать настрой на внутренние ощущения, на понимание происходящих внутри себя процессов и использование этих ощущений в работе над движением в танце.
- Сейчас мы сделаем несколько элементов разминки, где у вас будет возможность почувствовать её воздействие. Как правило, хореографы с жесткой классической базой дают названия элементам по классической лексике (ронд, батман, плие и т.д.). Я буду называть элементы движений, используя европейский стиль названия элементов в восточных техниках. Дети на данный момент работы уже знакомы с терминологией и особенностями движений. Т.к. мы знакомимся с упражнениями ранее на занятиях спортивно-оздоровительного блока, но там акцент делается на качество движений, на их воздействие на системы организма, а не на внутренние ощущения. Поэтому в новом ракурсе раскрытые знакомые элементы становятся для детей ещё более интересными.
(Разминка)
Комментарий:
Подобную разминку я использую в процессе работы над танцем в стиле Джаз Модерн. Нам русским людям в силу своей эмоциональности близок вид Модерна, где движения во взаимосвязи с эмоциями (кто знаком с видологией Модерна понимает, о чём я говорю). И подобные упражнения не похожие на традиционные разминочные или классические упражнения у станка позволяют расширить границы восприятия танцевального искусства и ощутить многообразность танцевальной лексики. К тому же движения и позы, принимаемые в разминке, являются своеобразной подготовительной работой над танцем в плане освоения лексики, а не как традиционная подготовка всех систем организма к работе.
- Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе использовать данный прием и где или для чего?
- Далее я хочу поделиться с Вами некоторыми приемами работы по постановке танца в стиле Джаз Модерн. А именно с работой над техникой движений по плоскостям. Эта техника разработана канадцем Вильямом Форсайдом и широко используется в сценических постановках театральных спектаклей в Германии, причем не только хореографами. Методика фундаментальна своей этапностью. Танец Джаз Модерн дают детям среднего и старшего возраста, когда воспитанники уже сами участвуют в процессе создания и постановки танца.
Первое с чем мы начинаем работать это с пространством. Обратите внимание на схему. Современный танец, в частности Джаз Модерн, работает в III – х мерном пространстве.
I плоскость – оранжевая – плоскость, определяющая направление «вперед-назад» - плоскость «Колеса»;
II плоскость – желтая - плоскость, определяющая направление «вправо-влево» - плоскость «Двери»;
III плоскость – зеленая - горизонтальная полу – плоскость, определяющая направление «вверх-вниз» - плоскость «Пола» или плоскость «Стола» (в которой выполняются повороты, наклонные положения, движения на полу, сброс корпуса и т.д.).
- Я попрошу Вас разбиться на группы по 3-4 человека и, используя движения из 2-3 плоскостей составить небольшую хореографическую композицию на 2 «восьмерки». Вы можете использовать те движения и «позы», которые были в разминке. Любой танец начинается с образа, будь то образ человека, животного, растения и т. д. Я предлагаю Вам взять образ птицы. Хочу обратить Ваше внимание на то, что когда Вы сочетаете движения рук, ног, тела или головы в разных плоскостях одновременно это придает танцу именно современный окрас, что несвойственно для классического танца. Современный танец очень мобилен и информативен.
(Показ примера готовой постановки танца в стиле джаз-модерн)
Комментарий:
Наши занятия в дополнительном образовании дают возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень танцевальной подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы. Именно танец в стиле Джаз Модерн способствует раскрытию детской индивидуальности. Он не зажат строгими классическими хореографическими канонами (не требует натянутых колен или носков, четких линий при движении и их удержания). В процессе такой работы ребенок чувствует себя свободным и получает от процесса максимум удовольствия.
Работа над техникой движения по плоскостям более объемна и дальнейшее глубокое ее изучение я, к сожалению, в рамках одного мастер-класса показать не смогу.
- Следующий прием, с которым я хочу поделиться – работа над качеством движения.
Обратите внимание на схему.
- Каждое движение рассматривается с 3-х позиций: сила, направление и время. Таблица дает некоторую подсказку определением движения.
- Рассмотрим несколько движений с точки зрения их характеристики.
(Показ и объяснение движений)
- Я попрошу Вас в своих группах создать хореографическую композицию, использую эти сведения по качеству движений. Хочу обратить Ваше внимание на то, что при постановке танца достаточно выбрать 3-4 качества для определения сути танца. Т.е. определенной музыке соответствуют определенные качества движений, и их перебор приведет к неправильному восприятию, к своеобразному хаосу. В то же время однообразные по времени выполнения и по силе выполнения движения внесут монотонность, и зрительский интерес будет потерян.
Комментарий:
Это практически последний этап работы по изучению техники движений по плоскостям, где дети вооружены хорошим объемом сведений, и эти знания позволяют ставить вполне осознанные и интересные танцевальные композиции.
Всем известно, что движения человека- это проявление его внутреннего состояния или характера. Этот этап работы позволяет мне как педагогу отследить переживания ребенка и помочь скорректировать воспитательный процесс, не навязчиво через танец. Именно на этом этапе работы дети понимают, что танец - это не просто механическое выполнение или повторение движений за кем-то, а главным образом удовольствие от движения, возможность сказать о своих ощущениях и переживаниях через движение. У девочек старшего возраста это осознание происходит глубоко и весь процесс работы по созданию танца очень увлекает. Подчеркивать оздоровительное воздействие подобной работы я думаю излишне.
- Что понравилось в работе по приему, что вызвало затруднения? Что бы Вы могли использовать в своей работе?
- Создание танца – увлекательнейший процесс.
- Но есть необходимая работа, без которой тяжело будет делать все вместе, слаженно. Как Вы думаете, о чем я говорю? (Работа по созданию сплоченного коллектива).
- Для этого я использую специальные занятия в тренинговой форме, где ребенок не только познает других, учится взаимодействовать, но и познает себя, учится владеть своими эмоциями и позитивно реагировать на любую ситуацию.
- Сейчас я продемонстрирую Вам один из таких приемов.
Упражнение «Спина друга». Выполняется в паре.
- Разделитесь на пары. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии полуметра. А теперь постарайтесь без помощи рук, опираясь спинами друг о друга, устоять.
Упражнение «Один в поле не воин». Выполняется всей группой участников.
- Для следующего упражнения встаньте в круг, лицом друг к другу, возьмитесь за руки. А теперь, не отпуская рук, примите позу «Ласточки». Почувствуйте поддержку друг друга, энергию ближнего.
Комментарий:
Прием создает атмосферу сотрудничества и взаимодействия с помощью тренинговых упражнений.
III. РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Танец как здоровьесберегающая технология». Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга.
Комментарий: последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.
Мастер-класс «ВОЛШЕБНИК - ПЕДАГОГ»
Дата:15 февраля 2011 года
Место проведения:актовый зал МОУ «СОШ №5 УИМ»
Аудитория:жюри городского конкурса «Учитель года - 2011», педагоги учреждений дополнительного образования города Магнитогорска
Участники:участники городского конкурса «Учитель года - 2011» в номинации «Педагог дополнительного образования»
Цель:обобщение и распространение опыта работы клуба авторской песни «Лабиринт»
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с подростками («работа над образом», «работа в группах над творческим заданием»);
- прокомментировать эффективность применения приемов;
- отработать приемы в деятельностном режиме;
- представить основные результаты внедрения технологии проектирования.
Оборудование:
- проектор, экран;
- гитара;
- микрофоны
дидактический материал:
- 10 презентационных пакетов для жюри городского конкурса «Учитель года - 2011»;
- 6 презентационных пакетов для участников мастер класса
Основные этапы мастер - класса:
- организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);
- демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме);
- заключительный (подведение итогов, рефлексия).
Организационный этап(приветствие, введение в тему мастер - класса)
- Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам эффективные приёмы работы с подростками.
- Вашему вниманию предлагается песня в моем исполнении на слова Юлии Малыхиной, музыка Дениса Коновальчика «Я хочу летать»…
Комментарий
Исполнение авторской песни сопровождается видеорядом.
Организационный этап мастер – класса направлен на погружение в тему.
Цель: эмоциональный настрой на работу.
демонстрационныйэтап(демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)
- Какие ассоциации возникли у Вас при прослушивании данного произведения? (крылья, птица, цветок, бабочка, полет, свобода, небо, облака, ветер, солнце, красота). Какие образы? Опишите их, пожалуйста.
- Я руководитель клуба авторской песни. На мой взгляд, данный приём помогает настроить подростков на «творческую волну». Авторская песни – это, прежде всего, образное восприятие действительности. И у каждого автора это свои …только его образы. Каждый человек уникален и неповторим. А для подростков, с которыми я работаю, это еще и возможность самовыражения.
- На первом этапе мастер-класса был продемонстрирован приём ассоциаций (или как его ещё называют создание ассоциативного ряда). Он хорошо знаком. Используете ли Вы данный прием на своих занятиях? Поделитесь своим опытом.
Комментарий:
Демонстрация приема «работа над образом» посредством ассоциативного ряда, отработка в деятельностном режиме, комментарий и обсуждение позволят каждому участнику мастер – класса поделится собственным опытом работы, т.к. предложенный приём является традиционным. Вместе с тем, участники сделают вывод, что средства создания образа разнообразны: пластика, музыка, рисунок, слово и т.д.
- А какие ассоциации у Вас возникают на образ педагога дополнительного образования? …. У меня свой образ – образ волшебника.
По жизни оптимист
С душою окрыленной.
Ты раскрываешь детям свой талант.
Ты тренер, программист, в профессию влюбленный.
Художник. Хореограф. Музыкант.
Комментарий:
Исполнение авторской песни «Волшебник-педагог» настроит участников мастер – класса на сотворчество.
- Это был только первый куплет моей песни. Я предлагаю Вам стать соавторами песни «Волшебник-педагог». Чтобы сочинить припев, поработаем с рифмами. У нас есть две пары рифм. Обратите внимание на слайд. Вы видите слова. Выберите рифмы: дорогу – (педагогу), на планете – (дети).
- Другим эффективным приёмом является работа в группах над творческим заданием. Это мой любимый приём. Его можно применять в основной части занятия. Работа в группе формирует умения слышать друг друга, высказывать собственное мнение, находить компромиссы, работать в команде и проявить лидерские качества. Все эти умения очень важны не только для профессиональной деятельности, но и для любой жизненной ситуации. А для подростков умения выстроить коммуникацию особенно важно.
Комментарий:
Участники мастер – класса работают в группах по три человека. Каждая группа предлагает свой вариант припева. Обсуждается и выбирается оптимальный. Демонстрируется, комментируется и отрабатывается прием «работа в группах над творческим заданием».
- Уважаемые коллеги! Вот мы и стали соавторами песни. Предлагаю стать её исполнителями.
Комментарий:
Исполнение авторской песни эмоционально объединяет аудиторию и участников мастер – класса.
По жизни оптимист
С душою окрыленной.
Ты раскрываешь детям свой талант.
Ты тренер, программист, в профессию влюбленный.
Художник. Хореограф. Музыкант.
Припев:
Ты искрою души
Зажёг огонь священный,
Огонь надежды, красоты, добра.
Ты как волшебник необыкновенный,
Как жарко возле этого костра!...
Припев:
Но дети подрастут, найдут свои пути,
А искру от костра возьмут с собою.
И ты свети, пожалуйста, свети!
С тобою я живу одной судьбою…
- Спасибо. Вы почувствовали полет? Свободу творчества? И это очень важно.
Комментарий:
Ограниченность времени мастер – класса не позволяет раскрыть технологию проектирования, которая является основной технологией работы с подростками в клубе авторской песни «Лабиринт». В этой связи участникам мастер – класса наглядно демонстрируются основные результаты, а именно реализованные проекты.
- Песня. Она пишется и исполняется для окружающих нас людей. «Я хочу, я могу и это надо людям». Это ни что иное, как условия для создания проекта.
- Технологию проектирования я использую давно. К сожалению, время мастер - класса ограничено. Я могу только показать результаты этой технологии. Наш первый проект – это дебютный альбом песен и стихов участников клуба и их гостей «Проба», 2004 год. Его авторы – старшеклассники и студенты. Возникла идея – все наши песни и стихи оформить в сборник. Работали командой. Десять участников клуба выступили в роли авторов. Чугунова Надежда сделала иллюстрации. Верстали макет сборника и печатали его тираж друзья клуба, а редактировала я сама.
- Второй сборник вышел к пятилетию клуба «Лабиринт» в 2005 году. За это время в клубе появились свои традиции, интересные авторы стихов и песен. На презентацию сборника мы пригласили участников других творческих коллективов, социальных партнеров. У зрителей остались яркие впечатления от нашей деятельности. А мы поняли, что готовы участвовать в любых социально значимых акциях, будь то «День матери», «День двора», «День пожилого человека», «Международный день защиты детей».
- Главное в технологии проектирования это не только идея (или как ещё говорят «мысль, брошенная вперед»), но и практическое воплощение этой идеи в жизнь.
- На сегодняшний день мои выпускники разрабатывают и реализуют собственные проекты. Например, Санарова Елена, молодой специалист, моя коллега - руководитель проекта старшеклассников «Вектор». Данный проект стал в этом году лауреатом турнира по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива».
- В начале нашей встречи прозвучала песня «Я хочу летать». Именно эта песня вошла в диск авторских песен «Весеннее настроение». И это ещё один проект нашего клуба.
заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)
- Подведем итоги нашего мастер - класса. Были продемонстрированы эффективные приемы работы с подростками, которые Вы можете использовать на своих занятиях. Мы стали со-авторами песни «Волшебник-педагог». Представила опыт работы по внедрению технологии проектирования.
- Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи я хочу пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия, гармонии семейных отношений. Мне самой по жизни всегда сопутствует музыка. Она бывает в зависимости от ситуации разной. И, конечно, рядом моя спутница – гитара. Когда я держу её в руках, жизнь наполняется яркими красками. С помощью струн я могу сыграть песню, созвучную моему настроению, состоянию души. Форма корпуса гитары напоминает женский силуэт. А если она расположена горизонтально – это знак бесконечности. Музыка бесконечна и безгранична. Я благодарю Вас за участие в мастер - классе и прошу высказать свои эмоциональные ощущения от встречи. Я буду передавать Вам гитару по кругу (есть такая традиции в кругу друзей, когда поются песни, читаются стихи), чтобы Вы могли высказать своё мнение.
- Спасибо. На память о нашей встрече я дарю Вам свой диск «Весеннее настроение».
Комментарий:
Подведение итогов мастер - класса структурирует основные результаты совместной деятельности. Эмоциональная рефлексия как последний и обязательный этап – это отражение чувств, ощущений, эмоций на происходящее.
20 Ноября 1910 года… станция от воспаления лёгких на станции Астапово в возрасте восьмидесяти двух лет. Его оплакивали в России и во всём мире. Сегодня 20ноября и мы говорим о Толстом –гражданине но мы не оплакиваем..мы ищем ответы на сегодняшние проблемы современной жизни…добро побеждает зло, так и Учитель в этом духовно-безграмотном мире………………………………………..
На Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков. В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказалась именно «Война и мир» (на втором — «1982» Оруэлла (GeorgeOrwell), на третьем — «Улисс» Джойса (JamesJoyce)).
Критики восхваляют необыкновенно высокую психологичность образов героев у Толстого, ветераны войн заверяют, что никто не умел лучше писать о сражениях. На Востоке, особенно в Японии, ценят философию Толстого.
«Во всём мире идёт гигантский всплеск популярности Толстого. Его любят везде, только не у нас [то есть в России]», — признался Дерябин.
Как предполагает Дерябин, причина такого сдержанного отношения кроется в собственном трудном пути России и в её неспособности придумать национальную идею.
«Мы её уже давно ищем. А ведь ответ уже дал Толстой: задача человечества — быть счастливыми сейчас».
Дерябин признаёт, что для большинства россиян прошедшее столетие было ужасным, то есть больше соответствовало духу Достоевского, чем Толстого.
«Прошлый век, с его акцентом на тьме и страданиях, был веком Достоевского. Я надеюсь, что теперь придёт черед Толстого», — говорит он.
Праправнук писателя Владимир Ильич Толстой согласен с тем, что в болезненном ходе истории XX столетия чувствуется явная достоевщина.
«Я надеюсь, что XXI век станет веком Толстого”, — говорит он.
Владимир работает директором государственного литературного музея в Ясной Поляне. Благодаря огромному лбу в нём мгновенно опознаётся представитель знаменитого рода Толстых.
«Достоевский заостряет внимание на болезненных проблемах, на тёмной стороне человеческой души. Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семейные отношения. Он даёт положительные ответы на вопросы, задаваемые человечеством, и в этом смысле он даёт больше надежды», — рассуждает Владимир.