Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Новосибирск, 2022
Сущность и целевое назначение моделирования
- Моделирование – это метод, применяемый для изучения разного рода процессов и явлений, разработки вариаций принятия управленческих решений.
- Моделирование осуществляется на основе построения моделей, которые являются заменителями реальных объектов, процессов и явлений.
- Методика предполагает описание структурного устройства, изучаемого объекта, его свойств и параметров, процесса его функционирования во времени и пространстве, а также характеристики особенностей развития.
Слово «модель» (от лат. modulus') прочно вошло в повседневный язык. Модель — это мера, образец, норма. Именно так мы называем мысленный (абстрактный), знаковый (математический, словесноописательный, графический) или материальный образ оригинала, т.е. модель — это «заместитель» оригинала в познании или на практике .
Сущность и целевое назначение моделирования
- Методика моделирования обеспечивает системный и целостный подход к исследованию, что положительно сказывается на разработке методов целостного управленческого воздействия, позволяет получить новые знания и усовершенствовать параметры, исследуемых объектов или процессов.
- В процессе предполагается создание образцов, как внешнего строения объектов, например, каких-то предметов познания, так и их функциональной роли или логического назначения.
Моделирование осуществляется в двух основных формах:
Предметное моделирование – разработка образцов, отождествляющих пространственно-временные, функциональные, структурные и иные параметры исследуемого объекта. При такой форме моделирования создаются именно научные образцы.
Знаковое моделирование - демонстрация характеристик и признаков объекта, посредством применения символов, черчения графиков, построения схем. В этой форме создаются логические модели, наделенные математическими свойствами.
Построение моделей позволяет:
Воспроизвести связи, характеристики и особенности функционирования
Проследить тенденции и динамику развития исследуемых объектов, систем, явлений и процессов
Проанализировать текущее состояние, спланировать и составить прогноз последующего развития
Принять рациональное решение, обосновать его и эффективно воплотить на практике
Сущность и целевое назначение моделирования
- Моделирование начинается с постановки цели разработки модели.
- Она определяет дальнейшее содержание моделирования, выбор форм, методов и средств организации данного процесса.
- Структура модели, ее составные компоненты определяются целевым назначением той или иной модели.
Целевым назначением моделирования может быть:
- Проведение анализа и оценки реальных параметров, создаваемого проекта или существующей системы и выявление соответствия структуры модели действительным требованиям;
- Выявление параметров исследуемой системы или их усовершенствование;
- Определение способов рационального построения того или иного процесса, его грамотной и продуктивной организации;
- Проведение сравнительной характеристики противостоящих друг другу систем, имеющих идентичное функциональное назначение;
- Составление прогноза функционирования системы или объекта, исходя из предполагаемых условий, в которых будет протекать процесс;
- Проведение мониторинга восприимчивости факторов, оказывающих определенное воздействие на систему. При этом, важно выявить те факторы, которые оказывают на поведение системы большее воздействие и характеризуют ее продуктивность деятельности;
- Проведение оптимизации воздействующих на систему факторов, чтобы выявить оптимальные параметры ее эффективного функционирования.
Дескриптивная функция – создание образцов, идентичных реальным процессам, системам и явлениям дает представление о мироустройстве в более полном виде и позволяет объяснить все процессы и явления, выявить их особенности функционирования. По сути это еще и познавательная функция.
Прогностическая функция – составление прогнозов дальнейшего развития, исследуемых процессов, явлений, систем, объектов. Моделирование открывает возможности определения и планирования будущего поведения объектов в различных обстоятельствах.
Нормативная функция – определяет возможности построения нормативного образа объекта т.е. отражает то, как должен выглядеть объект в идеале, какими параметрами обладать, отражая предпочтения исследователя или образовательной системы в целом.
Функциональное назначение моделирования
Процесс моделирования выполняет следующие основные функции:
Классификация моделей, применяемых в педагогике
Модели научного исследования могут быть классифицированы по различным основаниям. Если модель выбирается, исходя из ее целевого назначения, то она может быть:
- Моделью-заменителем – заменять натуральный объект для удобства изучения;
- Моделью-представлением – давать общее представление об устройстве и параметрах исследуемого объекта;
- Моделью-интерпретацией – давать толкование объекта в виде его модели;
- Моделью-исследованием – изучение процесса или объекта, посредством применения модели.
Существует и иная классификация моделей, определяющая их целевое назначение:
- Понятийная модель – содержащая комплекс знаний об исследуемом объекте в виде утверждений, положений;
- Образная модель – отождествляет стороны, элементы, взаимосвязи объектов в разнообразных формах;
- Математическая модель – характеризует внутренние и внешние процессы объекта в формульном представлении;
- Физическая модель – отображает пространственные представления о структуре и функциях объекта.
В педагогике особенно актуальным является применение двух видов моделей:
- Статические модели – дают представление об объекте в определенный временной период.
- Динамические модели – демонстрируют изменение состояния объекта, обусловленные временными преобразованиями. Такая модель может выступать отражением стадий развития того или процесса или объекта.
Недостатки метода
Возможное несходство модели и оригинала. Модели строятся по принципу эффективных упрощений;
Замещение словесной информации символами (визуализацией) может вызывать у некоторых людей трудности при работе с продуктом моделирования;
2
Необходимо иметь определенные компетенции, материалы, оборудование;
3
Модель может получиться недостаточно качественной, не достоверно отражая объект моделирования;
4
Индивидуальность реализации. Для широкого применения продукта моделирования необходимо детальное описание строения продукта.
Примеры применения метода
Учитель может предложить варианты реализации работы учащимся, среди таких вариантов могут быть:
1. Архитектурные модели могут быть выполнены:
а) в виде реального макета небольшого масштаба из подручных материалов;
б) в виде виртуальной модели (например, в программах и играх: Autodesk 3ds Max, Sims 4, Minecraft: Education Edition ).
Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, карта, муляж, макет, схема, таблица
Благодарю за внимание!