СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ИТК как средство повышения эффективности при подготовке к ЕГЭ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья является обобщением опыта по подготовке к ЕГЭ учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Применение ИТК как средство повышения эффективности при подготовке к ЕГЭ»

Применение ИКТ как средство повышения эффективности при подготовке к ЕГЭ

Как известно, одной из самых актуальных проблем для учителя средней школы является подготовка выпускника к ЕГЭ. Это объясняется тем, что государственный экзамен сегодня – это серьезное испытание, от результатов которого во многом зависит дальнейшее получение образования большинства выпускников. В своем выступлении я хотела бы поделиться со своим опытом по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ.

Сегодня существует множество различных ресурсов для самообразования (сборники, рекомендованные министерством образования, онлайн-тесты в Интернете, такие как «Решу ЕГЭ» Д.Гущина, «Яндекс ЕГЭ» и другие, различные электронные пособия, видеоуроки и т.д.). Я считаю, что в идеале подготовка к ЕГЭ должна заключаться самостоятельной деятельности ученика в интерактивной среде обучения, используя видеоуроки, обучающие, тренировочные работы в системе Интернет, а также различные сборники. В таких условиях от учителя требуется умелое руководство работой выпускников, систематический контроль уровня подготовки учащихся и оказание необходимой помощи на уроках, факультативных занятиях.

Подготовка на начальных этапах означает обычное изучение учебного материала с включением заданий в формах, применяемых при аттестации, т.е., в виде тестов. Целесообразно начиная с 5 класса проводить итоговые контрольные работы в формате ЕГЭ как минимум 1 раз в четверть, при этом не забывая о важности обычной формы контроля.

Одним из важных моментов для успешной подготовки к ЕГЭ является развитие вычислительных навыков. Известно, что 20% ошибок выпускники допускают из-за невнимательности и при простейших вычислениях. Для развития вычислительных навыков полезно в начале каждого урока предлагать ученикам устные задания на вычисление производной, логарифма и т.д. Для организации устной работы удобно использовать презентации. Мной разработана система презентаций для устной работы. Они просто незаменимы, если задание содержит чертеж или график.

Таким образом, почти каждый урок начинается с устной работы, которая содержит задачи на изучаемую тему и задачи на повторение, что позволяет развитию скорости вычислений и преобразований и ликвидации пробелов по определенным темам.

Итоговое повторение в старших классах считаю целесообразным начинать с тематического повторения, что обычно происходит в конце 10 класса и занимает несколько уроков в начале 11 класса. Существенную помощь при подготовке к ЕГЭ, также как и во всем учебном процессе, оказывает использование информационных технологий (мультимедийные презентации, готовые электронные пособия, тесты, Интернет-ресурсы, видеоуроки и т.д.). Мультимедийные презентации позволяют представить теоретический материал в виде наглядных опорных схем, четких алгоритмов. В этом случае задействуются и зрительное, и слуховое восприятие и поэтому урок, проведенный с помощью мультимедийных презентаций, оказывается намного эффективнее, чем традиционный.

К созданию презентаций часто привлекаю самих учащихся. Работая над этим, ученик повторяет, систематизирует учебный материал, находит дополнительный материал, интересные задачи, самостоятельно их решает, приобретает опыт работы над проектами, учится защищать свой проект на уроке. Несомненно, это повышает усвоение материала и способствует развитию навыков учащихся.

Для контроля над усвоением материала проводятся тематические тесты.

После тематического повторения начинается непосредственная работа с КИМами. На этом этапе работы широко применяются как сборники, рекомендованные министерством образования, так и ресурсы сети Интернет. Эффективными являются онлайн-тесты в Интернете, такие как «Решу ЕГЭ» Д.Гущина, «Яндекс ЕГЭ» и другие. Выполнение онлайн-тестов позволяет сэкономить время, осуществить индивидуализацию процесса, делает результаты наглядными, что позволяет своевременно выявить и оперативно ликвидировать пробелы в знаниях. Преимуществом таких тестов является и то, что ученики, обнаружив свои пробелы по определенным темам, могут выполнять тематические тесты, предварительно повторив соответствующий теоретический материал. Ребята уже осознали эти преимущества и широко применяют такую работу для самостоятельной подготовки.

Для своевременной диагностики необходима система контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях. С этой целью начиная со второго полугодия 10 класса я ежемесячно провожу диагностические работы по тестам системы Статград. Понятно, что вначале предлагается выполнить не все задания теста, а лишь по изученным темам. По мере изучения новых тем увеличивается количество заданий. Эти работы способствуют постоянному совершенствованию учебных навыков учащихся, а также позволяют отслеживать показатели обученности.

Важным моментом для успешной работы считаю также обязательный мониторинг результатов обучения.

Технология мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем при необходимости скорректировать учебный процесс. На основании выявленного уровня знаний каждого ученика выстраивается его индивидуальный маршрут по подготовке к экзамену. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к учащимся с различным уровнем подготовки и учебными возможностями.

У каждого ученика имеется папка, в которой собираются работы ученика, После каждой работы ученик заносит свои результаты с таблицы, вложенные в папку.

Такая таблица позволяет ученику увидеть свои слабые стороны, чтобы ликвидировать пробелы по пробдемным темам.

Вторая таблица дает наглядную картину уровня подготовленности ученика, показывает его продвижение к цели, позволяет осознанно прогнозировать свои результаты, а также способствует к мотивации.

Ведение такого портфолио позволяет учителю своевременно определить «группу риска», а также видеть проблемы отдельных учеников по конкретным темам. Понятно, что «группе риска» следует уделить пристальное внимание при дальнейшей работе. С ними в целях ликвидации пробелов проводятся индивидуальные и групповые консультации по проблемным темам, дополнительные занятия в малых группах, ребята выполняют домашнее задание, после чего проводится повторное тестирование. Работу с «группой риска» следует проводить в тесной связи с родителями.

Для определения типологии пробелов учеников всего класса учителем также ведется папка с таблицами, которые заполняются после каждой диагностической работы. Кроме количества ошибок в каждом задании, в таблицу заношу средний балл, максимальный балл, минимальный балл, качество, успеваемость.

Заполнив таблицу, учитель, идя на каждый урок, четко знает, что, помимо изучаемой темы нужно повторить дополнительно. В зависимости от ошибок, можно аналогичные задания или их элементы включить в устную работу или предложить индивидуальные задания для отдельных учеников, группе учеников, организовать работу в парах.

Такая кропотливая работа себя оправдывает, так как позволяет отслеживать динамику и при необходимости вовремя скорректировать тематическое планирование, организовать индивидуальные консультации или занятия в мини-группах, чтобы оперативно ликвидировать пробелы в знаниях.

Система ликвидации пробелов. Одной их эффективных форм самостоятельной работы по ликвидации пробелов являются долгосрочные домашние задания. После каждой пробной работы каждый ученик получает индивидуальное задание, состоящие из заданий того типа, с которыми он не справился. Понятно, что слабые ученики получают больше заданий базового уровня, а сильным ученикам, у которых мало ошибок в части В или они отсутствуют вообще, предлагается решить больше трудных заданий из части С. При выполнении таких домашних заданий ученики обсуждают друг с другом сложные задания, консультируют друг друга, а при необходимости, обращаются за консультацией к учителю. Долгосрочные домашние задания обычно задаются сроком на 1 месяц, после чего проводится зачет. На зачете предлагаются аналогичные задания, поэтому ученик стремится разобраться в них. Именно поэтому после введения этой системы факультативные занятия стали проходят по-другому: ученики приходят не просто послушать объяснение учителя, а задают вопросы, живо обсуждают, объясняют друг другу.

В каждом классе есть дети, которые не обладают навыками самоорганизации, или просто безответственны, поэтому необходимо таким образом руководить их подготовкой, своевременно указывая их слабые места и помогая им организовать подготовку к ЕГЭ.

Работа с одаренными детьми.

При такой системе работы ученики с высоким потенциалом также не бывают обделены вниманием: так как они обычно на пробном тестировании не допускают ошибок в 1 части, поэтому их долгосрочное задание содержит задачи повышенной трудности и трудные задачи, и на зачете должны выполнить несколько (как минимум 1-2) заданий из 2 части. Такие дети обычно бывают организованны, ответственны, поэтому, получив задание, начинают изучать и повторять необходимый материал, пытаются выполнить задание самостоятельно. Как правило, они обсуждают свои задания на переменах, в соц. сетях и т.д., при необходимости обращаются к учителю за помощью. В таком случае обычно сильным ученикам предлагается не полное решение трудной задачи, а только подсказка, или план решения, оставив ребенку возможность самостоятельно довести решение до конца. Обычно с такими детьми у меня идет постоянная переписка: сначала ребята сдают свое решение (независимо от того, законченное оно или нет), после проверки получают обратно с рекомендациями, подсказкой или планом решения, после чего доводят до конца и сдают еще раз и т. д.

Для работы с детьми с высоким потенциалом на каждом уроке стараюсь предложить им хотя бы одно трудное, нестандартное задание. Но работы в классе, конечно же, бывает недостаточно, поэтому с ними проводятся занятия в малых группах, на которых разбираются трудные задачи ОГЕ, ЕГЭ и олимпиадные задачи. Очень часто я объединяю занятия с одаренными детьми в 9 и 10, или 10 и 11 классах не только в целях экономии времени, а еще для того, чтобы заинтересовать 9-классников заданиями ЕГЭ. Именно поэтому иногда некоторые сильные ученики 9 класса решают задачи С4, С5, С6 лучше, чем 11-классники.

Одной из форм работы с сильными учениками является создание различных проектов, проведение исследований, применение элементов опережающего обучения, и т.д. Многие ребята выполняют различные проектные работы по созданию электронных тестов, пособий. Во время такой работы ребята систематизируют знания, узнают много нового.

Важным этапом подготовки к ЕГЭ одаренных детей является и подготовка и участие в различных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и т.д., так как именно решая олимпиадные задачи, ребята развивают нестандартное мышление и получают навыки решения трудных задач.

Отдельно хочу остановиться на заданиях с параметрами и поделиться своим опытом изучения способов решения данных задач.

Заключение.

Систематическая планомерная работа по ликвидации пробелов, четкая индивидуализация работы по подготовке к ЕГЭ позволяет добиваться высоких результатов. Благодаря системе мониторинга ученики своевременно выявляют свои слабые места и при помощи учителя оперативно работают над ними. Разработка индивидуальной траектории каждого ученика позволяет ребятам работать на своем уровне: слабые ученики работают над своими пробелами, а сильные занимаются трудными задачами. Учителю удобно осуществлять контроль всех учеников, следить за динамикой всего класса и отдельных учеников. Родители также имеют возможность получать достоверную и актуальную информацию об уровне подготовленности ребенка и, в случае необходимости, оказать помощь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!