СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках в условиях реализации обновленных ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди многих проблем, выдвинутых модернизацией школьного образования, есть такие, которые требуют от учителя новых подходов к их решению, и они тесно связаны с совершенствованием самого учебного процесса, более активным овладением педагогами личностно-ориентированного подхода в организации познавательной деятельности учащихся с разной подготовкой.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
««Применение личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках в условиях реализации обновленных ФГОС»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении







Доклад на тему:

«Применение личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках в условиях реализации обновленных ФГОС »





Подготовила Парфенова Н.П.

Учитель русского языка и литературы









2022

Доклад на тему: « Применение личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках в условиях реализации обновленных ФГОС».

Среди многих проблем, выдвинутых модернизацией школьного образования, есть такие, которые требуют от учителя новых подходов к их решению, и они тесно связаны с совершенствованием самого учебного процесса, более активным овладением педагогами личностно-ориентированного подхода в организации познавательной деятельности учащихся с разной подготовкой.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Личностно ориентированный урок – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

  • стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

  • оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

  • выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета;

  • способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;

  • предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий;

  • использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся;

  • создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • -стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;

  • вести индивидуальную работу с каждым ребенком;

  • помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность;

  • поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

  • учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;

  • побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения;

  • создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

  • предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.

На современном этапе личностно - ориентированное обучение актуально, так как оно помогает развивать индивидуальные способности учащихся, формировать саморазвивающуюся личность.

Моя тема самообразования связана с применением в учебном процессе личностно – ориентированных технологий.

Работая над темой «Применение личностно-ориентированных технологий на уроках русского языка», ставлю перед собой следующие задачи:

  • Как сделать урок радостным и интересным?

  • Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

  • Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

В рамках личностно-ориентированного обучения,  как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества. 

В своей работе я активно использую четыре основные технологии личностно-ориентированного обучения: технологию разноуровневого обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию проектной и исследовательской деятельности.

Технология уровневой дифференциации дает возможность учитывать познавательные интересы  учащихся,   устранять   перегрузку   программ, развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей, создавать психологический комфорт в учебе. Материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех   разных   уровнях.

Разноуровневые задания даю с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают мне определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.

Первую группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.

Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Третья группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также я включила сюда и учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываю индивидуальные задания и упражнения.

Приведу несколько способов дифференциации, которые я использую на уроке русского языка на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, объёму, трудности.

Приложение 1

Три уровня усвоения знаний учащимися

Уровни усвоения знаний

Требования к действиям учащихся

Задания

Первый уровень.

Воспроизведение и запоминание.

Связано с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности

Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т.д.

Что написано в левом столбике и что — в правом?

синицы, в, края, не со на ка

улетают, тёплые, во ро ба

на зиму ма ли ре

-Спишите слова левого столбика, если можно, разделите на слоги.

Второй уровень

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы)

Объяснять, составлять по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила ит.д.

Составьте из слогов двусложные и трехсложные слова

Третий уровень

Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески. Предполагает применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи, методологических знаний.

Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию и т.д.

Составьте из слов предложение. Спишите разделяя слова черточками на слоги.

На уроке русского языка по теме: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука» использовалась технология личностно – ориентированного обучения, где ребятам предлагались задания различной степени сложности.

1 группа.

Запишите данные слова в ед. ч.

Тетради, лошади, камни, медведи, портфели, тюлени, окуни.

2 группа( Для детей средней группы.)

Вставьте нужные по смыслу слова.

Плот сел на __________.| Мел, мель, ел, ель.

Ваня взял ____________. |

В лесу растѐт _________. |

Юра _________ сливу. |

3 группа (Для сильных детей. Дети должны самостоятельно подобрать слова.)

Восстановите пословицы.

________ - год начинает, зиму – кончает. (Декабрь)

________ - году начало, зиме – середина. (Январь)

Слабые   учащиеся     используют   опорные карточки-алгоритмы, которые помогают ученику за короткий промежуток времени вспомнить основную информацию и сделать выводы по конкретной теме.

В своей педагогической деятельности сталкиваюсь с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Используя на уроке проблемные ситуации, заставляю учеников мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Проблемные ситуации использую на этапе построения проекта выхода из затруднения (открытия) детьми нового знания. Предлагаю систему вопросов, чтобы дети самостоятельно подошли к открытию нового знания. Учащиеся выдвигают гипотезы. Это и будет проблемное решение, когда определен алгоритм рассуждения.

Метод проблемного изложения формирует способность к теоретическому мышлению, воспитывает деятельного человека, укрепляет механизмы памяти, так как то, что открыли и сформулировали сами, лучше запоминается.

В своей работе применяю технологию обучения на основе учебной ситуации. Она предполагает такие формы работы, как фронтальная, парная, индивидуальная. Парная и групповая работы дают возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Сочинение играет особую роль в развитии речи школьника. Подготовка учащихся к их написанию — работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы научить ребёнка этой работе, необходимо начинать на уроках развития речи в начальной школе и далее в среднем и старшем звене. Учитель должен воспитывать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — неавтономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу, я решаю, используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, живость и непосредственность суждений в передаче мыслей и чувств.


Сочинение-описание «Моё домашнее животное»
Цели:
- повторение особенностей описательного текста, формирование умения отличить описание предмета от других видов текста;
- формирование умения строить описание( последовательно и связно описывать);
- формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте;
Ход урока.
1.Повторение особенностей описательного текста.
-Сейчас я прочту сочинение о домашнем животном. Вы внимательно послушайте и скажите, что это за текст и почему вы так решили.
«На день рождения мне подарили маленького котенка. Я назвал его Мартин. Мартин всего боялся, пока не привык ко мне. Сначала он был маленький, пушистый, но, со временем, вырос и стал большим. Мартин — разноцветный. На шее у него белые пятнышки, животик у него тоже беленький, спинка — пепельная, хвост тоже пепельный с белой кисточкой, а лапки — в беленьких насочках. Мартин любит сидеть на диване и умываться. Ещё он очень красиво мурлычет.
Мы с Мартином любим друг друга».
-Что вы узнали из этого текста?
-Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в тексте?
-На какой вопрос отвечает тот текст? ( Как выглядит домашнее животное?)
-Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее животное?
-Какова роль описания в тексте?
А теперь послушайте два текста и определите, какой из них является описанием животного, а какой -нет.

«У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка. Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку.
За год Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей. »

«Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка, потому что он был добрый и ласковый.
Ласка вся белая с чёрным пятнышком на лбу. На лапках у неё — розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком.
Я очень люблю мою ласковую кошку.»

-Какой текст является описанием животного? ( Второй.)
-А первый? ( Это описание события, повествование.)

Постановка учебной задачи.

-Сегодня вы будете учиться описывать домашнее животное. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.

3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
( формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).

- Что значит описать домашнее животное? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? ( Какое домашнее животное?)
- Что мы сейчас определили? ( Тему сочинения)
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк?»
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? ( Что животное любимое)
- А что мы теперь определили? ( Основную мысль)
4. Обсуждение структуры текста.
(формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения)

- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? ( Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? ( Основная)
- Что должно быть в основной части? ( Описание домашнего животного)
- А какие части можно описать? ( Голову: глаза, уши, усы, нос, туловище, лапы, хвост.....)
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных?
- Как это можно описать? ( «Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошечка любит наблюдать за воронами из окна», «Моя собака любит играть мячиком»...)
- Как закончить сочинение? ( Выразить своё отношение)
Можно ли определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?
- Какими словами это можно выразить? ( «Я люблю своего кота, потому что....», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я её кормлю и гуляю с ней во дворе.»....)
5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании и обсуждении речевого оформления сочинения. ( Формирование умения использовать имена прилагательные в описательном тексте).
- Послушайте два описания и скажите, чем они отличаются друг от друга:
«Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся,а потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел. Когда он ел, у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка».
«У меня есть хомячок Хома. Он живёт у меня давно. Когда мне было 10 лет, его купили на рынке.
Хома очень красивый: небольшой, с маленькими чёрными глазками, оранжевого цвета и очень пушистый. Он живёт в клетке. У него есть домик, в котором он любит спать.
Я очень его люблю и забочусь о нём».
- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему?
- Какие части речи делают описание более полным, точным и образным? ( Имена прилагательные)
- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые будете использовать в описании.
6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
7. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, Чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
8. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему животному?
- Грамотно ли построено твоё описание ( все ли части текста у тебя есть)?
- Проверь, написано ли орфографически грамотно твоё сочинение?

Исследовательский проект (например: “История моей семьи”, “Условия жизни на Земле”); напоминает подлинно научное исследование.

Проект- памятка ( например: «Синтаксический разбор простого предложения», «Схема морфологического разбора» и т.д.)

 Творческий проект (это могут быть альбомы, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!